Госпрограммы для сельских поселений

Особенности решения вопросов по теме: "Госпрограммы для сельских поселений". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.

Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?

— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.

Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.

— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?

— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.

Мост через болото

— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?

— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.

— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?

— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.

Чтобы был эффект

— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.

[1]

— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.

— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.

— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.

— Это распространяется на всех или только на жителей села?

— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.

— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?

— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.

— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?

— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.

Читайте так же:  Документ основани при наследовании автомобиля

— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?

— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.

— О каких проблемах конкретно вы говорите?

— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.

Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.

Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.

Если хотят перемен

— Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?

— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?

— В том числе – через нацпроекты?

— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.

[3]

Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.

Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)

Премьер-министр и спикер пытаются спасти программу развития села

Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в коридоре Государственной Думы

Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Вдвое больше или вдвое меньше

Премьер-министр Медведев 2 октября, после рабочей встречи со спикером Думы Володиным, поручил Минфину «изыскать дополнительные средства», чтобы в два раза увеличить средства на программу по развитию села. Как сообщило агентство «Прайм», встреча спикера и премьера прошла сразу после заседания совета Госдумы, который назначил первое слушание законопроекта о федеральном бюджете на 23 октября.

Сейчас этим законопроектом на госпрограмму комплексного развития сельских территорий намечено выделить 35,824 млрд рублей в 2020 году и на миллиард-полтора меньше в каждом из двух последующих годов. Но теперь, вместо 100 с небольшим миллиардов рублей, должно быть изыскано не менее двухсот. «Председатель правительства дал поручение министерству финансов об изыскании дополнительных средств на госпрограмму по комплексному развитию сельских территорий в двукратном объеме от изначально запланированного», — сообщил Вячеслав Володин журналистам.

Напомним, что комплексное развитие, это не деньги на сельское хозяйство. Утвержденная 31 мая с.г. государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» нацелена на Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Наверное, излишне говорить, что госпрограмма состоит из проектной и процессной частей. Это диктуется современными подходами к государственному управлению. В проектной части в рамках пяти ведомственных проектов намечено развивать жилищное строительство на сельских территориях и улучшить благоустройство домовладений, содействовать занятости, развивать инженерную инфраструктуру и транспорт и в целом благоустраивать сельские территории. Для убогого, кроме наиболее благоприятных аграрных районов, российского села все это реально важно. А село нужно не только там, где все «само растет».

В процессную часть госпрограммы входят мониторинг и аналитика вкупе с информационной поддержкой, но еще и «Современный облик сельских территорий».

Опережающими темпами намечено реализовать программу на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, в Крыму, Калининградской области и в Арктической зоне России (где развито, к примеру, оленеводство).

И тут важно отметить, что финансирование госпрограммы в 2020–2025 годах за счёт федерального бюджета предусмотрено в объёме 1 трлн рублей (а всего 2, 3 трлн). Триллион! А Закон о бюджете в 3-х из этих 6-ти лет предусматривает в 10 раз меньше.

Было ли бы выделено 9/10 в оставшиеся три года? И будет ли выделено 4/5 после нового указания премьер-министра? Но он, по крайней мере, пытается уберечь госпрограмму от превращения в совсем уж фикцию. 200 с гаком миллиардов, это, будем считать, лишь вдвое меньше от того, что должно было быть выделено по программе на пол ее срока.

Читайте так же:  Гендиректор и уставной капитал

Комплексно надо, товарищи, комплексно

Генеральный директор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер сопоставляет еще два числа: на начало 2019 года доля сельского населения России оценивалась в 25,58%, а в государственной программе в качестве таргета указана доля в 25,3%. То есть, ее усилиями сельское население должно остаться практически на сегодняшнем уровне, даже чуть ниже.

Впрочем, если брать горизонт в 5-6 лет, именно задача неубывания числа жителей села может являться наиболее реалистичной. Сам Евгений Вальтер, правда, еще пессимистичней и считает бюджетные затраты на поддержание сельской демографии неэффективными. С этим не обязательно соглашаться, государственная бюджетная политика искони обладала влиянием на численность населения деревни, правда прежде, чтобы оно не падало, достаточно было не увеличивать налоговые изъятия, приходящиеся на крестьян.

Но сам по себе анализ процессов в сельской местности, приводимый экспертом, заслуживают внимания. Можно строить в селах доступное жилье, но в отсутствие социальной инфраструктуры, спроса на него не будет, отмечает он, можно строить больницы и школы, но в отсутствие рабочих мест, в них некому будет ходить. К сожалению, на сегодняшний день на селе единственными работодателями являются агромпромышленные комплексы, поэтому, например, с регионах, где сельское хозяйство развито, доля сельского населения выше, чем в среднем по стране, например в Краснодарском крае это 44,76%, Ставрополье — 41,64%.

Но нужно понимать, указывает Евгений Вальтер, что далеко не все могут найти работу в селе по специальности, гражданам с высшим инженерным или гуманитарным образованием те вакансии, которые предлагают агропромышленный комплекс на местах просто не подходят. Увы, но высококвалифицированные кадры на селе практически не востребованы, констатирует он.

Те же и интернет

Вообще, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, объективным KPI таких программ по улучшению жизни на селе могла бы стать продолжительность жизни селян: сейчас она в среднем на 2 года меньше, чем у горожан, и это довольно большой разрыв. Реформа здравоохранения, казалось бы, проводимая с благими намерениями, привела, например, к сокращению доступности неотложной скорой помощи в маленьких населенных пунктах, у которых раньше была хотя бы одна «скорая», а сейчас они делят ее с еще несколькими населенными пунктами или даже с городом. В результате теряются драгоценные секунды на реанимационные процедуры. Увеличив доступность скорой медицинской помощи, сразу же можно было бы сделать рывок в направлении увеличения продолжительности жизни.

Еще одно направление, которое представляется важным, говорит Илья Жарский — это развитие доступа в интернет в небольших селах, которое могло бы привести к расцвету этих сел. В 2018 году Владимир Путин предлагал улучшить программу сокращения так называемого «цифрового неравенства» — предоставлять доступ к Интернет через Wi-Fi для сел с населением не от 250 человек, а от 100 человек. По мнению эксперта, доступ в интернет в поселениях численностью от 100 человек, позволит этим территориям интенсивнее развиваться, ведь доступ в интернет связан с получением актуальной информации по частному строительству и сельскому хозяйству, связан с заказом запчастей для агротехники и ремонта частных автомобилей.

[2]

Опосредованно он также связан с притоком молодежи в село, так как доступ в интернет позволяет им учиться и организовывать свой досуг почти как в городе. У Ростелекома был такой проект в 2013-2017 годах, напоминает эксперт, но он почему-то завяз в бюрократических процедурах и недостатке финансирования, хотя цель декларировалась грандиозная — Wi-Fi в каждый населенный пункт от 250 человек, и по символическому тарифу в 45 рублей в месяц (потом же предлагалось сделать его и вовсе бесплатным).

А вдруг Дмитрий Медведев вспомнил именно об этой программе? Впрочем, если и так, должно и еще на что-то остаться от добавочных ста миллиардов.

Медведев утвердил новую госпрограмму развития села

МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил новую государственную программу развития сельских территорий до 2025 года. Об этом он сообщил на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

» была=»» в=»» вас=»» воронеже»,=»» говорили=»» государственную=»» договаривались,=»» и=»» как=»» комиссии,=»» комплексного=»» которая=»» мы=»» на=»» ней=»» о=»» он.

«Программа рассчитана на период до 2025 года, охватывает весь спектр вопросов, которые касаются жителей села, — это более 37 миллионов человек», — подчеркнул премьер.

Глава кабмина также сообщил, что дал поручение увязать госпрограмму с национальными проектами.

Задача госпрограммы — приблизить уровень жизни сельского населения к городскому, подчеркнул Медведев. «В рамках государственной программы продолжим решать проблемы доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования», — уточнил он. «Будем, конечно, заниматься и жилищным строительством, и благоустройством сельских территорий. Будут приниматься меры по поддержке занятости, развитию инфраструктуры — я имею в виду и дороги, и прокладку водоводов, газопроводов, и, конечно, развитие Интернета», — пояснил премьер.

Председатель правительства добавил, что в рамках реализации госпрограммы будет использоваться проектный подход. «В программу заложены весьма значительные средства: это и федеральные средства, и средства внебюджетные, средства регионов. Рассчитываем, что эти деньги изменят ситуацию в селах», — подчеркнул Медведев.

О госпрограмме

Согласно утвержденной госпрограмме, ее объем финансирования в 2020-2025 годах составит около 2,3 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделен 1 трлн рублей. Основные цели госпрограммы — сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей. В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».

К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы — «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий». В госпрограмму также включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий — субъектов федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.

В новость были внесены изменения (14:04 мск) — добавлена информация после третьего абзаца.

Турчак: «Единая Россия» сделает все, чтобы госпрограмма комплексного развития сельских территорий приобрела статус нацпроекта

«Единая Россия» сделает все, чтобы программа в обозримом будущем приобрела статус национального проекта. Предложения, которые будут сформулированы участниками Форума сельских депутатов «Единой России», будут донесены до Председателя Партии, председателя Правительства Дмитрия Медведева. От них будет зависеть конкретное, предметное насыщение госпрограммы. Об этом заявил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак, выступая на Форуме в Воронеже.

«Проведению сегодняшнего Форума «Единой России» предшествовало широкое партийное обсуждение. Практически во всех регионах тысячи наших коллег, депутатов сельских поселений, членов «Единой России» посвятили этому не одну дискуссию. В первый день Съезда Партии в декабре 2018 года одна из площадок была посвящена теме устойчивого развития сельских территорий. Напомню, мы договорились, что сделаем все, чтобы программа в самом недалеком, обозримом будущем приобрела статус национального проекта. Поэтому от качества дискуссий, которые сегодня пройдут, и от тех предложений, которые будут сформулированы и донесены до Председателя Партии, председателя Правительства Дмитрия Медведева, будет зависеть конкретное, предметное насыщение программы», — пояснил Турчак.

Читайте так же:  В течение скольки времени ращблокируют карты

Он подчеркнул, что в рамках этой программы, в рамках нацпроекта каждый сельский депутат должен увидеть улучшение жизни в конкретном населенном пункте. «Программа устойчивого развития сельских территорий – это не только про АПК, а про улучшения качества жизни», — подчеркнул секретарь Генсовета Партии.

Турчак отметил также, что по завершению форума пройдет Правительственная комиссия, посвященная нашей основной тематике. «Мы с коллегами примем в ней участие и донесем до членов правительственной комиссии позицию, резолюцию и предложения нашего Форума», — отметил он.

В заключение Турчак пожелал участникам Форума содержательной дискуссии. «У нас вместе с вами должно получиться помочь профильному вице-премьеру, профильным министрам (а это не только Минсельхоз) насытить программу конкретикой, чтобы голос ваш и каждого вашего коллеги был услышан и принял вид конкретного документа», — отметил секретарь Генсовета Партии.

Напомним, в Воронеже проходит Форум сельских депутатов партии «Единая Россия». Участники Форума обсуждают вопросы социального развития села и проект государственной программы «Развитие сельских территорий», подготовленный Министерством сельского хозяйства РФ по поручению Президента России Владимира Путина. Участие в обсуждении вопросов развития сельских территорий принимают более 250 человек, в том числе депутаты сельских поселений Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Курской и Белгородской областей: фермеры, учителя, врачи, соцработники. Предложения, выработанные на панельных дискуссиях, будут представлены Председателю Партии, премьер-министру Дмитрию Медведеву на пленарном заседании.

СОХРАНИТ ЛИ СЕЛЬСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ НОВАЯ ГОСПРОГРАММА ДЛЯ СЕЛЯН: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Российские села становятся малочисленными год от года, в целом по стране сельские поселения ежегодно теряют порядка 200 000 человек, и как следствие, безжизненное пространство страны расширяется.

Наиболее сильно процессы урбанизации идут на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском Севере, где сельское население сокращается на 1,5–3% ежегодно. Больше всего уезжает молодых и наиболее активных – выпускники сельских школ поступают в вузы или ищут работу в городах. Остаются лишь те, кому не на что купить жилье в городе, и те, кому за 40 – их знания и навыки в городе особо не нужны.

Сейчас сельскими жителями в стране являются 37,8 млн. человек (26% всего населения), но на деле постоянно проживающих и работающих там жителей еще меньше. Около 20% трудоспособного населения сел уезжают работать в города – это так называемые отходники, работающие вахтовым методом. Как отмечает руководитель Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда отходничество сокращает и без того скромные доходы села: те, кто живет на селе, но работает в городе, платят налоги в бюджеты городов. Если в селе есть сельхозорганизация и у нее есть единый сельхозналог, то при его распределении между уровнями бюджетов только 30 % с него пойдет в бюджет сельского поселения.

Для решения проблемы с сохранением населения сельских территорий Правительством РФ разработана и утверждена в мае 2019 года госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». Целью госпрограммы является сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%. Программа начнет действовать с 2020 года. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн. рублей.

Госпрограмма будет реализовываться по трём основным направлениям: развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства домовладений, современный облик сельских территорий, благоустройство сельских территорий.

Направление госпрограммы по благоустройству сельских территорий обеспечивает ремонт зоны центральной усадьбы сельского поселения, благоустройство скверов, братских захоронений советских воинов, детские игровые площадки, создание и обустройство зон отдыха, уличное освещение, обустройство площадок ТБО. Небольшие проекты суммой до 2 млн. рублей на конкурсной основе должны разрабатываются в муниципальных образованиях, заявки предоставляться в Департаменты сельского хозяйства регионов и оттуда в Минсельхоз. Обязательные условия для участия в программе — это трудовое участие местного населения в реализации проектов и привлечение спонсорских средств (фермеры, местные предприятия).

В госпрограмму включено предоставление сельским жителям льготной ипотеки под 3 % годовых с первоначальным взносом 10 %. Ипотеку могут получить жители сельских населенных пунктов с населением до 40 тысяч жителей. Предполагается, что в рамках реализации госпрограммы ежегодный ввод в эксплуатацию нового сельского жилья увеличится к 2025 году более чем в 5,5 раз.

Как отмечают эксперты кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС содержание госпрограммы кардинально отличается от предыдущих разрозненных форм поддержки сельских жителей и включает целых комплекс мер, призванных вдохнуть новую жизнь в российское село. Теперь дело стоит за регионами, от активности их включения в реализацию программы будет зависеть наполнятся ли новыми жителями, новой инфраструктурой села или останутся по-прежнему вымирать.

Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» предлагает способы решения социальных проблем села — Г. Карелова

Реализация программы должна не просто изменить, но существенно повысить качество жизни на селе, считает вице-спикер СФ.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» — важнейший стратегический документ, который впервые столь полно охватывает социальные проблемы села и предлагает конкретные способы их решения. Такое мнение высказала заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, Карелова
Галина Николаевна представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области

комментируя утверждение Правительством РФ госпрограммы на 2020–2025 гг.

Смотрите также

22 мая 2019 года, 14:59

5 июня 2019 года, 11:26

«Реализация программы должна не просто изменить, но существенно повысить качество жизни на селе», — заявила вице-спикер СФ.

Сенатор отметила, что ведомственные проекты госпрограммы предлагают новые механизмы решения застарелых социальных проблем на сельских территориях. «Разрыв между городом и селом достаточно велик. Уровень безработицы на селе почти вдвое выше, чем в городе, заработная плата значительно ниже средней по экономике, обеспеченность медицинскими кадрами, детей местами в дошкольных и школьных учреждениях несравнима с городской».

Повышение доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования, развитие социальной инфраструктуры должны препятствовать оттоку населения и содействовать привлечению новых молодых сил

Галина Карелова пояснила, что задача проектов — существенно сократить этот разрыв, повысить в первую очередь занятость и доходы сельских жителей, снизить уровень бедности. «Повышение доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования, развитие социальной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями должны препятствовать оттоку населения и содействовать привлечению новых молодых сил».

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом вице-спикер СФ подчеркнула важность поддержки активного участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формировании позитивного отношения к жизни на селе. «37 миллионов граждан являются не только главными адресатами программы, они в то же время должны стать ее главными действующими лицами».

Читайте так же:  Доплаты к пенсии обладателям орденов

По словам сенатора, меры поддержки инициативных граждан будут поощряться преимущественно с помощью грантов. Кроме того, запланированы такие новые механизмы, как льготные кредиты на покупку и строительство жилья с пониженной ставкой, на приобретение инженерного оборудования для домовладений, на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. «Это позволит легче обустраивать бытовую сторону жизни на селе, даст новый импульс для развития предпринимательства и проявления деловой инициативы».

Поставленные задачи, считает Галина Карелова, требуют тщательного мониторинга и совершенствования действующего законодательства. «Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определяющий государственную аграрную политику, был принят в 2006 году. Документ не отражает новых комплексных подходов к развитию села, продекларированных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года и закрепленных в новой программе».

По мнению сенатора, в законе необходимо дать более точное определение государственной политики развития села, которое будет предусматривать не только аграрный, но и социальный аспекты, а также четко определить и разграничить полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области развития сельских территорий. «Это поможет, в том числе, более эффективной реализации программы», — сказала парламентарий, подчеркнув, что Совет Федерации готов провести работу вместе со всеми заинтересованными ведомствами.

Галина Карелова также напомнила, что на форуме сельских депутатов, который состоялся в Воронеже с участием Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, высказывались новые конструктивные предложения по социальному развитию села.

«Надеюсь, что программа будет «живым» документом. Важно, чтобы она осталась открытой для внесения конструктивных предложений со стороны регионов, которым предстоит формировать тот облик села, каким его хотели бы видеть граждане», — заключила вице-спикер СФ.

Деревня в новом формате

Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.

Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны. Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».

Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня этого года. «Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года», — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.

На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета. «Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства», — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит «кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей», добавил он.

Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она. — Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз. «Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала она.

Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах. «Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях», — заявил Гордеев.

«О ходе подготовки к реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» на период 2020-2025 годов»

«Правительственный час» внеочередного заседания Законодательного Собрания Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич, Александр Валентинович!

Уважаемые депутаты, присутствующие!

Минсельхозом Российской Федерации разработана государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

31 мая данная программа утверждена постановлением № 696.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить аналогичные региональные программы.

Целями программы являются:

— сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 г.;

В Ростовской области сельское население составляет 32 %.

— достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 г. (В Ростовской области это соотношение составляет в 2017 году – 69,7 %, по итогам 3 квартала 2018 года — 74%);

— повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 г. (В Ростовской области эта доля составляет 33 %).

Реализация программы предусмотрена с 2020 по 2025 годы.

Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах –2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1,1 трлн рублей.

Госпрограмма включает часть мероприятий, которые в настоящее время реализуются в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» и дополнена новыми мероприятиями.

Для достижения поставленных целей в первую очередь определено направить усилия на улучшение жилищных условий граждан.

Эта поддержка очень востребована.

В Ростовской области с 2010 по 2019 год более 4 тысяч сельских семей, из них порядка 3-х тысяч — это молодые семьи и молодые специалисты, получили поддержку в объеме более 4,2 млрд рублей

Очередность граждан в соответствии с условиями программы ежегодно увеличивается и на сегодня это более 2–х тысяч сельских жителей.

В новой программе несколько мероприятий по жилью.

Первое. Предоставление социальных выплат в размере 70% от расчетной стоимости на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве. Эта поддержка граждан и их семей, которые работают в агропромышленном комплексе и в социальной сфере.

Второе. Предоставление субсидий муниципальным районам на строительство жилья, представляемого гражданам, по договорам найма жилого помещения.

Одной из главных целей данного направления является закрепление и привлечение квалифицированных кадров для работы в сельской местности.

В связи с этим обязательное условие — участие работодателя в финансировании части затрат на строительство жилья.

Доля средств работодателя и муниципального образования составляет не менее 20% от расчетной стоимости жилья.

Эта поддержка интересна сельхозтоваропроизводителям, желающим вкладывать в строительство жилья для своих работников.

В настоящий момент министерство ведет работу с районами, но готовность не выразил ни один район. Нет средств в местных бюджетах. Даже на 5 процентов софинансирования. Это общая проблема большинства муниципалитетов.

Читайте так же:  Выплаты ребенку сироте после 18 лет

Еще одним новым мероприятием госпрограммы предусмотрено предоставление гражданам, проживающим в сельских территориях, льготных жилищных (ипотечных) кредитов на строительство жилья и на обеспечение домовладений инженерными коммуникациями.

Ставка по данным льготным кредитам от 3% до 5%.

Следующее ключевое направление госпрограммы – это обеспечение сельских территорий инженерной, транспортной инфраструктурой, благоустройству.

Эти мероприятия также очень активно реализовывались в нашей области.

Так, уровень обеспеченности сельского населения централизованным водоснабжением вырос с 53,3 в 2010 году до 62,5% в 2018 году, газом — вырос с 52,2% до 62% соответственно.

По программе, курируемой минсельхозпродом области, с 2014 года построено 82 объекта газо- и водоснабжения.

В новой госпрограмме по инженерной инфраструктуре предусмотрено:

предоставление субсидий муниципальному образованию на строительство, реконструкцию объектов газификации, водоснабжения, комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку.

Это обустройство конкретной территории в населенном пункте согласно плану территориального развития объектами инженерной инфраструктуры, благоустройству площадок, строительству объектов социальной и культурной сферы, а также обеспечение уличного освещения, строительство улично-дорожной сети.

Предлагаемые к реализации проекты должны иметь положительное заключение госэкспертизы.

Важным условием включения объектов в программу является реализация в этих муниципальных районах инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса.

Ранее мы реализовали с районами 5 проектов комплексной компактной жилищной застройки. Построено и введено в эксплуатацию порядка 250 жилых домов, 7,3 км газовых и 4,8 км водопроводных сетей, освещение 3,8 км, 8,5 км внутрипоселковых автомобильных дорог.

Предоставление органу местного самоуправления субсидий на благоустройство сельских территорий. Размер субсидии составляет 2,0 млн рублей и не более 70 % от стоимости проекта.

  • создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
  • организация освещения территории;
  • организация пешеходных коммуникаций;
  • обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов;
  • сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.

15 таких проектов мы реализовали в 5 районах области (2014-2019 годы). Опыт районы имеют.

Кроме этого, продолжает реализовываться мероприятие по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Исполнителем данного мероприятия на федеральном уровне определено Федеральное дорожное агентство и на региональном уровне соответственно минтранс области.

В целях привлечения и закрепления квалифицированных кадров и развития рынка труда на сельских территориях предусмотрены субсидии на возмещение до 30% фактически понесенных затрат:

— по заключенным с работниками ученическим договорам, проходящими обучение в федеральных организациях высшего образования, подведомственных Минсельхозу России;

— а также затрат на оплату труда и проживание студентов, привлеченных для прохождения практики.

Эта поддержка новая.

Важно организовать взаимодействие с организациями высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, будущими студентами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Новое мероприятие – «Современный облик сельских территорий» — обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Из условий программы следует, что это будет проектный подход.

  • строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры села;
  • повышение доступа сельского населения к объектам культуры и спорта;
  • приобретение новой автомобильной техники и оборудования в рамках развития социальной инфраструктуры.

Совместно с отраслевыми министерствами мы должны определить необходимость реализации заявляемых муниципальными районами проектов и целесообразность включения этих объектов в новую госпрограмму.

Работа по формированию проектов и заявок в районах начата. Как только будут утверждены правила и порядок конкурсного отбора на федеральном уровне, минсельхозпрод области проведет отбор проектов на региональном уровне.

Особо хотел бы отметить, что в этом мероприятии также важным условием будет реализация в этих районах инвестиционных проектов и привлечение не менее 10 % от стоимости объектов внебюджетных средств. Размер привлечения субъектами внебюджетных источников Минсельхозом России будет учтен при распределении субсидий из федерального бюджета.

Я доложил об основных мероприятиях новой федеральной госпрограммы.

Региональную госпрограмму минсельхозпрод области должен разработать совместно с органами местного самоуправления до конца текущего года.

Будут разработаны и представлены на утверждение правила финансирования и условия реализации направлений (октябрь — ноябрь).

На основании представленных муниципальными районами сведений о потребности в финансировании в настоящее время сформирована и предоставлена на рассмотрение в Минсельхоз России предварительная бюджетная заявка.

Потребность в финансировании на трехлетку составляет порядка 6,0 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета планируется привлечь порядка 5,0 млрд рублей.

Мы продолжаем работать с муниципалитетами по формированию предложений по финансированию предусмотренных в госпрограмме направлений.

При этом в областном бюджете уже предусмотрено софинансирование по жилью (345,0 млн рублей), завершение работ по переходящим объектам (400 млн рублей).

В итоге область традиционно хорошо заявлена в субсидировании строительства и приобретения жилья на селе. На 3 года заявлено 1 млрд 585 млн рублей для 1 тысячи 195 семей.

По дорогам Минтрансом сформулирована заявка на 7 сельских дорог общей стоимостью 616,0 млн рублей.

По газу и воде 7 имеющихся проектов строительной стоимостью 1,0 млрд рублей, но Минсельхозом России определено, что 20–й год будет крайним в реализации отельных объектов.

До конца года будет разработано еще 29 проектов на строительство объектов на сумму строительно-монтажных работ на сумму 2,0 млрд рублей, которые будут заявлены в комплексные проекты «Современный облик сельских территорий».

Поэтому же направлению приняты 28 проектов от районов общей стоимостью 3,0 млрд рублей, в рамках которых кроме объектов газификации и водоснабжения планируется ремонт объектов культуры, приобретение техники и другое.

Важно помнить, что до конца года по ним должна быть предоставлена проектно-сметная документация.

По мероприятиям комплексной жилой застройки заявлено 2 объекта в Миллеровским и Усть-Донецком районах на сумму 415,0 млн рублей.

По обучению и практике студентов интерес проявили только два предприятия АПК.

И как уже отмечалось нет заявок от районов по участию в строительстве жилья для предоставления по найму.

Очень важно на старте программы иметь хорошую динамику в муниципалитетах по проектно-сметной документации.

Необходимо привлекать к этой работе бизнес. Уже сейчас ряд предприятий АПК готов ее разрабатывать за свой счет.

Социально-ответственный бизнес поможет ускорить реализацию программы.

Программы комплексного развития сельских территорий должны быть приняты всеми муниципальными районами с учетом местных потребностей, возможностей бюджета, участия бизнеса на основе широкого обсуждения с населением.

При получении из Минсельхоза РФ нормативных документов, уточняющих порядок всех направлений поддержек, условий для участия бизнеса, возможных ограничений по финансированию на один объект, минсельхозпродом области будет усилена информационно- разъяснительная работа среди муниципалитетов, предприятий, граждан по их участию в программе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Считаем, что слаженная работа на всех уровнях позволит добиться целей программы по созданию комфортной среды на селе, каждому жителю ощутить ее результаты.

Источники


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  4. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Госпрограммы для сельских поселений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here