Допвзносы за вредность

Особенности решения вопросов по теме: "Допвзносы за вредность". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Дополнительное пенсионное страхование за вредные условия труда в 2019-2020 году

Некоторым труженикам в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством положено дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о гражданах, занятых вредным, опасным и тяжелым трудом. Работодатели за занятие определенными видами профессиональной деятельности обязаны перечислять повышенные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Перечень их определяется специализированной комиссией на основании оценки условий труда. На основе выводов комиссии устанавливаются дополнительные страховые взносы, зависящие от присвоенного класса опасности условий труда.

О взносах в ПФР

В соответствии с законом № 400-ФЗ предприятие обязано перечислять в ПФР 22% от суммы заработной платы каждого труженика ежемесячно. Таков основной взнос в солидарный бюджет. Меньше он быть не может. При этом делятся деньги следующим образом:

  1. 6% идет сразу на текущие расходы по выплате пенсионных сумм получателям;
  2. 16% — это страховые гарантии того труженика, за которого они вносятся;
  3. распределить их возможно следующим образом:
    • все 16% в страховые баллы;
    • 10% — в страховую и 6% в накопительную часть.

Вышеописанная методика является общей. При этом участие в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) дает гражданину право на получение содержания из солидарного бюджета в случае:

  • наступления предельного возраста обязательного участия в трудовой деятельности;
  • оформления инвалидности;
  • утраты кормильца.

Внимание: законом определены случаи досрочного выхода на пенсию людей, работающих на опасных производствах. Для них формируется дополнительный фонд (за счет внесения повышенных взносов работодателями). Скачать для просмотра и печати:

За кого начисляют дополнительные пенсионные тарифы

С 2013 года работодатели, имеющие производства или рабочие места, работа на которых связана с вредными и опасными условиями труда, обязаны уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам.

В настоящее время работодатели, имеющие места по Списку № 1, по Списку № 2 и «малым» спискам, обязаны проводить специальную оценку условий труда на рабочие места в соответствии с ФЗ № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» и уплачивать дифференцированный дополнительный тариф в зависимости от установленного класса и подкласса условий труда:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф
Опасный 4 8%
Вредный 3,4 7%
3,3 6%
3,2 4%
3,1 2%
Допустимый 2 0%
Оптимальный 1 0%

Всего существует четыре класса опасности:

  1. К первому причисляют трудовые места, считающиеся оптимальными. Они не опасны для тружеников.
  2. Ко второму относят допустимые условия, не несущие серьезного вреда здоровью. Оно подлежит восстановлению в периоды отдыха.
  3. Вредные среды причисляют к третьему классу. При них человеку наносится определенный вред, который невозможно преодолеть до следующей рабочей смены. В этой группе выделено четыре подкласса.
  4. К четвертому относят опасные условия трудовой деятельности. Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.

Перечень профессий, признанных опасными

Полный список профессий, подлежащих специальной оценке по поводу среды труда, приведен в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». В частности, в них говорится о лицах, работающих:
  • под землей;
  • на «горячих» линиях;
  • с вредными веществами;
  • в режиме повышенной интенсивности;
  • в тяжелых и особо опасных средах и другое.

Например, к льготникам относят врачей-рентгенологов, литейщиков металлов и сплавов, запарщиков тканей и так далее.

Для сведения: льготное пенсионное обеспечение назначается гражданам, имеющим определяемый законом трудовой стаж по указанной профессии, при достижении возраста:

  • по Списку № 1: мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет;
  • по Списку № 2: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет.

Возможно и уменьшение возраста выхода на пенсию гражданам, имеющим не менее половины требуемого продолжительности стажа по профессиям, относящихся к спискам.

Скачать для просмотра и печати:

О специальной оценке условий труда

Такая работа проводится в порядке статьи 3 закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. Она представляет собой комплекс мероприятий. А именно:
  1. Работодатель составляет штатное расписание и выявляет в нем места, подлежащие исследованию.
  2. К работе по их оцениванию привлекается специализированная организация. С ней следует заключить договор.
  3. Специалисты изучают документацию и составляют план работ по исследованию среды на трудовых местах.
  4. Каждый этап мероприятий протоколируется с тем, чтобы невозможно было предъявить претензии по поводу результатов деятельности комиссии.
  5. Кроме того, в оценочной деятельности принимают участие сотрудники предприятия-организатора рабочих мест. То есть, итоги получаются согласованными.

Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых.

Если работодатель не проводил спецоценку условий труда, то для определения дополнительного тарифа он должен использовать результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 31.12.2013 года.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Результаты обследования

Итогом работы комиссии является документ, в котором содержится заключение о классе опасности для каждого вида трудового места. К примеру, если оценивается сложность труда в шахте, то в итоговом документе должны содержаться отдельные характеристики:

  • рабочего забоя;
  • водителя кара (в подземных условиях);
  • прораба смены и других.

Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя. Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.

Размеры дополнительных начислений в 2019-2020 году

Результаты проведения спецоценочных мероприятия влияют на величину дополнительных отчислений в ПФР (а также на размер оплаты труда).

  • по Списку № 1 —9%;
  • по Списку № 2 и «малым спискам» — 6%.

Законодатель установил два условия для работодателя, имеющего сложное и опасное производство:

  1. Для тружеников, занимающих места 3 и 4 класса, не применяется ограничение по взносооблагаемой базе.
  2. Провести спецоценку необходимо было до 01.01.2019. А до указанной даты разрешено использовать результаты аттестации трудовых мест.
Читайте так же:  Будет повышаться пения для ветеранов труда

Какой тариф применяется без спецоценки

Пока не организованы исследовательские мероприятия, работодатели обязаны соблюдать права тружеников. Касается это правило и обеспечения возможности досрочного ухода на пенсию. А именно:

Как и когда перечисляются спецвзносы

Порядок передачи сумм, исчисленных по дополнительным тарифам, не отличается от обычного (для основных). То есть, все перечисления производятся ежемесячно за прошедший период:

  • до 15 числа, если ведется бумажный документооборот;
  • до 20-го при обмене информацией в электронном виде.

Для справки: бухгалтеру нужно подготовить ведомость, в которой указываются такие данные:

  • коды бюджетной классификации;
  • сумма общего взноса в рублях.

Предварительно для каждого работника определяется:

  • база для исчисления доптарифа (то есть зарплата и ее составные части);
  • соответствующий тариф.

Рекомендации: работникам, занятым на вредных производствах, необходимо отслеживать исполнение администрацией обязательных мероприятий по перечислению взносов.

Сделать это можно:

  • через бухгалтерию предприятия;
  • на лицевом счете в ПФР .

За невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность.

Что делать, если условия вредными не признали

В ситуации, когда итоговый документ комиссии содержит информацию о непризнании вредной среды работы на месте, причисленном к Списку 1, доптариф не применяется.

Основным документом для бухгалтера является оценка рабочего места. Это означает, что специалист обязан опираться на документацию, изданную спецкомиссией. Ее выводы считаются важнее, чем списки, утвержденные Правительством РФ.

Для сведения: если работодатель не перечисляет дополнительные взносы в ПФР , то работник теряет право на досрочное оформление пенсии.

Как поступать при образовании нового трудового места

В этом случае необходимо дождаться результатов:

На основании документа, если в нем условия признаны вредными, проводится начисление дополнительных сумм. При этом труженику учитывается льготный стаж.

Отдельные случаи начислений доптарифа

В некоторых ситуациях труженики, реально не занятые в тяжких производствах, получают льготы по досрочному оформлению пенсии. Это происходит, когда:

  • человек проходит испытательный срок до официального приема на службу (в тяжёлых условиях);
  • при переводе беременной женщины на более легкую работу, за нее продолжают платить повышенную ставку в ПФР ;
  • если труженики совершают вынужденный (не по своей вине) прогул, методика исчислений взносов не меняется.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 мая 2014 09:38

В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств — получать дополнительные льготы и надбавки.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.

На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.

Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.

С 2014 года, если работодателем:

— не проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда, а также если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года , признаны допустимыми или оптимальными (в целях включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии), то применяется дополнительный тариф в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, согласно ч.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ соответственно 6% (с2015г.- 9%0 и 4% (с 2015г.- 6%);

— проведена специальная оценка условий труда, а также, если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года, признаны вредными и (или) опасными, применяется дифференцированный дополнительный тариф – от 2 до 8 %.

Тарифы дополнительных страховых взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Уплата страховых взносов за работников вредных и опасных производств

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

29 июня 2015 10:44

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» все работодатели должны проводить специальную оценку условий труда. Это правило пришло на смену существовавшей ранее аттестации рабочих мест.

Этот механизм оценки труда ставит в прямую зависимость назначение досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда от реальных условий труда на рабочем месте.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам за работников, занятых в профессиях с вредными и тяжелыми условиями труда (Списки №1 и №2, «малые списки») будет производиться дифференцировано.

[2]

Устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности. Величина дополнительных страховых взносов зависит от них следующим образом:

1 (оптимальный) класс условий труда — 0% дополнительного страхового взноса;

2 (допустимый) класс условий труда — 0% дополнительного страхового взноса;

3.1 (вредный) класс условий труда — 2% дополнительного страхового взноса;

3.2 (вредный) класс условий труда — 4% дополнительного страхового взноса;

Читайте так же:  Акт о взаимозачете займа оборудованием

3.3 (вредный) класс условий труда — 6% дополнительного страхового взноса;

3.4 (вредный) класс условий труда — 7% дополнительного страхового взноса;

4 (опасный) класс условий труда — 8% дополнительного страхового взноса.

Аттестация рабочих мест, проведенная до 2014 года, действительна до 2018 года.

Оцениваются все рабочие места, в том числе и офисные. Для организаций, имеющих по результатам аттестации рабочие места, отнесенные к опасному классу, устанавливается тариф 8%, к вредному – тариф от 2%, 4%, 6% и 7% в зависимости от подкласса (3.1, 3.2, 3.3, 3.4). Если условия труда по результатам аттестации были признаны оптимальными или допустимыми, то в 2015 году в отношении граждан, работающих на этих местах установлены дополнительные тарифы 9% (Список №1) и 6% (Список №2 и «малых списков»). Эти же тарифы в 2015 году действуют для тех плательщиков, кто не прошел аттестацию.

Группа по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Тамбовской области

Дифференциация дополнительных взносов за вредное производство позволит работодателям сэкономить до 30 млрд руб. в 2015 году

Дифференциация тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР за вредное производство в зависимости от класса опасности позволит работодателям в 2015 году сэкономить до 30 млрд руб., сообщил первый заместитель Министра труда и соцзащиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Напомним, на прошлой неделе Госдума в первом чтении одобрила законопроект о специальной оценке условий труда. В случае введения единой процедуры такой оценки рабочих мест предлагается дифференцировать тариф дополнительных взносов в ПФР за вредное и опасное производство в зависимости от реальных условий труда.

«В результате переговоров, которые мы проводили с работодателями и с профсоюзами, эта гибкая линейка тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР предполагает стабилизацию тарифной нагрузки на уровне 2014 года, то есть на уровне 50 миллиардов рублей, – отметил замминистра. – Дальнейшего увеличения тарифной нагрузки по данному направлению, если в таком виде будет принят закон, не предполагается. Это дает экономию почти в 30 миллиардов рублей по 2015 году для экономики, для организаций, которые должны были бы платить этот тариф».

В настоящее время существуют перечни профессий и специальностей, которые дают работникам право на досрочную пенсию, а также ряд компенсаций по продолжительности рабочего дня и отпуска. В так называемый список № 1 включены работники, занятые на подземных работах, а также на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в список № 2 – занятые на производстве с вредными и тяжелыми условиями труда. С 1 января текущего года для работодателей, имеющих такие рабочие места, введен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР. По списку № 1 составляет 4%, по списку № 2 – 2%. К 2015 году этот взнос увеличится до 9% и 6% соответственно.

Законопроектом о специальной оценке труда предлагается делить условий труда на большее количество категорий: оптимальные, допустимые, вредные, опасные. В случае его принятия работодатели уже в 2014 году смогут платить за сотрудников, работающих в условиях минимального класса вредности, доптариф в размере 2%, а за специалистов, занятых в самых вредных условиях – 8%. В 2015 году эти тарифы предлагается проиндексировать: минимальный до 5%, максимальный – до 11%. Фактически совокупная сумма по дополнительным тарифам для работодателя должна снизиться, заключил Вельмяйкин.

Допвзносы за вредность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На рабочем месте проведена специальная оценка труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда: до специальной оценки был 3.2, после специальной оценки стал 3.1. Ранее у работника были льготы за работу по классу/подклассу 3.2 — дополнительный отпуск и доплата за работу во вредных условиях труда.
Правильно ли поступит работодатель, если после соответствующего уведомления работника, через два месяца после специальной оценки и установления класса/подкласса 3.1 отменит льготу в виде дополнительного отпуска?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Из-за уменьшения итогового класса (подкласса) с 3.2 до 3.1 работникам должна предоставляться только дополнительная компенсация в виде повышенной оплаты труда. Факт того, что итоговый класс снизился по причине изменения методики проведения оценки условий труда без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, не ограничивает работодателя в его праве предоставлять компенсации и гарантии за работу во вредных и (или) опасных условиях труда согласно действующему законодательству. Условие трудового договора о предоставлении дополнительного отпуска может быть исключено либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.
Читайте так же:  Востановить мото из утиля без хозяина

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с «дополнительными» взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Читайте так же:  Гпк рф перерыв судебного разбирательства

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

«Вредные» работы без права на досрочную пенсию: платить ли взносы по доптарифам?

Сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда (подкласс условий труда 3.3 — 3.1). При этом выполнение таких работ не дает им право на получение досрочной пенсии. Нужно ли в такой ситуации начислять страховые взносы по дополнительным тарифам? Нет, не нужно. Такой вывод следует из письма Минфина России от 24.05.18 № 03-15-06/35161.

Напомним, что применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Если по итогам спецоценки условия труда признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять дополнительные тарифы.

В Минфине обращают внимание на то, что данное правило касается только тех категорий работников, которые заняты на работах, позволяющих досрочно выйти на пенсию (перечень таких работ приведен в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Если же человек выполняет работу, которая не дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по доптарифам не начисляются, даже если по результатам спецоценки условий труда в отношении рабочего места установлен класс условий труда «вредный».

Страховые взносы по дополнительному тарифу

strahovye_vznosy.jpg

Похожие публикации

Все работодатели обязаны исчислять и уплачивать с доходов своего наемного персонала страховые «пенсионные» взносы. По некоторым категориям работников необходимо начислять дополнительные страховые взносы на пенсионное обеспечение, которые регламентированы ст. 428 НК РФ. Норма актуальна в отношении лиц, которые длительное время работают под воздействием вредных производственных факторов, трудятся в тяжелых и опасных условиях. При наличии минимально необходимого стажа по обозначенному направлению трудовой деятельности, у них возникает право на досрочное назначение пенсии.

Читайте так же:  Государственная пенсия это как понять

Дополнительный тариф страховых взносов 2018

Размеры допвзносов зависят от степени тяжести труда, категории опасности трудовой деятельности, а также от факта проведения спецоценки условий труда. Тарифы таких взносов могут быть разделены на два типа:

Если спецоценка была проведена и ее результаты на текущую дату не утратили актуальность, осуществляется привязка к классам опасности. Классификация условий труда зафиксирована в ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Шкала допвзносов зависит от присвоенного класса опасности трудовых условий (оптимальные, допустимые, вредные, опасные), тарифы находятся в диапазоне от 0 до 8%.

Если спецоценка не была проведена, работодатель применяет один из двух тарифов допвзносов – 6% или 9% в зависимости от категории работников.

Расчет дополнительного тарифа страховых взносов производится при начислении заработной платы по итогам периода, в котором человек выполнял работы, подпадающие под действие повышенных ставок. Предельная база для начисления страховых взносов в отношении допвзносов не применяется, этот вид перечислений исчисляется и уплачивается независимо от совокупной величины дохода работника в текущем году.

Тарифы, если спецоценка не проводилась

Страхзносы по тарифу, равному 9% уплачиваются при выполнении следующих условий:

работник выполняет подземные работы или другие операции, сопряженные с исполнением трудовых функций на объектах с вредными условиями (применяется Список № 1 из Постановления Кабмина СССР от 26.01.1991 г. № 10).

Примеры профессий, в отношении которых работодатель, не проводивший спецоценку, должен уплачивать допвзнос по ставке 9% за работников: электрики, нормировщики, механики, мастера, занятые добычей полезных ископаемых в подземных шахтах; геофизики, геологи, инженеры, участвующие в подземной геологоразведке; в эту категорию входят и специалисты, работающие в дренажных шахтах. Взносы должны быть начислены и рабочим строительных специальностей, если задание выполняется на условиях полного рабочего дня в шахтах, тоннелях метрополитена и других подземных сооружениях. Норма распространяется и на горноспасателей.

Уплата страховых обязательств за приведенные категории работников (Список № 1) осуществляется по КБК:

страховые взносы по дополнительному тарифу 9% без проведения спецоценки – 18210202131061010160.

Страховые взносы по дополнительному тарифу 6% начисляются лицам, перечисленным в пп. 2-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (Список № 2 постановления Кабмина СССР № 10), в т.ч.:

женщинам, работающим трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, машинистами строительных, дорожных, и погрузочно-разгрузочных машин;

женщинам, работающим в условиях повышенной интенсивности и тяжести в текстильной промышленности;

рабочим локомотивных бригад и водителям грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку грузов в подземных шахтах или рудных карьерах;

лицам, работающим в экспедициях, на участках и в бригадах на полевых геолого-разведочных, поисковых, геофизических, изыскательских и т.п. работах;

рабочим и мастерам на лесозаготовках;

рабочим подземных и открытых горных работ;

водителям автобусов, трамваев, троллейбусов, работающим на городских маршрутах;

работники по вылову рыбы и ее обработке на судах морского и речного флота рыбной промышленности;

летчики гражданской авиации и инженерно-технический состав по обслуживанию гражданских воздушных судов;

спасатели аварийно-спасательных служб;

рабочие и служащие системы УИН;

работники государственной пожарной службы.

Уплата таких взносов осуществляется по отдельному КБК:

18210202132061010160 – для уплаты взноса по тарифу 6% (Список № 2), если спецоценка не проведена.

Допвзнос, в зависимости от должности работника, может уплачиваться по ставке 6% или 9% также применительно к лицам, занятым в процессах рудоподготовки, обогащения и окускования, обжига руд. В список входит ряд рабочих специальностей доменного, коксохимического, химического, стекольного, целлюлозно-бумажного, полиграфического, электротехнического производства, включены лица, задействованные на участках получения газов в металлургической промышленности. В перечне обозначены должности работников металлообработки и переработки нефти, газа и угля, атомной промышленности.

Тарифы, если спецоценка проведена

При наличии актуальных результатов итоговой спецоценки необходимо ориентироваться на присвоенный каждой должности класс опасности (ст. 14 закона № 426-ФЗ, п. 3 ст. 428 НК РФ):

[3]

При оптимальных (то есть безопасных для человека) условиях работы устанавливается 1 категория опасности, по ней размер доптарифа будет нулевым.

Ставка равна 0% установлена и по допустимому 2 подклассу опасности.

Дополнительные страховые взносы по тарифу 2% назначаются в ситуациях, когда трудовая деятельность осуществляется в контакте с вредными или опасными факторами, что приводит к возникновению стойких изменений в организме работника. Риск нанесения вреда здоровью обусловлен тем, что организму для восстановления требуется более длительный промежуток времени, чем периоды отдыха между сменами (класс опасности 3.1).

При классе опасности 3.2 тариф взносов равен 4%. Эта категория сотрудников подвержена развитию профессиональных заболеваний из-за негативного воздействия производственных факторов после 15 лет контакта с вредными веществами, но об утрате трудоспособности речь не идет.

Доптариф в размере 6% соответствует подклассу 3.3. Эта ставка используется, когда влияние вредных факторов становится причиной развития профзаболеваний в легкой форме или в средней степени тяжести с одновременной утратой трудоспособности.

Если заболевание переходит в тяжелую форму, присваивается подкласс 3.4, по нему тариф дополнительных взносов равен 7%.

Максимальная ставка тарифа 8% платится, если работник рискует потерять общую трудоспособность в связи с развитием профзаболевания в острой форме.

При перечислении допвзносов данной категории применяют следующие КБК:

При уплате взносов за лиц по Списку № 1, надо указывать код 18210202131061020160.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если доптариф зафиксирован на основании итогов спецоценки для работников, соответствующих Списку № 2, используется КБК 18210202132061020160.

Источники


  1. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  2. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  3. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  4. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  5. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Допвзносы за вредность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here