Годные к использованию остатки здания

Особенности решения вопросов по теме: "Годные к использованию остатки здания". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2, 3, 4 настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

[2]

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

,

Ц — стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

— коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

— коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

— коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

— процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу,

рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента

, учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства

, а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ

6.1. Условия для расчета стоимости годных остатков

6.1.1. Стоимость годных остатков автомототранспортного (далее — АМТС) средства может рассчитываться только при соблюдении следующих условий:

— полное уничтожение АМТС в результате его повреждения. Под полным уничтожением понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80% его стоимости на момент повреждения;

— проведение восстановительного ремонта АМТС технически невозможно.

6.1.2. Расчет стоимости годных остатков не следует производить в следующих случаях:

— когда АМТС не подлежит, с учетом технического состояния, разборке на запасные части;

— когда, в силу региональных особенностей вторичного рынка запасных частей, годные остатки данного АМТС не пользуются спросом.

6.2. Годные остатки АМТС

6.2.1. Под годными остатками поврежденного АМТС понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость его детали, узлы и агрегаты, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного АМТС и реализовать. Соответственно под стоимостью годных остатков понимается наиболее вероятная стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу.

Годные остатки должны отвечать следующим условиям:

6.2.1.1. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь повреждений, не позволяющих ее использовать по конструктивному назначению (то есть допустимы косметические повреждения в виде потертостей и царапин).

Читайте так же:  Доход матерей одиночке с двумя детьми

6.2.1.2. Деталь (агрегат, узел) не должна иметь изменений конструкции, формы, нарушений целостности, не предусмотренных изготовителем автотранспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

6.2.1.3. Деталь не должна иметь видимых следов предыдущих ремонтных воздействий (следов правки, рихтовки, остаточных деформаций, следов шпатлевки и т.д.).

6.3. Расчет стоимости годных остатков

6.3.1. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

[руб.], (6.26)

где Ц — стоимость АМТС в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

КЗ — коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

КВ — коэффициент, учитывающий срок эксплуатации АМТС на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

КОП — коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений автомобиля;

Ci— процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, %;

n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

6.3.2. Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей легковых автомобилей, а также малотоннажных грузовых на базе легковых определяется согласно таблице П 6.1.

Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей грузовых автомобилей определяется согласно таблице П 6.2.

Процентное соотношение стоимости неповрежденных деталей, узлов, агрегатов мотоциклов и мопедов определяется согласно таблице П 6.3.

При частичном повреждении группы деталей (например, подвеска передняя), согласно таблицам приложения П 6.1 — П 6.3 эксперт должен принять значение Ci пропорционально объему этих повреждений.

6.3.3. Коэффициент снижения стоимости «годных остатков» АМТС, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, (КЗ) рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей.

6.3.4. Величина коэффициента КВ, учитывающего срок эксплуатации АМТС на момент определения стоимости «годных остатков», а также спрос на неповрежденные детали определяется согласно таблице 6.4.

Таблица 6.4. Значения коэффициента Кв, учитывающего срок эксплуатации ТС

Срок эксплуатации автомобиля, лет Значение Кв легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники Значение Кв грузовых автомобилей
0 — 5 (включительно) 0.80 0.80
6 — 10 (включительно) 0.65 0.60
11 — 15 (включительно) 0.55 0.50
16 — 20 (включительно) 0.40 0.35
Более 20 лет 0.35 0.30

6.3.5. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля (Коп), определяется согласно таблице 6.5.

Таблица 6.5. Значение коэффициента Коп, учитывающего объем (степень) механических повреждений автомобиля

Объем механических повреждений Соотношение стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, Ci, % Значение коэффициента, учитывающего объем механических повреждений Коп
Незначительный 80 — 100 0.9 — 1
60 — 80 0.8 — 0.9
Средний 40 — 60 0.7 — 0.8
20 — 40 0.6 — 0.7
Значительный 0 — 20 0.5 — 0.6

6.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков АМТС

6.4.1. Основной целью экспертного осмотра при экспертизе годных остатков является установление номенклатуры и степени повреждения деталей (агрегатов, узлов), которые могут быть отнесены к годным остаткам поврежденного АМТС.

6.4.2. АМТС должно быть представлено на экспертный осмотр в не восстановленном после ДТП виде. Предъявленные на экспертизу остатки автотранспортного средства должны однозначно идентифицироваться, как принадлежащие поврежденному АМТС.

6.4.3. Экспертный осмотр АМТС для экспертизы годных остатков рекомендуется проводить с использованием средств инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и их отдельных агрегатов.

6.4.4. В случае проведения экспертизы по предоставленным документам (актам осмотра, актам дефектовки, заказ-нарядам и т.п.) или фотографиям поврежденного АМТС эксперт должен дать вероятностный вывод о стоимости годных остатков.

6.4.5. Расчет стоимости годных остатков проводится на момент повреждения АМТС, если в определении (постановлении) органа, назначившего экспертизу, не указана иная дата.

6.4.6. При наличии сведений о весовых характеристиках и марках примененных в конструкции АМТС материалов не подлежащие дальнейшей эксплуатации остатки АМТС могут быть оценены как стоимость лома черных и цветных металлов, входящих в их конструкцию.

Поскольку в настоящее время стоимость затрат на разборку легкового автомобиля, дефектовку, доставку до места сдачи в металлолом, как правило, превышает стоимость самого лома, то стоимость не подлежащих дальнейшей эксплуатации остатков для легковых автомобилей может не рассчитываться.

Вернуться к основному документу Исследование АМТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Об оценке годных остатков авто: особенности мероприятия

Если пригодные к дальнейшему использованию элементы не востребованы, то оценивать их нет смысла. Не считаются годными остатками агрегаты, служившие слишком длительное время. Их пускают на металлолом в том случае, если они состоят из металла. Пластиковые или другие детали такого типа не оценивают.

Требования к годным остаткам

Детали и узлы должны соответствовать таким параметрам:

  • их функции не нарушены;
  • отсутствие явных или скрытых дефектов;
  • сохранение всех заводских характеристик;
  • нет следов ржавчины.

Для снятия комплектующих с целью продажи годятся автомобили-иномарки не старше 15 лет, отечественные машины — не старше 7 лет. Процент износа не должен превышать 85%.

Процедура оценки

Оценка остатков осуществляется только после признания конструктивной гибели транспортного средства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тотал документально фиксируется в таких ситуациях:

  • оплачивать ремонт нецелесообразно экономически, затраты превышают 85% от цены авто на дату аварии;
  • восстановительные работы выполнить невозможно по ряду причин.

Стоимость пригодных к использованию комплектующих и агрегатов подсчитывается по формуле: цену ТС умножают на сумму соотношения (процентного) стоимости деталей. Кроме того, применяется ряд корректирующих коэффициентов, отражающих множество факторов.

Читайте так же:  Доверенность на получение товарно материальных ценностей

Какие документы необходимы

Мероприятие по оценке предусматривает обработку информации из таких документов:

  • паспорта ТС, свидетельства о госрегистрации;
  • сметы восстановительных работ;
  • заказа-наряда на услуги автомастерской;
  • паспорта заказчика и других документов, содержащих его личные данные;
  • заключения специализированной организации о получении ТС серьезных повреждений.

Оценка остаточной стоимости

Цена пригодных к продаже элементов определяется поэтапно:

· Выяснение цены новой машины такой же марки и модели исходя из предложений на рынке конкретного региона. Если выпуск аналогичных авто уже прекращен, используют коэффициент приведения, умножая на него цену нового ТС с похожими параметрами.

  • Из стоимости вычитают амортизацию, интенсивность эксплуатации, пробег.
  • Из полученного результата отнимают стоимость ремонта автомобиля.

После того, как все описанные выше шаги сделаны, эксперт вычисляет утрату товарной стоимости, после чего устанавливается остаточная стоимость машины.

Некоторые тонкости процедуры оценки

Порядок оценки годных остатков рассматривается в положении ЦБ РФ от 19.09.2004 №434-П. Если страховщик оплатил замену отдельных запчастей или узлов, годными остатками считают исключительно сборные элементы, которые подлежат отплате со стороны страховой компании даже в том случае, когда целыми являются отдельные детали в сборке. Также годными должны быть признаны агрегаты и узлы, которые не может отремонтировать конкретная СТО, но теоретически существуют технологии для восстановления их функциональности. При оценке стоимости годных остатков опираются на цены спецторгов, интернет-порталов, занимающихся реализацией б/у компонентов.

Последовательность проведения мероприятия

  • Выбор фирмы, оказывающей услуги по оценке остатков.
  • Подписание договора, обсуждение основных моментов.
  • Оплата стоимости работы специалиста.
  • Осмотр оценщиком поврежденного автомобиля, выполнение всех необходимых операций.

· Составление отчета, в котором отражена стоимость годных к реализации элементов. Документ имеет юридическую силу, его можно предъявить в суде или в другой инстанции в качестве доказательства.

Годные остатки ТС: как оценить их стоимость

Подсчет реальной цены запчастей для продажи осуществляется только если независимая экспертиза признала тотал — полную гибель автомобиля в результате ДТП или другого происшествия.

Требования к годным остаткам

Детали, извлеченные из поврежденной машины, должны подходить под такие критерии:

  • комплектующие полностью исправны, на них нет никаких видимых дефектов;
  • отсутствуют следы ржавчины или ремонта;
  • они имеют соответствующий товарный вид;
  • все характеристики отвечают параметрам завода-производителя.

Условия для подсчета цены пригодных запчастей

Экспертизу по оценке целых остатков машины назначают в таких случаях:

  • Автомобиль, из которого их извлекли, не подлежит восстановлению по причине сильных повреждений. Специалист определил, что цена ремонта с учетом износа превысит 85% от стоимости ТС, поэтому оплачивать услуги мастерской и материалы нецелесообразно;
  • Разбитая иномарка имеет возраст до 15 лет, отечественного автопрома — до 7 лет.
  • Уровень износа деталей — не выше 60%. Амортизация транспортного средства также должна быть в пределах данного показателя.

Если какое-либо из перечисленных выше требований не соблюдено, владельцу машины откажут в проведении экспертизы и оценке годных остатков. Транспортное средство в таком случае подлежит списанию и полной утилизации.

Нет смысла в подсчете стоимости целых деталей, если:

  • услуги по демонтажу слишком дорогие;
  • запчасти данной модели не пользуются спросом на рынке в данном регионе.

Иногда транспортное средство, попавшее в очень серьезную аварию, разбито полностью, извлекать практически нечего. Разборку машины и хранение снятых запчастей включают в стоимость годных остатков.

Определение стоимости целых деталей, узлов

Чтобы выяснить, какова цена комплектующих, извлеченных с поврежденного автомобиля, применяют следующую формулу: реальная рыночная стоимость машины по состоянию на дату оценки умножается на сумму процентного соотношения пригодных элементов к стоимости машины. В формуле учитывают различные корректирующие коэффициенты, отображающие степень амортизации, расходы на хранение и разборку авто, предпродажную подготовку запчастей, спрос на комплектующие на рынке, степень повреждений, которые ТС получило при аварии.

Перед тем, как производить калькуляцию стоимости, все извлеченные детали измеряют при помощи специальных инструментов. Это необходимо, чтобы выяснить, есть ли отклонения от параметров изготовителя.

Как связаны годные остатки, ОСАГО и КАСКО

Часто автомобилисты после признания тотала сталкиваются с неприятной ситуацией: эксперт от страховщика оценивает целые элементы неадекватно, соответственно, это влияет на сумму компенсации.

Если страхователь сомневается в корректности подсчетов, он всегда может заказать независимую экспертизу — объективную процедуру, которая выявит обман со стороны страховой компании.

По КАСКО владелец авто получает компенсацию за тотал, равную страховой сумме минус стоимость целых запчастей.

Выплаты в ОСАГО — это доаварийная стоимость машины минус стоимость пригодных для реализации узлов, деталей.

Учитывая важность правильного подсчета цены годных остатков, страхователю лучше обратиться к опытному независимому эксперту, который выполнит работу качественно, его калькуляция будет отвечать реальной ситуации.

Страховые компании часто используют мошеннические схемы с завышением или занижением стоимости пригодных к дальнейшему использованию запчастей. Об этом нужно помнить, не позволяйте себя обмануть.

Годные к использованию остатки здания

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Разъяснения Банка России от 18 апреля 2017 г. “Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (далее — Положение № 492-П)”

Бухгалтерский учет имущества и (или) его годных остатков,
полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество

№ вопроса Вопрос Разъяснения Банка России
1 В пункте 5.1 Положения № 492-П в качестве категории, к которой применяются положения главы 5, указано имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество. Однако, ни в главе 5, ни в главе 8 Положения № 492-П не предусмотрены бухгалтерские записи по переводу данной категории имущества в категорию долгосрочных активов, предназначенных для продажи. В главе 8 Положения № 492-П предусмотрено, что при отражении операции по реализации объектов имущества и его годных остатков, стоимость выбывающего имущества отражается по дебету счета № 61209 «Выбытие (реализация) имущества в корреспонденции с кредитом счета № 61101 «Имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество». Означает ли это, что имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя от права собственности на застрахованное имущество, учитываются на счете № 61101 и никогда не переводятся в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, а их реализация происходит с указанного счета? В соответствии с пунктом 8.4 Положения № 492-П до даты определения руководством некредитной финансовой организации, являющейся страховщиком (перестраховщиком), дальнейших намерений в отношении использования полученного имущества либо его продажи объекты имущества и (или) его годных остатков (кроме объектов недвижимости), учитываются на балансовом счете № 61101 «Имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество». Если полученное имущество (кроме объектов недвижимости) по решению руководства реализуется, то выбытие объекта отражается согласно пункту 8.10 Положения № 492-П без перевода в категорию долгосрочных активов, предназначенных для продажи.
2 Просьба разъяснить, каким образом необходимо осуществлять учет годных остатков, полученных от страхователя (выгодоприобретателя) без перехода права собственности на застрахованное имущество, а также учет доходов от реализации и расходов, связанных с реализацией данной категории годных остатков? Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации не происходит отказа страхователя от прав на застрахованное имущество, такая операция не подлежит учету как признание имущества и (или) его годных остатков в соответствии с главой 8 Положения № 492-П. При наличии обязательства страховщика в части сохранения указанного выше имущества, полученного без перехода прав собственности, его следует учитывать на внебалансовом счете № 91202 «Разные ценности и документы». При получении имущества: Дебет счета № 91202 «Разные ценности и документы» Кредит счета № 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи». При выбытии имущества: Дебет счета № 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи» Кредит счета № 91202 «Разные ценности и документы». Учет доходов от реализации имущества, полученного от страхователя (выгодоприобретателя) без перехода права собственности на данное имущество, отражается на счете № 71601 «Комиссионные и аналогичные доходы» (в ОФР по символу 51202 «Доход от операций по оказанию посреднических услуг по брокерским и аналогичным договорам юридическим лицам, кроме кредитных организаций»).
Читайте так же:  Если занял место для инвалидов штраф

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения Отраслевого стандарта бухучета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях (НФО). В частности, указано следующее.

До определения руководством НФО, являющейся страховщиком (перестраховщиком), дальнейших намерений в отношении использования полученного имущества либо его продажи объекты имущества и (или) его годных остатков (кроме недвижимости), учитываются на балансовом счете N 61101 «Имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество».

Если имущество реализуется, то выбытие объекта отражается без перевода в категорию долгосрочных активов, предназначенных для продажи.

Годные к использованию остатки здания

С таким видом работ по оценке специалисты встречаются в случае, когда оценке подлежит какое-либо здание, строение, сооружение, физическое состояние которого не просто оставляет желать лучшего, а уже критично для нахождения внутри.

Прежде чем обратиться к более частным моментам, раскрывающим особенности оценки такой недвижимости, необходимо определить в чем, собственно, состоит оценка зданий на разбор.

Любое здание состоит из определенного набора конструктивных элементов, которые в свою очередь и формируют стоимость его строительства. По мере накопления износа ( как физического, так и функционального и внешнего) стоимость здания меняется, причем основными факторами, которые будут оказывать на нее влияние (если пренебречь влиянием фактора рыночной ситуации) будет физический износ и стоимость строительства аналогичного здания по состоянию на актуальную дату оценки.

[1]

Но при этом, при достижении зданием уровня износа, при котором оно аварийно, все же оно имеет определенную стоимость на рынке, которая равна стоимости годных остатков от строения. Соответственно, чем больше выход материалов и их качество, тем большую сумму можно выручить от продажи таких годных остатков.

Читайте так же:  Диабет 1 типа ведёт к инвалидности

Логично полагать, что для реализации такого подхода необходимо знать то, какой выход материала будет приходиться на то или иное строение. В этом то и состоит главная загвоздка проведения оценки зданий на разбор. Дело в том, что сегодня оценщики по большей части пользуются таким документом как СН 436, который содержит нормы выхода годных остатков зданий, которые можно получить при сносе или разборе.

Казалось бы, информационная база для оценки более чем легитимна. Но основная проблема состоит в том, что указанный документ был принят в 1972 году, что ставит под сомнение актуальность содержащихся в нем величин. Безусловно, скорее всего нормы выхода материалов существенно не изменились за время действия документа, но в связи с изменением тенденций строительства очевидно, что сегодня он требует приведения в актуальное состояние.

Такая концепция формирует у некоторых оценщиков разногласия в части того к какому подходу отнести расчет стоимости здания по норме выхода материалов: к доходному или затратному.

Сторонники одной позиции говорят о том, что продажа годных остатков от какого-либо строения- это единовременный доход от объекта, который собственник может гипотетически получить. Другие же утверждают, что поскольку указанные нормы выхода материалов никоим образом не могут быть применены, кроме как в процессе определения стоимости затратным подходом, то соответственно и методика расчета стоимости должна быть отнесена к затратному подходу.

В обеих точках зрения, безусловно, присутствует рациональное зерно. Нюанс в этой связи видится в том, что прежде чем четко дать ответ к какому же подходу следует относить подобный расчет, необходимо определиться с наиболее эффективным использованием строения.

Годные к использованию остатки здания

Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть «годные остатки» потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих «годных остатков» из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

Нормы права

В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение:

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года

В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержалось аналогичное разъяснение:

Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

Читайте так же:  Едв детям инвалидам

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Примеры из судебной практики:

Если годные остатки остались у потерпевшего

«. Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки» поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, «годные остатки» автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор» (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков — 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

..Как следует из представленных материалов и учтено судами, «годные останки» (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал «годные остатки», стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

Видео (кликните для воспроизведения).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Источники


  1. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

  2. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
Годные к использованию остатки здания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here