Добровольные взносы в накопление

Особенности решения вопросов по теме: "Добровольные взносы в накопление". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ
«О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 11 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 12 марта, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 4 июня, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 18 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 25 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 апреля 2008 г.

Принятый Федеральный закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.

Гражданам предоставляется возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса будет определяться застрахованным лицом самостоятельно. Уплата взноса может осуществляться через работодателя либо через кредитные организации. Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников.

Предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, будут получать средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год. Лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии, из федерального бюджета будет доплачиваться 4-кратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 000 рублей в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 000 рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 мая 2008 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 1943

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Представлена новая система добровольных пенсионных накоплений

Syda_Productions / Depositphotos.com

Минфин России предлагает внедрить новый вид пенсионной схемы негосударственного пенсионного обеспечения – гарантированный пенсионный план (далее – ГПП). Соответствующий законопроект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно проекту 1 гражданам хотят предоставить возможность заключить с негосударственными пенсионными фондами пенсионный договор гарантированного пенсионного плана. Финансовой основой ГПП будут являться взносы его участников – граждан. При этом уплачивать их можно будет самостоятельно либо через работодателя.

Участие в программе будет добровольным. Присоединением к ГПП будет считаться уплата участником взноса по гарантированному пенсионному плану. При этом поправками предусматривается право «пробного периода»: в течение шести месяцев с момента уплаты первого взноса можно будет выйти из ГПП и получить обратно уплаченные взносы.

Размер взносов участники будут определять самостоятельно и смогут менять его размер. Также предполагается, что участники в любой момент смогут приостанавливать уплату взносов на срок не более пяти лет и в любое время, в том числе до истечения срока приостановления, возобновить их уплату. Приостановление может быть осуществлено неоднократно.

[2]

Пенсионные выплаты по гарантированному пенсионному плану будут назначаться:

  • при наступлении достижении пенсионного возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин),
  • либо через 30 лет после уплаты первого взноса (без учета срока приостановления уплаты таких взносов) в зависимости от того, какой срок наступит ранее.

Предусмотрена возможность досрочного востребования выплаты – в случае наличия у участника заболевания из перечня социально значимых заболеваний – в целях возмещения фактически понесенных им расходов по дорогостоящим видам лечения.

В случае смерти участника ГПП его средства гарантированного пенсионного плана будут включаться в состав наследства.

Существующие пенсионные накопления можно будет «перевести» в ГПП: проектом предусмотрено, что они могут быть переданы в качестве пенсионного взноса по пенсионному договору гарантированного пенсионного плана.

Деятельность по гарантированным пенсионным планам смогут осуществлять только НПФ, внесенные в реестр негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Физлиц – участников ГПП также будут регистрировать в специальном реестре.

Предполагается, что ведение реестра участников гарантированного пенсионного плана и администрирование пенсионных взносов и иных взносов по гарантированному пенсионному плану будет обеспечивать специальная организация – пенсионный оператор. Регулирование и надзор за пенсионным оператором будет осуществлять Банк России.

Согласно поправкам НПФ гарантирует сохранность взносов участников гарантированной пенсионного плана и доходность один раз в пять лет.

Предполагается, что в случае принятия закона поправки вступят в силу с 1 января 2021 года.

Читайте так же:  Если пенсия работающего пенсионера 14850

В целях стимулирования к активному участию в формировании ГПП планируется ввести ряд налоговых льгот для участников гарантированного пенсионного плана и работодателей, перечисляющих взносы по гарантированному пенсионному плану своих работников.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-19/00095019).

Добровольные взносы в ПФР

Порядок назначения пенсии по старости

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие определенного возраста и имеющие не менее 15 лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись страховые взносы в ПФР. Согласно общему порядку, платежи на пенсионное страхование перечисляет работодатель. Исчисляются они в соответствии с требованиями главы 34 НК РФ по установленному тарифу с выплачиваемого вознаграждения работникам.

Кто уплачивает добровольные взносы в ПФР

Лица, за которых не перечисляются платежи на соцстрахование, с целью приобретения права на получение пенсии могут самостоятельно вступить в добровольные правоотношения по ОПС и лично уплачивать взносы (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). К ним относятся:

  • граждане РФ, работающие за пределами РФ, перечисляющие взносы за себя;
  • физлица, делающие перечисления за другое лицо, за которое они не уплачиваются страхователем;
  • уплачивающие страховой взнос в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер;
  • лица, временно и постоянно проживающие на территории РФ, на которые не распространяется ОПС;
  • физлица, решившие уплачивать допвзносы для формирования накопительной пенсии.

Как делать отчисления в Пенсионный фонд самому

Для того чтобы вступить в добровольные правоотношения по пенсионному страхованию, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд.

Статьей 29 167-ФЗ предусмотрен минимальный и максимальный размер добровольного годового платежа:

  • минимальный: произведение двукратного МРОТ и действующего тарифа страхового взноса в ПФР, увеличенное в 12 раз;
  • максимальный: произведение восьмикратного МРОТ и действующего тарифа страхового взноса, увеличенное в 12 раз.

Периоды перечисления добровольных платежей в ПФР засчитываются в страховой стаж. При этом такие периоды не могут составлять более половины стажа, необходимого для назначения пенсии.

Допвзносы на накопительную пенсию

Для начала формирования дополнительных пенсионных накоплений необходимо также подать заявление в ПФР.

Размер допвзноса застрахованным лицом определяется самостоятельно. Перечислению он подлежит напрямую в ПФР (не в ИФНС, как обязательные платежи). Уплачивать допвзносы можно лично или через работодателя.

При перечислении платежей лично застрахованному нужно взять реквизиты для перечисления в ПФР и оформить платеж через любую кредитную организацию.

Также можно обратиться к работодателю с заявлением об удержании допвзноса из заработной платы. В заявлении необходимо указать сумму удержания. В этом случае работодатель произведет удержание и перечислит допвзнос в ПФР сам.

Застрахованное лицо, формирующее накопительную часть пенсии, вправе перевести накопления в НПФ или выбрать управляющую компанию для инвестирования.

Обратиться за установлением накопительной пенсии застрахованное лицо вправе с момента достижения необходимого для назначения пенсионного возраста. Назначение и выплату производит страховщик, у которого производилось формирование накоплений.

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

    он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;

суммы взносов работодателя включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

    взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;

ДСВ (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.

Как делать добровольные взносы на пенсию

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 октября 2019 14:57

Пенсионное страхование в России носит обязательный характер и распространяется на всех работающих граждан. Взносы на пенсии, согласно его правилам, формируют и уплачивают работодатели. При этом существует ряд случаев, когда человек сам может делать взносы на пенсию. Например, когда он работает за границей, но хочет, чтобы пенсия в России продолжала формироваться, или чтобы формировать пенсию близкого человека, который нигде не работает.

Читайте так же:  Государственная программа для развития сельской местности

Взносы могут также делать те, кто работает на себя, – чтобы увеличить уже имеющиеся пенсионные права либо полностью формировать их с нуля. Последнее, в частности, относится к самозанятым, применяющим налог на профессиональный доход. По закону они не обязаны делать отчисления на пенсионное страхование, как, например, индивидуальные предприниматели или нотариусы, и формируют свою пенсию самостоятельно. В том числе за счет добровольных взносов.

Чтобы уплачивать их, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России, зарегистрировавшись таким образом в качестве плательщика. Сделать это можно только в клиентской службе ПФР или отправив заявление по почте. Кроме того, в отличие от добровольных взносов на формирование накопительной пенсии, которые за человека может перечислять его работодатель, добровольные взносы на страховую пенсию делает только сам человек.

Соответствующие платежи перечисляются через банк по реквизитам, сформированным с помощью электронного сервиса ПФР. Он доступен в открытой части сайта Пенсионного фонда и не требует входа в личный кабинет. Квитанция с необходимыми реквизитами также предоставляется в клиентских службах ПФР.

Периодичность взносов человек определяет самостоятельно: можно перечислить сразу всю желаемую сумму либо делать небольшие платежи в течение определенного времени. Расчетным периодом по уплате добровольных взносов является календарный год. Минимальный и максимальный платежи при этом имеют ограничения и в том числе зависят от того, сколько времени в течение года человек был плательщиком взносов. Чем дольше этот период, тем больше пенсионных прав он позволяет сформировать.

Пенсионные коэффициенты и стаж, приобретенные в результате уплаты добровольных взносов, учитываются 31 декабря и отражаются на лицевом счете до 1 марта года, следующего за годом уплаты. Учет взносов происходит автоматически, поэтому представлять в Пенсионный фонд документы, подтверждающие совершенные платежи, не требуется.

Люди, которым не хватило страхового стажа или пенсионных коэффициентов для получения права на пенсию, также могут воспользоваться уплатой добровольных взносов, чтобы восполнить недостающие пенсионные права. Притом что самой распространенной причиной нехватки коэффициентов или стажа является неофициальное трудоустройство, отказы в назначении пенсии из-за этого происходят не часто и составляют примерно 3% от всех решений, выносимых по заявлениям граждан.

Возможность уплаты добровольных взносов на пенсию предусмотрена статьей 29 федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и реализуется в соответствии с приказом Минтруда России № 462н от 31 мая 2017 года.

Система добровольных пенсионных отчислений

Система добровольных отчислений

Одной из последних новостей в сфере пенсионного обеспечения граждан РФ является внедрение новой концепции. Она получила название индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Суть программы:

Замена обязательных накопительных взносов в пенсионный фонд (ПФР) на добровольные – в НПФ (негосударственный фонд).

Стимуляция работающих граждан самостоятельно копить на пенсию.

Отмена компетентных полномочий у государственных органов и передача их негосударственным финансовым структурам.

ИПК должна заменить накопительную систему, формирование накоплений которой с 2014 заморожено. Все отчисления откладываются на страховую часть пенсии, и при оформлении выплат переводятся в индивидуальный коэффициент или баллы.

Система индивидуального пенсионного капитала находится на стадии разработки законопроекта. Концепция обсуждалась на российском пенсионном конгрессе Моисеевым А. (замминистром финансов), Швецовым С. (зампредом ЦБ) и Топилиным М. (министром труда и соцзащиты).

Руководитель Минфина Силуанов А. заявил о внедрении ИПК в пенсионную систему с 2018 года. При этом предполагается использование переходного периода сроком до 5 лет. В этот период граждане должны определиться, в какой фонд они будут перечислять сбережения, выбрать предпочтительный НПФ и определиться с процентной ставкой пенсионных отчислений.

Участие в системе ИПК

Использование новой возможности по предложению чиновников будет происходить на добровольной основе. При этом вхождение в проект осуществляется автоматически. Гражданам – противникам реформы для отказа от участия нужно подать соответствующее заявление.

С момента, когда ИПК начнет действовать, по умолчанию будет установлена процентная ставка отчислений – 0%. То есть, если участник не определился с количеством взносов, первый год он от них будет освобожден. В дальнейшем указанная процентная ставка будет повышаться по единице каждый календарный период (год) до достижения показателя – 6%.

По словам зампреда ЦБ указанная номинальная ставка не должна быть ощутима для населения и поэтому актуально в дальнейшем ее увеличить до 12%. При этом следует учесть финансовые возможности регионов и установленный там средний уровень зарплаты граждан.

Для участников системы предложена возможность взять пенсионные каникулы – время освобождения от взносов в новую систему. Максимальный срок каникул – 5 лет.

Для участия в программе не нужно подавать заявления. Вход в систему произойдет автоматически. Если гражданин против накоплений в добровольном порядке, ему нужно подать заявления об отказе от участия. Против такой концепции выступил Топилин, заявив, что заявку нужно формировать для входа в проект, но не наоборот.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выплата накопленных средств

В случае участия в программе накопленные сбережения будут предоставляться гражданам пожизненно после оформления пенсии (или до момента исчерпания финансов). Отложенные денежные средства будут разделены на равные платежи на определенный законодательством срок дожития (предполагается осуществлять выплаты пожизненно

[3]

В 2018 граждане могут оформить пенсию по достижении 60 (мужчины) и 55 лет (женщины). Но уже с 1 января 2019 года пенсионный возраст начнет повышаться каждый год на один год. Этапы реформы увеличения пенсионного возраста продлятся 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. В конечном итоге мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 63 года. По официальной информации средний срок жизни пенсионера составляет 16 и 20.5 лет для мужчин и женщин соответственно. То есть, указанный срок является временным отрезком, который предположительно проживет гражданин после получения права на пенсию.

Согласно нововведениям полноправным владельцем счета является сам вкладчик. Он может получить средства наличными в момент отказа от ИПК или при возникновении некоторых жизненных ситуаций:

потеря источника существования;

наличие тяжелой болезни у самого гражданина или членов его семьи;

уплата долговых обязательств.

При снятии средств на указанные цели, они подлежат налогообложению.

Преимущества и недостатки

Рассматриваемая пенсионная реформа не лишена плюсов и минусов. Значимые особенности внедряемой программы:

Система гарантирует только номинал отложенных средств. То есть, сколько фактически накоплено денег, столько претендент их получит после ухода на пенсию. Общая сумма разделяется на равные платежи в течение срока дожития пенсионера.

Для участников программы предусмотрены налоговые льготы в сфере уплаты НДФЛ. Гражданин, откладывающий средства в ИПК получит возможность осуществить вычет из налоговой базы своих доходов в размере не более 6%.

Уступки работодателям, если они привлекли в систему своих сотрудников. Скидка действует при налогообложении и зависит от суммы фактических взносов работников такого предпринимателя.

Формирование вкладов ИПК будет происходить в НПФ, но не все негосударственные фонды смогут участвовать в программе. Как указано в концепции программы, НПФ должен гарантировать выплаты средств до момента исчерпания их на именном счете или пожизненно. Минимальный срок выплаты – 5 лет.

Система наиболее подходит для обеспеченных людей, чей заработок позволяет осуществлять накопительные взносы в ИПК в крупных размерах.

Разрабатывается новая пенсионная система индивидуального пенсионного капитала, которая должна заменить накопительную пенсию и в дальнейшем вобрать в себя страховую. Основные выводы:

Читайте так же:  Господдержка при переезде в сельскую местность

Участие в ИПК будет происходить на добровольной основе. Фактически – на добровольно-принудительной.

Включение в состав участников осуществляется автоматически.

При отказе от участия нужно подать заявление.

Предположительный процент взносов – 6%, но возможен их рост до 12%.

При выходе сохраняется право вновь стать участником.

При отказе от системы накопленные сбережения должны отдаваться на руки вкладчику.

Накопления средств происходит в НПФ.

Срок выплат: пожизненно или до исчерпания накопленных средств в зависимости от условий договора с пенсионным фондом.

Минимальный период платежей – 5 лет.

Участник системы может взять каникулы от уплаты взносов до 5 лет.

Внедряемая система наиболее выгодна обеспеченным людям и отчасти, гражданам женского пола.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

ХочуМогуЗнаю

Добровольные пенсионные накопления

Добровольные пенсионные накопления (ДПН) — это средства, переданные физическим лицом на основании договора в управление негосударственному пенсионному фонду НПФ.

Вкладчик делает в НПФ взносы, НПФ инвестирует полученные деньги в доходные активы, а прибыль зачисляет на счет вкладчика. При достижении вкладчиком пенсионного возраста НПФ начинает выплачивать ему негосударственную пенсию. Она формируется из двух источников: взносов вкладчика и доходов от инвестиций НПФ.

Деятельность НПФ регулируется законом об НПФ и контролируется Банком России.

Государство не гарантирует возврат ДПН в случае финансовых проблем у НПФ: в этом заключается отличие ДПН от банковских вкладов и накопительной части государственной пенсии, переданной в НПФ.

На отношения граждан с НПФ не распространяется закон о защите прав потребителей.

Добровольные взносы в ПФР

«Упрощенка», 2010, N 5

Социальная защита более надежна, если наряду с государством о ней заботятся сами граждане. Чтобы обеспечить себе безбедное будущее, самое верное — откладывать деньги сейчас. Расскажем об учетных операциях, выполняемых в случае, когда работники хотят увеличить свою пенсию.

Правила уплаты дополнительных взносов на накопительную часть пенсии излагаются в Федеральном законе от 30.04.2008 N 56-ФЗ (далее — Закон N 56-ФЗ). Закон вступил в силу 1 октября 2008 г., однако некоторые положения действуют только с 2009 г. Перечисляются взносы самостоятельно или через работодателей. Заинтересованным работодателям, которые стараются улучшить материальное благосостояние сотрудников, предоставляется право участвовать в их пенсионных накоплениях, выделяя собственные средства.

Добровольные правоотношения с ПФР

Плательщиками дополнительных взносов могут стать только граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования. Чтобы вступить в добровольные правоотношения с ПФР, пишется заявление по форме ДСВ-1, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28.07.2008 N 225п (п. 1 ст. 3 Закона N 56-ФЗ). Его можно подать самим, но удобнее через работодателя. Работодатель в течение трех рабочих дней переправит заявление в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя (п. 4 ст. 4 Закона N 56-ФЗ), и не позднее 10 рабочих дней Пенсионный фонд уведомит о принятом решении.

Сотрудник уплачивает взносы через работодателя

Сотрудник должен составить еще одно заявление (п. 2 ст. 5 Закона N 56-ФЗ). Форма произвольная. Следует указать ежемесячный дополнительный взнос — фиксированный или в процентах от базы по взносам на обязательное пенсионное страхование. Размер выбирает сам работник.

Работодатель удерживает нужную сумму из выплат в пользу работника и перечисляет деньги в ПФР с 1-го числа месяца, следующего после того, как получено заявление сотрудника на имя предпринимателя или руководителя организации (п. 2 ст. 7 Закона N 56-ФЗ). Работник вправе в любой момент изменить размер взноса, прекратить или возобновить уплату, представив работодателю очередное заявление. Взносы (скорректированные или восстановленные) станут перечисляться или будут отменены со следующего месяца. Когда сотрудник увольняется, со дня его ухода уплата взносов прекращается (п. 3 ст. 5 Закона N 56-ФЗ).

Работодатель уплачивает взносы из собственных средств

Закон N 56-ФЗ предоставляет возможность организациям и индивидуальным предпринимателям поучаствовать в формировании пенсионных накоплений сотрудников, уплачивающих дополнительные пенсионные взносы. Они имеют право перечислять так называемые взносы работодателя (п. 1 ст. 8). Решение оформляется приказом, либо вносятся поправки в коллективный или трудовой договор.

Примечание. Взнос работодателя — это собственные деньги, которые он перечисляет в пользу застрахованного лица на основании Закона N 56-ФЗ.

Ежемесячно работодатель определяет сумму взносов из собственных денег для каждого сотрудника (п. 3 ст. 8 Закона N 56-ФЗ). Она может быть фиксированная или в процентах от базы по взносам на обязательное пенсионное страхование.

Если сотрудник увольняется, работодатель отказывается от обязательств по уплате взносов с того момента, как прекращаются трудовые отношения (п. 2 ст. 8 Закона N 56-ФЗ).

Правила уплаты взносов и сдачи отчетности

Дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются одним платежным поручением в порядке и срок, предусмотренные для системы обязательного пенсионного страхования (п. п. 1 и 3 ст. 9 Закона N 56-ФЗ). То есть взносы за истекший месяц должны быть уплачены не позднее 15-го числа следующего (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ)).

Работодатель должен сформировать реестр застрахованных лиц, в котором указываются:

  • сумма дополнительных взносов сотрудников и взносов работодателя;
  • номер платежного поручения и дата исполнения;
  • страховые номера лицевых счетов сотрудников;
  • Ф.И.О. застрахованных лиц;
  • дополнительные взносы каждого сотрудника;
  • взносы работодателя на каждого сотрудника.

Примечание. Перечень обязательных сведений дается в п. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ.

Сведения заверяет кредитная организация, через которую перечисляются взносы.

Форма реестра застрахованных лиц и Порядок его подачи утверждены Постановлением Правления ПФР от 12.11.2008 N 322п. Отчитываются в территориальном отделении фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в течение которого уплачивались взносы (п. 6 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).

Софинансирование пенсионных накоплений

Застрахованным лицам, которые подали заявление об уплате дополнительных страховых взносов до 1 октября 2013 г., государство окажет поддержку — добавит средства к пенсионному накоплению (п. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ). Рассчитывать на это могут граждане, перечислившие за год не менее 2000 руб.

Платежи будут производиться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных взносов. Годовой размер взноса на софинансирование равен сумме, перечисленной гражданином на добровольное страхование за прошедший год, но не более 12 000 руб. (п. 1 ст. 13 Закона N 56-ФЗ).

Налоговый учет взносов работодателя

При упрощенной системе налоговую базу можно снизить на расходы на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Их состав определяется в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), в п. 16 которой указаны страховые пенсионные взносы, уплаченные работодателем согласно Закону N 56-ФЗ. При этом обязанность уплачивать взносы работодателя должна быть закреплена в трудовом или коллективном договоре. Общая величина дополнительного ассигнования на накопительную часть трудовой пенсии, а также платежей по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников, которую можно учесть, не должна превышать 12% расходов на оплату труда (без учета взносов).

Примечание. Читайте об этом также на с. 54.

Пример 1. ООО «Квинтет», применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в марте 2010 г. получило от 10 сотрудников заявления с просьбой ежемесячно удерживать из заработка 3% начисленных сумм и переводить как добровольные страховые взносы в ПФР. Тогда же работодатель вынес решение ежемесячно уплачивать взносы в размере 3000 руб. на каждого сотрудника, и положение об этом зафиксировали в коллективном договоре. Договоры долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников не заключались. Взносы работодателя перечислены 5 апреля. Можно ли их сумму признать при налогообложении, если расходы на оплату труда (без учета взносов) за I квартал составили 835 400 руб.?

Читайте так же:  Декретное пособие неработающим

Определим сумму взносов, которую работодатель уплатил из собственных средств. Она равна 30 000 руб. (3000 руб. x 10 чел.). Максимальная сумма, на которую удастся уменьшить налоговую базу, составляет 100 248 руб. (835 400 руб. x 12%), а это значительно больше 30 000 руб. Поэтому 5 апреля 2010 г. 30 000 руб. можно полностью включить в расходы на оплату труда (пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, а также п. 16 ст. 255 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

Если организация или индивидуальный предприниматель перечисляют собственные средства в счет пенсионных накоплений, у сотрудников образуется доход в натуральной форме. Нужно ли из их выплат удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы?

Перечень доходов, не отражаемых в базе по НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. Согласно п. 39 взносы работодателя не облагаются НДФЛ, но только в пределах 12 000 руб. в год на каждого сотрудника. С превышения налог уплачивается по общему правилу. Платежи, направляемые на софинансирование пенсионных накоплений (п. 1 ст. 12 Закона N 56-ФЗ), указаны в п. 38 ст. 217 НК РФ. Поэтому с сумм, полученных из федерального бюджета на увеличение накопительной части пенсии, НДФЛ тоже не перечисляется, причем ограничений в данном случае нет.

На заметку. Дополнительные взносы уменьшат НДФЛ

Согласно ст. 219 НК РФ граждане имеют право на социальные вычеты из базы по НДФЛ, в которые входят дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии (пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). Однако общий размер данных вычетов (не включая расходы на учебу детей и дорогостоящее лечение) не может превышать 120 000 руб. в год (п. 2 ст. 219 НК РФ). Они предоставляются налоговой инспекцией после окончания налогового периода и подачи гражданином декларации по форме 3-НДФЛ.

Согласно Закону N 212-ФЗ 1 января 2010 г. ЕСН заменен страховыми взносами. Те, кто применяет упрощенную систему, в этом году перечисляют платежи только в ПФР по ставке 14% (пп. 2 п. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ), но с 2011 г. станут их перечислять во все фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС) по общим ставкам. Нужно ли начислять страховые взносы на суммы, выделяемые на накопительную часть пенсии сотрудников?

Примечание. Подробнее об этом рассказывалось в статье «Страховые взносы вместо ЕСН: что ждет «упрощенцев» // Упрощенка, 2009, N 10.

Выплаты, не включаемые в базу по страховым взносам, установлены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, среди которых — взносы работодателя (пп. 6 п. 1). Однако, как и суммы, не облагаемые НДФЛ, они нормируются. Необлагаемый максимум составляет 12 000 руб. в год на каждого сотрудника.

Страховые взносы на случай травматизма перечисляются только с вознаграждений за труд (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Взносы работодателя к ним не относятся, поэтому взносы в ФСС на случай травматизма с них не взимаются.

Пример 2. ООО «Свирель» применяет УСН. Организация ежемесячно уплачивает взносы работодателя в пользу работника, добровольно вступившего в отношения с ПФР. Соответствующее положение указано в трудовом договоре. За январь, февраль и март 2010 г. работодатель внес по 1500 руб. Нужно ли на них начислять НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды?

Учет расходов на дополнительные пенсионные взносы

«Финансовая газета», 2009, N 42

Виды пенсионных взносов

По видам пенсионные взносы подразделяются на обязательные и добровольные взносы. К добровольным взносам относятся дополнительные страховые взносы в накопительную часть государственной пенсии и взносы на негосударственную пенсию.

Источником обязательных пенсионных взносов являются средства работодателя-страхователя. Цель взимания обязательных пенсионных взносов — обеспечение минимальной страховой суммой, гарантированной для выплаты пенсионного обеспечения пенсионеров. Объем обязательных взносов в соответствии с гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ не может превышать 20% расходов на оплату труда. Работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в ПФР, которые являются составной частью ЕСН. В настоящее время ставка ЕСН составляет 26% фонда оплаты труда, из которых 20% направляется в качестве взносов в ПФР. Указанные взносы для лиц моложе 1967 г. состоят из трех частей: базовой (6%), страховой (8%) и накопительной (6%).

Источником добровольных пенсионных взносов являются и дополнительные средства работодателя, и собственные средства застрахованного лица, размер которых устанавливается договорами негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) и страхования.

Способы участия в формировании трудовой пенсии

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009), согласно п. 2 ст. 5 которого трудовые пенсии по старости могут состоять из нескольких частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и заработной платы (с 1 марта 2009 г. она составляет 1950 руб.).

Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного работника, отражаемых на его индивидуальном счете; она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции.

Таким образом, и у работника, и у работодателя отсутствует возможность влиять на уровень базовой и страховой частей будущей трудовой пенсии, их размер будет зависеть от решений Правительства Российской Федерации.

Такая возможность предоставлена работнику в отношении средств, находящихся в накопительной части трудовой пенсии (в частности, застрахованному лицу дано право направлять накопленные средства на инвестирование).

Также с 1 января 2009 г. граждане вправе перечислять дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии (Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).

Аналогичные права предоставлены Законом N 56-ФЗ и работодателям, которые могут принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц должно быть оформлено отдельным приказом или включением соответствующих положений в коллективный или трудовой договор.

До 1 января 2009 г. альтернативой увеличения трудовой пенсии как для работников, так и для работодателей являлось только участие в формировании негосударственной пенсии посредством внесения взносов в негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ). Следует отметить, что вступление в правовые отношения по негосударственному пенсионному обеспечению не исключает права на получение государственной пенсии.

Таким образом, будущая пенсия может состоять из обязательных и дополнительных пенсионных взносов. В свою очередь, дополнительные взносы представляют собой добровольные взносы на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с тем что источником трудовой пенсии являются добровольные взносы, по вопросам налогообложения указанных расходов законодателями предусмотрен как ряд ограничений, так и ряд льгот.

Учет расходов на дополнительные пенсионные взносы

Расходы организации на пенсионное обеспечение сотрудников в бухучете отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ взносы по НПО в пользу сотрудников организации подлежат обложению ЕСН, который также списывается на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Расходы на НПО для налогового учета нормируются. Совокупная сумма взносов в НПФ учитывается при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда. При этом из фонда оплаты труда (ФОТ) исключается сумма взносов на НПО (ВНПО). Отсюда норма расходов для целей налогообложения рассчитывается по следующей формуле:

В целях налогообложения для учета расходов на НПО должны выполняться определенные условия, носящие в основном ограничительный характер.

[1]

Во-первых, в целях налогообложения прибыли расходы учитываются:

Читайте так же:  До какого числа выплачиваются донорские

если по договорам НПО применяется пенсионная схема, предусматривающая учет пенсионных взносов на именных счетах участников НПФ;

если договорами НПО предусмотрены выплаты пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно.

Во-вторых, в целях налогообложения ЕСН расходы учитываются:

если взносы предусмотрены в трудовых договорах или коллективном договоре (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ);

и признаются в составе расходов, если выплачены за счет расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, и не признаются в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, если выплачены за счет собственной прибыли в текущем отчетном (налоговом) периоде. Сказанное означает, что при использовании солидарных пенсионных схем взносы, уплаченные по таким пенсионным договорам, в налоговую базу по ЕСН не включаются, так как они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В-третьих, в целях налогообложения НДФЛ в качестве расходов учитываются суммы пенсионных взносов по договорам НПО, заключенным работодателями с российскими НПФ, не имеющими соответствующей лицензии (п. 1 ст. 213.1 НК РФ).

Учет расходов на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии работников принципиального отличия от учета расходов на НПО не имеет. Однако в отличие от расходов на НПО для целей налогообложения расходы на дополнительные пенсионные взносы носят стимулирующий характер, предусматривающий ряд льгот.

Во-первых, в целях налогообложения прибыли учитываются расходы, которые относятся к расходам на оплату труда, принимаемым для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 255 НК РФ, в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ), если при этом установлен лимит, в пределах которого данные расходы уменьшают базу по налогу на прибыль. Так, подлежит учету совокупная сумма добровольных пенсионных взносов работодателей и платежей (взносов) работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) НПО работников в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда. Соответственно, сумму превышения организация учесть не вправе.

Во-вторых, в целях налогообложения ЕСН расходы учитываются, если взносы работодателя на пополнение накопительной части пенсий работников составляют свыше 12 000 руб. на каждого застрахованного. Если сумма взносов, перечисляемых на будущую пенсию, не превышает указанное ограничение, то налог не исчисляется (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ).

В-третьих, в целях налогообложения НДФЛ расходы учитываются, если величина взноса превышает 12 000 руб. за год. Если сумма взносов работодателя, перечисляемых на накопительную часть трудовой пенсии работника, не превысила указанное ограничение, то НДФЛ не исчисляется (п. 39 ст. 217 НК РФ).

Общим условием для учета расходов на НПО и расходов на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии является требование о нормировании данных расходов в целях налогообложения прибыли — это требование о том, что совокупная сумма платежей работодателей (по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения) учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ).

Уплата НДФЛ при перечислении дополнительных пенсионных взносов

Все доходы физических лиц, приносящие им экономическую выгоду, являются объектом обложения НДФЛ. К доходам от пенсионных взносов относятся негосударственные пенсии и добровольные взносы, превышающие законодательно установленный лимит.

В части доходов физического лица от дополнительных пенсионных взносов обязанность по удержанию и уплате НДФЛ возникает у работодателя-страхователя в следующих случаях:

если суммы пенсионных взносов по договорам НПО заключены с российскими НПФ, не имеющими соответствующей лицензии (п. 1 ст. 213.1 НК РФ);

если сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работника превышает 12 000 руб. за год (п. 39 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, обязанность по уплате НДФЛ возникает и у НПФ (ст. 213.1 НК РФ) при перечислении следующих видов дохода застрахованному лицу:

сумм пенсионных взносов, перечисляемых иностранной организацией в зарубежные НПФ за своих работников в налоговом периоде, в котором такие работники являются налоговыми резидентами Российской Федерации (Письмо Минфина России от 04.09.2008 N 3-5-03/[email protected]);

пенсий, выплачиваемых с 1 января 2005 г. физическим лицам по договорам НПО, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами (Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ);

денежных (выкупных) сумм за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров НПО, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими НПФ, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

В данных случаях налоговым агентом выступает НПФ, и он обязан удерживать НДФЛ с сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам НПО, заключенным организациями с НПФ в пользу физических лиц.

Реформирование пенсионной системы

С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами, его регрессивная шкала ликвидируется. При этом базовая ставка страховых взносов увеличивается по сравнению со ставкой ЕСН с 26 до 34% (отчисления в ПФР возрастают с 20 до 26%, в ФОМС — с 3,1 до 5,1%, отчисления в ФСС РФ не изменятся и составят 2,9%). Таким образом, работодатели с 2010 г. будут уплачивать взносы по единой ставке 26% до достижения уровня заработка сотрудника 415 000 руб. (34 500 руб. в месяц). Следовательно, 415 000 руб. — максимальная налогооблагаемая зарплата, с которой будут уплачиваться 26% пенсионных взносов.

В связи с этим у граждан с высоким заработком и страховая, и накопительная части пенсии будут формироваться из расчета 34 500 руб. Сказанное предполагает следующее: граждане, получающие больше указанной суммы, должны будут сами заботиться о своей пенсии. В связи с этим становятся актуальными положения Закона N 56-ФЗ, предоставившие и работнику, и работодателю право на уплату дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основное условие для осуществления предполагаемых целей пенсионной реформы (повышение уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и финансовой устойчивости пенсионной системы) — необходимость обеспечения на законодательном уровне сохранности средств, находящихся в ПФР.

Источники


  1. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
Добровольные взносы в накопление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here