Административная защита гражданских прав

Особенности решения вопросов по теме: "Административная защита гражданских прав". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Защита гражданских прав в административном порядке

Как указано в п. 2 ст. 11 ГК, в случаях, предусмотренных законом, допускается

защита гражданских прав не только в судебном, но и в административном порядке

— путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). Принципиальное

значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении

спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Какое-либо изъятие

из этого последнего правила, в том числе и в силу закона, ГК теперь исключает.

В одних случаях обращение в суд является альтернативой административному

порядку. Право выбора здесь принадлежит потерпевшему. Так, дела по жалобам

граждан на действия государственных органов, общественных организаций и должностных

лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении

на выезд из России за границу или на въезд в Россию из-за границы можно по

собственному выбору либо возбуждать в суде, либо обращаться к вышестоящему

в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу (ст.

Аналогично решение Федеральной комиссии по ценным бумагам может быть либо вначале обжаловано физическими и юридическими лицами Президенту РФ, либо сразу же оспорено в суде или арбитражном суде .

В силу Положения о государственной жилищной инспекции в РФ жалобы

на решения должностных лиц органов государственной жилищной инспекции рассматриваются

руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной

[2]

инспекцией, а по решениям Главного государственного жилищного инспектора РФ

Министерством строительства РФ. И лишь в случае несогласия предприятий, организаций,

учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности

это решение может быть обжаловано в суде или арбитражном суде.

Возможен и еще один вариант, когда предварительное обращение в соответствующий

орган является обязательным: это относится, например, к некоторым земельным

спорам. Суд (арбитражный суд) вправе разрешать споры, связанные с отказом

в предоставлении либо с изъятием земельных участков, лишь после предварительного

рассмотрения спора соответствующим органом местного самоуправления.

Осуществление и защита гражданских прав

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, например, Патентный закон РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров» предусматривают защиту патентных прав и прав на средства индивидуализации товаров, работ и услуг в Палате по патентным спорам, в частности, в случае отказа в регистрации товарного знака решение обжалуется в Палату по патентным спорам. В свою очередь решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Так, арбитражные суды рассматривают споры, которые возникают из предпринимательской, экономической деятельности.
В соответствии со ст. 14 Гражданского кодекса РФ допускается самозащита гражданских прав.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Например, огнестрельное ранение грабителя фруктов в саду едва ли может рассматриваться как действие, соразмерное нарушению. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость. В соответствии со ст.1066 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный при самозащите в состоянии необходимой обороны без превышения ее пределов, не подлежит возмещению.

Крайняя необходимость согласно ст.1067 Гражданского кодекса РФ — это опасность, угрожающая самому обладателю прав или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами.
Однако если в состоянии крайней необходимости причинен вред, то он, как правило, подлежит возмещению.
Способы защиты гражданских прав достаточно разнообразны, и некоторые из них перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Защита гражданских прав осуществляется путем:

  1. признания права (например, права собственности, права авторства);
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. самозащиты права;
  6. присуждения к исполнению обязанности в натуре (например, передача индивидуально-определенной вещи);
  7. возмещения убытков;
  8. взыскания неустойки;
  9. компенсации морального вреда;
  10. прекращения или изменения правоотношения (например, расторжения договора);
  11. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  12. иными способами, предусмотренными законом.

Защита гражданских прав в административном порядке

А. Громыко, помощник прокурора Новосибирской области по организационным вопросам и контролю исполнения.

А. Фирдман, старший помощник прокурора Кировского района г. Новосибирска.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам нередко приходится опротестовывать незаконные акты органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, нарушающие права граждан, а также вносить в эти органы представления об устранении нарушений гражданских прав. Подобных примеров много и в Новосибирской области. Так, в 1994 — 1995 гг., до принятия Федерального закона «Об акционерных обществах», прокурор Кировского района приносил протесты в АОЗТ «Сибтехмонтаж», АОЗТ «ЗКПД-6», АОЗТ «ЗЖБИ-1», АОЗТ «Востокспецавтоматика» и ряд других юридических лиц, чьи уставы содержали противозаконные положения, позволяющие по различным основаниям исключать акционеров из общества. В 1997 — 1998 гг. принесены протесты в ТОО «Спецстроймеханизация», ООО «Магнум» — всего в семь коммерческих организаций, поскольку в их уставах, в нарушение ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», также были положения, закрепляющие внесудебный порядок исключения участника из общества. По итогам различных проверок в прошлом году вносились представления об устранении таких нарушений прав акционеров, как неосновательный отказ от внесения записи в реестр акционеров, невыплата объявленных дивидендов.

Руководители коммерческих организаций высказывали сомнения по поводу правомерности применения таких мер прокурорского реагирования, как протесты и представления, по поводу нарушений в сфере гражданско — правовых отношений. Эта позиция, которую, безусловно, следует оценивать в общем ключе непрекращающихся попыток по сокращению надзорных полномочий прокуратуры, обосновывается следующими рассуждениями.

ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежат к числу основных нормативно — правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Однако ни в одном из них, в отличие, скажем, от Закона РСФСР «О милиции», Федерального закона «О судебных приставах», не закреплено впрямую, что надзор за исполнением этих актов осуществляют органы прокуратуры. Поэтому делается ошибочный вывод, что поскольку в силу ст. 3 ГК РФ гражданские правоотношения регулируются, в первую очередь, нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, применение в сфере этих правоотношений норм Закона о прокуратуре неправомерно.

Читайте так же:  Взаимозачет подотчетных средств и дивидендов

Опуская политическую подоплеку такой позиции, хотелось бы акцентировать внимание на правовых предписаниях, полностью опровергающих эту точку зрения. В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, т.е. путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).

Именно такой случай и предусматривают ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления. Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно — хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена!

Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ.

Тем более что ст. 12 ГК предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.

Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.

Административный порядок защиты прав

Читайте также:

  1. Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
  2. II. Порядок представления ходатайств о помиловании
  3. II. ПОРЯДОК ПРИЙМАННЯ І ЗВІЛЬНЕННЯ ПРАЦІВНИКІВ
  4. II. Разрешительный порядок ввоза/вывоза товаров.
  5. III. Время, порядок и место проведения
  6. III. Порядок выполнения работы
  7. III. Порядок выполнения работы
  8. III. Порядок выполнения работы
  9. III. Порядок выполнения работы
  10. III. Порядок выполнения работы
  11. III. Порядок выполнения работы
  12. III. Порядок выполнения работы

Защита гражданских прав — это действия государственных органов, граждан и юридических лиц по предупреждению нарушения или восстановлению нарушенных прав, охраняемых законом, способами, установленными законом.

В учении о защите гражданских прав принято выделять формы и способы этой защиты.

Защита гражданских прав и интересов может осуществляться в трех формах:

а) судебной;

б) административной;

в) в форме самозащиты.

Иных форм защиты права не существует.

Если провести условный конкурс среди форм защиты прав, критерием в котором будет выступать степень эффективности таковых, то, безусловно, первое место займет судебная форма, второе — самозащита прав и замкнет список административный порядок защиты прав (как показывает практика — наименее эффективный).

В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ возможность защиты гражданских прав в административном порядке должна быть предусмотрена законом. Действующее гражданское законодательство исходит из презумпции о том, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, соответственно, административный порядок — исключение из правила, встречается крайне редко.

Пример. Один из немногих случаев прямой защиты гражданских прав в административном порядке определен в ФЗ «Об электроэнергетике», который предусматривает такую возможность защиты нарушенных гражданских прав сторон договора технологического присоединения: споры, связанные с определением цены договора, могут рассматриваться органами государственного регулирования цен (тарифов).

Главным недостатком административного порядка защиты гражданских прав является то, что решение, принятое уполномоченным государственным органом, в подавляющем большинстве случаев не является обязательным к исполнению, соответственно, практически все споры так или иначе перетекают в плоскость судебного рассмотрения. Чаще всего обращения к административной системе приобретают характер бездарной «переписки с любимой женщиной», которая не приводит к какому бы то ни было ощутимому результату.

Следует отметить, что различного рода обращения к Президенту РФ, главам администраций субъектов РФ, Уполномоченному по правам человека, любым иным должностным лицам, в компетенцию которых в соответствии с законом не входит непосредственное обеспечение гражданских прав граждан, никакого отношения к защите гражданских прав в административном порядке не имеют. Едва ли не единственным органом государственной власти, который может оказать хоть какое-то содействие в защите гражданских прав, является прокуратура РФ, однако, опять-таки, акты прокурорского реагирования в гражданско-правовой сфере носят рекомендательный характер и в подавляющем большинстве случаев не исполняются. Чаще всего такие обращения приводят к потере времени, а иногда и к пропуску сроков, имеющих юридическое значение, в некоторых случаях увлечение перепиской приводит к пропуску сроков исковой давности(!).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1184 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 11. Судебная защита гражданских прав

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Защита субъективных гражданских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Коммент. ст. посвящена форме защиты, точнее — такой ее разновидности, как юрисдикционная форма, под которой понимается деятельность органов, уполномоченных принимать на основании обращений потерпевших необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и пресечению правонарушений.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и административный порядки защиты нарушенных прав. По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, что нашло отражение в названии коммент. ст. и прямо зафиксировано в п. 1. Специальный порядок защиты гражданских прав, применяемый в случаях, прямо указанных в законе, составляет их защита в административном порядке, на что и указывается в п. 2 ст. 11.

Читайте так же:  В какой срок должен сдаватьсябольничный кадрам

Судебная защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается судами общей юрисдикции, т. е. федеральными районными, городскими и областными судами, а также мировыми судьями. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В случаях, когда конституционные права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане и организации обладают правом на обращение в КС.

В качестве средства судебной защиты выступает по общему правилу иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в КС.

Административный порядок защиты гражданских прав охватывает собой их защиту как специально уполномоченными на то законом органами исполнительной власти, так и вышестоящими органами по отношению к тем должностным лицам и органам, которые нарушили права потерпевших. К числу первых относятся, например, антимонопольные органы, наделенные правом принимать необходимые меры по защите прав потерпевших при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Обжалование незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, в вышестоящий орган возможно во всех случаях, когда такой орган имеется.

Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

Важнейшим положением коммент. ст., опирающимся на ст. 46 Конституции РФ, является указание на то, что любое решение, принятое по жалобе потерпевшего в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Оно, в частности, означает, что избрание потерпевшим административного порядка защиты нарушенного права не лишает его возможности последующего, а порой и одновременного обращения по тому же вопросу в суд.

При этом следует учитывать, что при защите некоторых гражданских прав потерпевший, прежде чем предъявить иск (заявление, жалобу) в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления, специально созданный для разрешения определенной категории споров. Например, решение, принятое по заявке на регистрацию объекта промышленной собственности экспертами патентного ведомства, должно быть обжаловано заинтересованным лицом вначале в Палату по патентным спорам, после чего отрывается возможность для обращения в суд.

Кроме того, важно подчеркнуть, что указание ст. 11 на возможность обжалования в суде любого решения, принятого в административном порядке, носит общий характер. Иными словами, данная возможность имеется во всех случаях независимо от того, что в конкретном законе об этом ничего не сказано или даже подчеркнуто, что принятое в административном порядке решение является окончательным.

При применении коммент. ст. необходимо учитывать, что к некоторым содержащимся в ней указаниям нельзя подходить слишком буквально. Так, очевидно, что предметом судебной и административной защиты могут быть не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы, а также свободы; что к числу судебных органов следует отнести также и КС, конституционные и уставные суды субъектов РФ; что в суд могут быть обжалованы не только решения, принятые в административном порядке, но и решения юридических лиц, а также их органов управления; и т. п.

Административная защита гражданских прав

Государственные органы, осуществляющие административную защиту гражданских прав

Действия, нарушающие права и интересы субъектов гражданско-правовых отношений, совершаются не только их контрагентами, но и государственными органами и их должностными лицами.

Такие действия могут выражаться, например, в неправомерном отказе в выдаче ордера на жилое помещение или отказе в регистрации какой-либо сделки с недвижимым имуществом.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, по своему усмотрению либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему (ст. 4 Закона).

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок с момента ее подачи. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежащей уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Особо хотелось бы остановиться на порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Такой порядок установлен гл. 30 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть также опротестовано прокурором. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении предупреждения и административного ареста, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Читайте так же:  Двоюродная внучка очередь наследования

Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами), как правило, в десятидневный срок со дня их поступления.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления. А по результатам проведенной проверки принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) отменяет постановление и прекращает дело;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответ-ственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения сообщается прокурору.

Постановление начальника органа внутренних дел по делу о мелком хулиганстве может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим начальником органа внутренних дел, а также независимо от наличия протеста прокурора начальником вышестоящего органа внутренних дел.

Лицо, чьи права нарушены незаконными действиями государственных органов (их должностными лицами), вправе обратиться за защитой не только в вышестоящий, но и в надзорный орган, осуществляющий контрольные функции за деятельностью соответствующих подразделений исполнительной власти. Одним из таких органов является прокуратура. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 г. № 2202-1, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представи-тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерст-вами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае поступления жалобы на действия поднадзорных органов прокурор вправе опротестовать противоречащие закону правовые акты, вносить представления об устранении нарушений закона. Протест прокурор или его заместитель приносит на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые этот акт издали, либо обращается в суд.

Такой протест должен быть рассмотрен соответствующими органами не позднее 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. В случаях, когда обстоятельства требуют немедленного устранения нарушения закона прокурор, вправе установить сокращенный срок его рассмотрения.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления органам, допустившим нарушения, должны быть приняты конкретные меры по их устранению, а также причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Основные задачи органов прокуратуры при реализации полномочий по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и организаций в арбитражных судах РФ определены в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Согласно указанному приказу участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

Он содержит также указания на случаи, когда, безусловно, необходимо вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов, это:

— выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском в суд (ст. 30 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», ст. 4 и 7 Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и др.);

— занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;

— наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

— нарушений природоохранного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;

— невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;

— несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

Необходимым считается предъявление подобных исков в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц. В последнем случае наряду с предъявлением иска соответствующим прокуратурам следует решать вопросы о привлечении к ответственности виновных.

Иски в интересах иных юридических лиц могут предъявляться в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

Для решения указанных задач на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе возложены следующие основные обязанности:

— рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратуре материалов, требующих реагирования в форме иска в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов; направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам о подсудности споров;

Читайте так же:  Гражданка индонезии родила ребенка в россии

— участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;

— рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле;

— постановка перед прокурором (заместителем прокурора) вопроса о запросе из арбитражного суда на срок до пяти рабочих дней арбитражного дела в целях реализации права на обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю с представлением о принесении протеста в порядке надзора;

— изучение по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора (заместителя прокурора), в том числе в арбитражном суде, дел, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений;

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях прокурорам, в соответствии с указанным приказом, рекомендуется ставить перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.

Кроме того, прокуроры обязаны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. Эту обязанность следует выполнять, как правило, силами аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело. Прокурор, обратившийся с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд должен высылать копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе работников данной территориальной прокуратуры, а также информировать об этом арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обязан обеспечить участие в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации, своих работников.

Прокурор, направивший исковое заявление (заявление), апелляционную или кассационную жалобу в арбитражный суд другой территории, должен незамедлительно извещаться о результатах их рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде. На всех стадиях арбитражного процесса позиция прокуроров должна определяться в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел и внутренним убеждением, последовательно отстаиваться прокурором, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Вопросы защиты в административной форме гражданских прав, нарушенных некоторыми государственными органами, рассмотрены нами в гл. 6 настоящего пособия.

Административная защита гражданских прав

Роль административной формы защиты в гражданском праве России

Основу правового регулирования административной формы защиты составляет положение, закрепленное в ст. 33 Основного Закона Российской Федерации – Конституции, где указывается, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Закон (ГК РФ) предусматривает общее правило, в соответствии с которым срок для обращения в суд с жалобой установлен в один месяц со дня получения отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом. Законом может быть предусмотрен и иной срок для судебного обоснования таких действий.

Защита гражданских прав. Злоупотребление правом

Читайте также:

  1. XI. Защита прав потребителей
  2. Абсолютная защита обязательственных прав
  3. Автоматическая противопомпажная защита турбокомпрессора
  4. Антивирусная защита
  5. Биологическая защита
  6. В гражданских правоотношениях
  7. Вещи как объекты гражданских прав
  8. ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  9. Виды гражданских правоотношений
  10. Виды гражданских правоотношений
  11. Виды гражданских правоотношений
  12. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Злоупотребление правом

Злоупотребление правом

– это нарушение пределов осуществления гражданских прав, установленных законом.

Формы злоупотребления правом:

1. Использование недозволенных средств и способов осуществления своего права.

2. Осуществление своего права исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана). Например, многократные телефонные звонки в разное время суток, сопровождающиеся угрозами, оскорблениями и имеющие целью нарушить покой определенного лица.

Классический пример шиканы — постройка гражданином забора с единственной целью: преградить соседу близкий путь к его участку. В этом нет нарушения закона, однако намерение причинить вред другому лицу предосудительно.

Последствия: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Защита гражданских прав –это предусмотренная законом возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера для восстановления нарушенного права.

Различают следующие формы защиты:

Юрисдикционная –административная зашита, судебная защита.

Неюрисдикционная –самозащита.

Административная защита – исключение из общего правила. Применяется только в случаях, указанных в законе. Так, например «Патентный закон РФ» предусматривает защиту патентных прав в Палате по патентным спорам. В свою очередь решение, принятое в административном порядке может быть обжаловано в суд.

Судебная защита — она наиболее подходит для защиты гражданских прав. Это исковой порядок защиты прав.

Самозащита– в данном случае граждане и организации не обращаются к государственным и иным уполномоченным органам.

[3]

Самозащита гражданских правэто законная деятельность, направленная на защиту личных или имущественных интересов.

Меры самозащиты не должны ущемлять права других лиц. Эти меры должны быть дозволены законом. Например, обнесение дома забором, установка сигнализации в машине. Если через ограду дачного участка пропустить ток – это недопустимое охранное средство.

Это, например, действия собственника, направленные на защиту имущества, а также аналогичные действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

По УК РФ (ст. 37) необходимая оборона — это защита личности и прав обороняющегося от общественно опасных посягательств. В соответствии со ст. 1066 ГК вред, причиненный при самозащите в состоянии необходимой обороны без превышения ее пределов, не подлежит возмещению.

Возможно применение мер самозащиты и в состоянии крайней необходимости, которую ст. 1067 ГК трактует как опасность угрожающую самому обладателю прав или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами. Однако если в состоянии крайней необходимости причинен вред, то он, как правило, подлежит возмещению.

Читайте так же:  Действия организации при продлении патента

Судебная практика не признает самозащиту правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный.

К мерам самозащиты будет относится отказ совершить определенные действия (отказ от оплаты, от передачи вещи), другие действия.

Виды способов защиты гражданских прав

Кодекс перечисляет различные способы защиты (меры принудительного характера). В ст. 12 их названо 11. В соответствии с этой нормой защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права (в случае, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается); может быть реализовано в судебном порядке.

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; например, возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения, выселение лица, самоуправно занявшего жилое помещение.

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; например, стороны совершили недействительную сделку. Через суд сделку признают недействительной; к одной стороне могут применить меры конфискационного характера (все полученное по сделке пойдет в доход государства, а права и законные интересы другой стороны будут защищаться путем восстановления для неё положения, существовавшего до нарушения права. Может быть реализовано в судебном порядке.

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; может быть реализовано в судебном порядке.

присуждения к исполнению обязанности в натуре; нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Обычно это противопоставляется выплате денежной компенсации.

возмещения убытков; это основная форма компенсации причиненного ущерба.

взыскания неустойки; производится в случаях, прямо предусмотренных в законе или договоре.

компенсации морального вреда; это выплата денежной компенсации за физические или нравственные страдания.

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; здесь речь идет о разрешении какого-либо гражданско-правового спора.

Этот перечень не является исчерпывающим, законодательство и практика знают и иные способы защиты.

Управомоченное лицо вправе выбрать способ защиты нарушенного права. Однако выбор в ряде случаев ограничен правовыми нормами, предусматривающими для тех или иных субъективных прав определенные средства правовой защиты, а также характером нарушения права.

Например, для защиты права собственности (иного вещного права) можно воспользоваться иском о признании права собственности, виндикационным или негаторным иском. Наряду с этими традиционными способами защиты права собственности возможно также обращение в суд с требованием о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, если такой акт служит основанием возникновения права собственности. В зависимости от конкретных обстоятельств управомоченное лицо выбирает адекватный им способ защиты.

Может быть применено несколько способов защиты в определенной последовательности. Например, при рассмотрении спора об арендной плате арендатор предъявляет встречный иск с требованием о признании договора аренды недействительным, так как арендодатель не является собственником нежилого помещения, сданного в аренду. В этом случае рассмотрение спора о праве собственности и его признании либо непризнании должно предшествовать рассмотрению требования об уплате арендной платы и встречного требования о признании договора недействительным.

Способы защиты нарушенного права и порядок защиты предусмотрены также нормами ГК об отдельных видах договоров. Так, в силу ст. 523 ГК поставщик вправе односторонне отказаться от исполнения обязательства (расторгнуть договор) при неоднократной неоплате стоимости поставленного товара либо на основании ст. 486 ГК приостановить исполнение.

Отсутствие правовых норм, закрепляющих конкретный способ защиты гражданских прав, либо наличие возможности применить разные способы означает, что выбор оставлен на усмотрение сторон. При этом возможно сочетание (одновременное использование) нескольких способов защиты.

Среди названных в ГК можно выделить способ защиты, являющийся для гражданского права наиболее значимым или универсальным, — возмещение убытков. Он применим при любых нарушениях субъективных прав независимо от того, предусмотрено ли законом или договором возмещение убытков, причиненных тем или иным нарушением гражданских прав.

Юридические лица как субъекты гражданского права

В качестве участников гражданских правоотношений — субъектов гражданского права могут выступать не только отдельные граждане, но и различные организации. В отличие от имеющих естественное происхождение людей — лиц физических, они создаются не природой, а самим обществом и правом и называются, в отличие от физических лиц, лицами юридическими.

Предпринимательские организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на профессиональной основе, производят определенную продукцию либо занимаются ее заготовкой, реализуют продукцию и иные товары и приобретают сырье и материалы, оказывают хозяйственные услуги другим организациям и гражданам. Организации, занимающиеся не коммерческой и не хозяйственной, а иной — гуманитарной, просветительской или даже управленческой деятельностью, тем не менее вынуждены, хотя бы в минимальной степени, участвовать в хозяйственных связях и имущественных отношениях, которые в обществе, основанном не только на рыночной, но и на плановой административно-командной экономике (в последнем случае, правда, с известной спецификой), неизбежно принимают форму гражданских правоотношений (см. об этом в гл. 1). Таким образом, организации не могли бы осуществлять необходимые им хозяйственные связи, если бы не были наделены способностью быть субъектами гражданских прав и обязанностей.

Однако не всякая организация может быть признана юридическим лицом и фактически действовать как субъект гражданского права. В качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать лишь организации, обладающие материальной, фактической способностью самостоятельно участвовать в товарно-денежных, рыночных отношениях.

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 582 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  3. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
Административная защита гражданских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here