Как сделать пэк для 3 категории

Особенности решения вопросов по теме: "Как сделать пэк для 3 категории". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Производственный экологический контроль

Разработка программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и сдача отчета о результатах ПЭК обязательна для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий (оказывающих, соответственно, значительное, умеренное и незначительное негативное воздействие на окружающую среду).

Программа производственного экологического контроля

Содержание программы ПЭК первоначально устанавливается Ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Очевидно, что программа ПЭК должна быть основана на практически всей экологической документации предприятия, т.е. прежде чем разрабатывать ПЭК, необходимо провести в порядок всю нормирующую и разрешительную документацию в сфере экологии.

Требования к содержанию программы ПЭК

Требования к содержанию программы ПЭК и сроки представления соответствующей отчетности определены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Подробную информацию по составлению программы ПЭК вы сможете прочитать в нашей библиотеке либо узнать на наших бесплатных семинарах (узнайте, когда будет ближайший).

Отчетность ПЭК

Помимо самой программы необходимо ежегодно до 25 марта сдавать соответствующую отчетность. Отчет (как и программу) должны сдавать все юридические лица и предприниматели, эксплуатирующие объекты I, II и III категории.

Форма отчета утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Ответственность

ПЭК (программа и отчетность) – обязательный проект для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (I, II, III категорий). За отсутствие программы и/или несвоевременную подачу отчетности предусмотрен штраф. Ответственность определяется контролирующим органом. Чаще всего за данное нарушение выносят штраф по ст.8.1 или 8.5 КоАП РФ, — от 20 до 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Как сделать?

Мы предлагаем услуги по составлению программы производственного контроля, — наши эксперты корректно составят ПЭК в соответствии с спецификой деятельности именно вашей компании, а также помогут в составлении и подаче соответствующей отчетности.

Программа производственного экологического контроля в организации

Виды экоконтроля

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства. В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные. Требования к содержанию этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.
Читайте так же:  Воспитателя не кому заменить в отпуске

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Форум для экологов

Форум для экологов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Персональные данные

ПЭК (общий). Производственный экологический контроль

  • Перейти на страницу:

ПЭК (общий). Производственный экологический контроль

Сообщение fmikn » 16 мар 2009, 22:38

Передо мной (инженером-экологом)стоит задача- разработать положение о производственном экологическом контроле. Вид деятельности организации:строительно — монтажные работы. Главный вопрос в том, на кого возлагается ответственность по проведению ПЭК, кто координирует ПЭК (инженер ПТО или инженер эколог)и если нетрудно поделитесь своим ПЭК буду очень признателен.

M! Уважаемые коллеги! Просьба ознакомиться с правилами форума. Если у кого-то есть пример- выкладывайте документы в теме. Все просьбы к конкретному автору отправить документ на e-mail отправляйте, пожалуйста, через службу личных сообщений

Re: положение о ПЭК

Сообщение К_Татьяна » 16 мар 2009, 22:38

Re: положение о ПЭК

Сообщение Иванна » 16 мар 2009, 22:38

Есть положение, могу выслать.

M! К автору обращаться через службу личных сообщений!

Программа экологического контроля и мониторинга

Сообщение svetlaya84 » 16 мар 2009, 22:43

Re: программа экологического контроля и мониторинг

Сообщение svetlaya84 » 16 мар 2009, 22:43

Программа производственного контроля

Сообщение танчуса » 16 мар 2009, 22:48

Re: Программа производственного контроля

Re: Программа производственного контроля

Сообщение belka » 16 мар 2009, 22:48

Re: Программа производственного контроля

Сообщение svetlaya84 » 16 мар 2009, 22:48

Необходима помощь написать Положение!

Сообщение Mair » 16 мар 2009, 22:52

  • Перейти на страницу:
Читайте так же:  Дают ли компенсацию вместо бесплатной земли

pek.jpg Новое пособие для природопользователей Производственный экологический контроль .

Первая в стране книга по данной тематике. Пособие по вопросам организации производственного экологического контроля разработано для экологов предприятий и.

Ответственность

Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения

[3]

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

Наш email: [email protected]

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Категория объекту еще не присвоена, а о программе ПЭК извольте сообщить

Назначение подзаконных нормативных правовых актов — развивать положения законов. Однако не всегда они с этой ролью справляются, оставляя пробелы правового регулирования или вовсе вступая в противоречие с тем, что призваны развивать.

[2]

Рассмотрим один из таких весьма актуальных примеров: в статье речь пойдет о необходимости наличия программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) при постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет.

И для начала напомним, что до 01.01.2015 обязанность организовывать ПЭК была возложена на всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от того, какие объекты они эксплуатируют. Указанная обязанность связывалась с самим фактом осуществления хозяйственной деятельности.

С 01.01.2015 со вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) многое изменилось.

В частности, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) была изложена в новой редакции.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля[1], осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
[…]

Общие требования к содержанию программы ПЭК установлены п. 3 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих НВОС.

Как известно, в настоящее время требования к содержанию программы ПЭК уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Минприроды России, не установлены.

Природопользователям только и остается, что довольствоваться проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»[2], размещенным на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Разумеется, до постановки эксплуатируемых объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет и присвоения им категории в зависимости от уровня НВОС хозяйствующие субъекты не обязаны разрабатывать программу ПЭК (даже без учета того, что требования к ее содержанию не установлены).

Как видно из п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, обязанность разрабатывать программу ПЭК возложена только на тех лиц, которые эксплуатируют объекты IIII категории.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

[…]
4. Присвоение объекту[3], оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, до присвоения соответствующей категории у хозяйствующего субъекта не может (не должно) быть надлежащей программы ПЭК, содержание которой зависит в том числе от того, к какой категории отнесен объект, оказывающий НВОС, эксплуатируемый природопользователем.

Однако при разработке формы заявки[4] и Правил ведения реестра[5] Регулятор, вероятно, рассуждал по-другому (вопреки положениям Федерального закона № 7-ФЗ). Иначе как объяснить указание в данных документах на необходимость отражения в заявке о постановке на государственный учет сведений о программе ПЭК?

По логике Минприроды России, хозяйствующий субъект заблаговременно до постановки объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет должен:

1) самостоятельно определить, к какой категории относится объект;

2) разработать программу ПЭК (требования к содержанию которой до сих пор не установлены),

Читайте так же:  Доп соглашение для замещающего начальника

и только после этого:

Видео (кликните для воспроизведения).

3) обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет.

Чтобы разгадать замысел Минприроды России, обратимся к формулировкам, используемым в форме заявки и Правилах ведения реестра.

[1]

В соответствии с п. 1 раздела IV «Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды» формы заявки хозяйствующий субъект должен указать сведения о «наличии на объекте программы производственного экологического контроля».

Казалось бы, что стоит хозяйствующему субъекту указать: «Отсутствует»?

В конце концов, такое указание (которое соответствует действительности) является добросовестным предоставлением достоверных сведений и при этом не должно рассматриваться как нарушение требований законодательства, учитывая отсутствие у природопользователя обязанности по разработке программы ПЭК до присвоения объекту, оказывающему НВОС, I–III категории.

Однако «инстинкт самосохранения» предсказуемо не позволяет расписаться в отсутствии на объекте, оказывающем НВОС, программы ПЭК, и на то есть две психологические причины.

Причина 1

На момент заполнения заявки специалист экологической службы уже соотнес объект с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории[6] и определил, какая категория вероятнее всего будет присвоена объекту уполномоченным органом при постановке на государственный учет.

При этом в разделе I заявки природопользователь уже указал «декларируемую категорию объекта. »[7].

Данные условия наводят специалиста экологической службы на мысль о том, что лучше не сознаваться в отсутствии программы ПЭК на объекте во избежание риска привлечения к ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016).

И хотя формально состав административного правонарушения в рассматриваемой ситуации отсутствует, учитывая, что категория объекту, оказывающему НВОС, не присвоена до момента постановки его на государственный учет, Центр правовой экологии рекомендует указывать в разделе IV заявки на наличие, а не отсутствие программы ПЭК на объекте.

Более того, целесообразно не только констатировать наличие программы ПЭК в заявке, но и начать ее разрабатывать[8], ориентируясь как минимум на требования к содержанию программы, установленные п. 3 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, а при желании и на проект Приказа Минприроды «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Учет положений проекта Приказа Минприроды России может оказаться полезным после принятия соответствующего нормативного правового акта, который, предположительно, не будет иметь принципиальных отличий от проекта, исключающих оперативную корректировку уже разработанной программы ПЭК.

Причина 2

Отсутствие сведений о программе ПЭК на объекте может рассматриваться органом, уполномоченным на ведение реестра, как основание для отказа в постановке объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет (разумеется, если речь идет об объекте, отнесенном к I–III категории).

Извлечение
из Правил ведения реестра

[…]
5. Государственный реестр включает в себя следующие сведения:
[…]
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
[…]
17. Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения[9] для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а»–«и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
[…]
20. Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
[…]

Таким образом, не исключена ситуация, при которой указание хозяйствующим субъектом в заявке о постановке объекта, оказывающего НВОС, на государственный учет (декларируемая категория которого заявлена как I–III категория) на отсутствие программы ПЭК будет квалифицировано уполномоченным органом как отсутствие сведений о программе ПЭК (как отсутствие сведений, предусмотренных подп. «м» п. 5 Правил ведения реестра) и, следовательно, как основание для отказа в постановке на государственный учет.

Предполагаем, что впоследствии природопользователь сможет доказать свою правоту в бездействии в вопросе разработки программы ПЭК, однако «КПД» отстаивания такой правоты вызывает серьезные сомнения.

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] Форма заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. от 27.09.2016).

[5] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

[6] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

[7] Подробнее см.: Алымова В.А. Отнесение объекта, оказывающего НВОС, к I–IV категории: есть ли право на ошибку? // Справочник эколога. 2016. № 11. С. 32–38 (profiz.ru/eco/11_2016/pravo_na_oshibku).

Хотиенко С.И. Программа ПЭК и отчет о результатах ПЭК: актуальные требования // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 53–62;

Нельзикова Е.А. Коротко о ПЭК: 5 насущных вопросов // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 63–67 (прим. редакции).

Кто, когда и как сдает отчет о результатах ПЭК

Все предприятия, которые обладают объектами негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) с I по III категорию должны раз в год сдавать в Росприроднадзор отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля или отчет о результатах ПЭК.

Читайте так же:  Как браузере открыть электронный документ росреестра

Чтобы сдать отчет о результатах ПЭК, сначала предприятие разрабатывает программу производственного экологического контроля. Содержание программы регламентирует п. 2 Требований Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74. Важно, что для каждого объекта НВОС нужно разработать отдельную программу производственного экологического контроля и по каждой программе сдать отдельный отчет.

Форма отчета утверждена Приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261, а порядок заполнения — Приказом Минприроды РФ от 16.10.2018 № 522.

Сдайте отчет о результатах ПЭК через интернет с помощью системы Контур.Экстерн.

Что входит в отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК должен включать следующие данные об объекте НВОС:

  • адрес места нахождения, код объекта, категорию объекта;
  • наличие источников выбросов и их характеристики;
  • сведения о применяемых технологиях;
  • сведения о собственных либо о привлекаемых лабораториях, их адреса и аттестаты аккредитации;
  • перечень загрязняющих веществ для воздуха;
  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ на источниках;
  • результаты наблюдений за загрязнением воздуха, если они есть;
  • результаты учета объемов забора воды из водного объекта и сбросов сточных вод;
  • результаты наблюдений за водными объектами;
  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть;
  • результаты мониторинга на объектах размещения отходов,если они есть.

Когда надо отчитаться о результатах ПЭК

Организации сдают отчет о результатах ПЭК до 25 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2019 год нужно отчитаться до 25 марта 2020 года.

Что грозит за несдачу отчета о результатах ПЭК

За непредставление отчета о результатах ПЭК предусмотрены штрафы по ст. 8.5 КоАП РФ: для юрлиц — 20 000–80 000 , для должностных лиц — 3 000–6 000 , для граждан — 500–1 000 .

Отчитайтесь о результатах ПЭК через Контур.Экстерн. Электронную подпись вы получаете при подключении к системе.

Как сдать отчет о результатах ПЭК

Отчет о результатах ПЭК можно сдать следующими способами:

  1. В электронном виде с помощью системы Контур.Экстерн.
    • Заполнить форму в системе вам помогут подсказки.
    • Перед отправкой отчет проходит автоматическую проверку на ошибки. Система подтвердит, что все поля в отчете заполнены корректно, нет пустых строк или расхождений в цифрах, а также отсутствуют форматно-логические ошибки. Если же ошибка будет найдена, вы сможете ее исправить — это поможет вам отчитаться с первого раза.
    • Чтобы передать отчет в РПН, достаточно нажать кнопку «Отправить», не нужно тратить время, чтобы лично посещать отделение РПН и стоять в очередях.

  1. В электронном виде через личный кабинет природопользователя на сайте РПН — при условии, что у вас есть учетная запись юрлица. Учетная запись физлица не подойдет. Также отметим, что в Модуле природопользователя нет формы отчета о результатах ПЭК.

Отчетность ПЭК

Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет (см. Ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь, а про структуру программу и ее содержание – здесь.

Требования к форме предоставления отчета об осуществлении производственного экологического контроля (отчет о ПЭК) представлены в Приказе Минприроды России от 14.06.2018 № 261. В соответствии с Приказом № 261 отчет должен включать в себя 11 таблиц.

Общие сведения

Таблица 1.1. Общие сведения

Самая первая таблица заполняется на основании раздела «Общие положения» разработанной ранее программы ПЭК.

Таблица 1.2. Технологии, применяемые на объекте

В таблице указываются поочередно:

  • номер и наименование структурных подразделений организации;
  • наименование применяемой в этом структурном подразделении технологии;
  • соответствие применяемой технологии наилучшей доступной технологии.

Соответствие «подбирается» согласно информационно-техническому справочнику по НДТ. При этом необходимость внедрения наилучших доступных технологий обязательна только для объектов I категории (внедрение НДТ описывается в комплексном экологическом разрешении), следовательно, для объектов II и III категории данную таблицу заполнять не обязательно.

Таблица 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях

Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации.

Охрана атмосферного воздуха

Таблица 2.1. Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников

В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см. соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Что характерно, в таблицу не вносятся коды соответствующих веществ, — а только их наименования.

Таблица 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов

В программе ПЭК имеется соответствующий график контроля стационарных источников выбросов, в соответствии с которым в течение года должны были проводиться соответствующие действия: отбор проб, инструментальный контроль и анализ полученных результатов. Всю эту информацию необходимо внести в таблицу.

Таблица 2.3. Загрязняющие вещества, включенные в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

По аналогии с таблицей 2.1 в таблицу 2.3 вносят перечень веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (см. соответствующий раздел программы ПЭК). Коды веществ не предусмотрены.

Читайте так же:  Вопросы о льготном протезировании зубов

Как правило, перечень веществ, которые можно определить методами инструментального мониторинга качества атмосферного воздуха сильно ограничено. Обычно проводятся наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, взвешенных частиц (пыли), а также специфических загрязняющих веществ (сероводорода, растворимых сульфатов, аммиака, фенола, хлористого водорода, формальдегида, бензола, суммы ксилолов, толуола, этилбензола, бенз(а)пирена, железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка).

Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

В отличие от таблицы 2.2. эта таблица содержит уже усредненные сведения по результатам наблюдений в соответствии с графиком из программы ПЭК: адрес и координаты точек наблюдения, наименование загрязняющих веществ, периодичность отбора проб и т.д.

Охрана и использование водных объектов

Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод

В эту таблицу необходимо внести реквизиты письма, которым в соответствующий Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) были направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

В соответствии с «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057) эти сведения подаются в территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Поэтому, в таблице 3.1. должны быть реквизиты всех четырех писем.

Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод

В таблицу 3.2 вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Снова наблюдается дублирование контроля.

В соответствии с Порядком представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями (утв. Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30) собственники водных объектов и водопользователи обязаны вести регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами и предоставлять соответствующие сведения территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.

А согласно Приказу Минприроды России от 14.03.2007 № 569 водопользователи ведут регулярные наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным органом Росводресурсов, и представляют результаты таких наблюдений в территориальный орган Росводресурсов и в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления ежегодно до 10 января.

Именно об этих сведениях и должна быть представлена информация в таблицу 3.2 отчета по ПЭК.

Таблица 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений

В таблицу 3.3. вносятся сведения о результатах проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков. Эта таблица должна содержать данные по каждой дате отбора проб (в соответствии с планом графиком, приведенным в программе ПЭК).

Обращение с отходами

Таблица 4.1. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

Данную таблицу необходимо заполнять только организациям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды установлен Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66. Результаты мониторинга оформляются в виде отчета, который представляется в территориальный орган Росприроднадзора ежегодно до 15 января. Реквизиты этого письма об отчете о проведении мониторинга и вносятся в эту таблицу.

Как составить отчет

Очевидно, что отчет практически невозможно составить, не имея программы ПЭК. Даже если вы начнете составлять отчет без утвержденной программы производственного экологического контроля, все равно вместе с отчетом получится практически готовая программа. А чтобы составить программу ПЭК, в свою очередь, необходимо еще больше экологической документации. Об этом мы писали в предыдущей статье.

Полноценный отчет сложно составить организациям, не проводившим в течение года никакого контроля стационарных источников выбросов и мониторинга качества атмосферного воздуха (если это было необходимо), — придется либо показывать «пустоту» или мухлевать с протоколами измерений.

Правильный отчет не составить, если подавались соответствующие сведения по водным объектам. Конечно, эти сведения подаются, в основном, в Росводресурс, и непонятно, как Росприроднадзор будет это контролировать.

Если вам надоело или нет времени разбираться в тонкостях отчета ПЭК — закажите этот отчет нам, — мы все сделаем сами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ну а в целом, проведя анализ содержания и формы таблиц, из которых состоит отчет по ПЭК, по мнению автора можно сделать вывод, что задача данного отчета состоит только в том, чтобы выявить нарушения и недоработки (чтобы было видно, за что можно штрафовать). Отчет делается исключительно в интересах Минприроды, а не с целью рационализации природопользования.

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Как сделать пэк для 3 категории
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here