Госпрограммы на улучшение жизни в селе

Особенности решения вопросов по теме: "Госпрограммы на улучшение жизни в селе". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Правительство России

Утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»

Постановление от 31 мая 2019 года №696. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Постановление от 31 мая 2019 года №696

Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – госпрограмма). Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы.

Комментарий

Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.

В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».

К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».

В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.

Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Госпрограмма комплексного развития сельских территорий Воронежской области придаст новый импульс процессу улучшения качества жизни – Александр Гусев

Воронеж. 22.05.2019. ABIREG.RU – 21 мая премьер-министр правительства России Дмитрий Медведев провел в Воронеже заседание правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий.

В заседании также приняли участие вице-премьер Алексей Гордеев, заместитель председателя СФ Галина Карелова, министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, губернатор Воронежской области Александр Гусев, руководители министерств и ведомств, главы ряда регионов.

Речь шла о проекте государственной программы по комплексному развитию сельских территорий до 2025 года.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что в последние годы развитию агропромышленного комплекса уделялось самое серьезное внимание, и есть результаты, которыми по праву можно гордиться.


«Наши аграрии сегодня не только вернули себе российский продовольственный рынок, но и наращивают экспорт, это тоже всем известно, причем быстрее большинства других отраслей экономики. За прошлый год он увеличился на 20%, если говорить об отношении 2018 года к 2017-му, и достиг 25 млрд долларов. Все прекрасно помнят, что было еще буквально 10 лет назад. Все объемы растут, включая объемы поставок рыбы, морепродуктов, мяса, молока, а по экспорту пшеницы наша страна занимает первое место в мире. Теперь у нас есть новая амбициозная цель – увеличить объем экспорта продукции нашего аграрного сектора до 45 млрд долларов к 2024 году, то есть увеличить его более чем в два раза. Работа большая, но самое главное – ее предстоит выполнять людям, которые живут на селе», – сказал он.

Были отмечены ключевые направления работы в рамках государственной программы. Прежде всего, это модернизация инфраструктуры. Еще один очень важный вопрос – жилье. По словам Дмитрия Медведева, на селе это проблема не менее острая, чем в городе, но важно предложить людям привлекательные условия для улучшения жилищных возможностей. Проект государственной программы предлагает льготную ипотеку (до 3% годовых) тем, кто решил купить или построить новый дом. Кроме того, для сельских жителей предусмотрена возможность брать потребительские кредиты на благоустройство своих домов и на покупку оборудования для энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления.

Проект госпрограммы предусматривает также выдачу льготных кредитов (до 3% годовых) индивидуальным предпринимателям и организациям, производство которых располагается на сельских территориях. Средства должны пойти на ремонт, строительство подъездных путей, инженерную инфраструктуру.

«Нам надо государственную программу синхронизировать с национальными проектами и Стратегией пространственного развития страны. Тогда мы можем рассчитывать по-настоящему на комплексный эффект. Программа так и называется – программа комплексного развития сельских территорий», – подытожил глава кабмина.

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил, что предусмотренное проектом госпрограммы комплексного развития сельских территорий ресурсное обеспечение на период до 2025 года включительно составляет 2,288 трлн рублей. В том числе, из средств федерального бюджета – 1,061 трлн рублей, внебюджетные источники – 1,053 трлн рублей, консолидированные бюджеты субъектов – 174 млрд рублей.

Губернатор Александр Гусев подчеркнул важность внедрения госпрограммы в регионе:

«Сельское хозяйство является локомотивом экономики региона. Из общей численности населения области 33% проживают в сельской местности и преимущественно заняты в агропромышленном комплексе. Хотелось бы отметить, что на улучшение социальной сферы села за последние 10 лет направлено 43,3 млрд рублей. Из них в рамках федеральной программы развития сельских территорий – 6,5 млрд рублей. Но, несмотря на принимаемые меры, уровень и качество жизни на селе продолжают оставаться существенно ниже городского. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», безусловно, должна придать новый импульс процессу улучшения качества жизни селян и сократить такой разрыв».

Губернатор пояснил, что в регионе запланирована реализация инвестиционных проектов, связанных с развитием отрасли переработки. Такие предприятия будут остро нуждаться в специалистах. Поэтому, по словам Александра Гусева, важно создать условия, которые позволят не только сохранить трудоспособное население в сельской местности, но и привлечь высококвалифицированные молодые кадры.

Читайте так же:  Денежное пособие лауреатам государственной премии

«Для этого мы должны сделать образ села современным. С целью привлечения и закрепления молодых специалистов на селе необходимо уделить внимание переоснащению технической базы учебных учреждений, капитальному ремонту общежитий, созданию современных студенческих кампусов на базе профильных сельскохозяйственных колледжей. Такое мероприятие уже заложено в федеральный проект «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Однако считаем целесообразным особый акцент сделать на сельскохозяйственных колледжах. В Воронежской области 17 таких учреждений. Для их ремонта и оснащения современным оборудованием требуется более 2,5 млрд рублей. И здесь нам не обойтись без целенаправленной помощи федерального центра. Кроме того, важно обеспечить условия для заинтересованности инвесторов в дальнейшем трудоустройстве студентов на сельхозпредприятия. На территории области имеется положительный опыт внедрения механизмов практико-ориентированного обучения посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий Воронежской области. Мы готовы его продолжить и существенно расширить», – заверил глава Воронежской области.

Он сообщил, что на территории области уже началась работа по формированию стратегии пошагового развития каждого поселения и в целом района, предусматривая комплексный подход. Это полностью согласуется с целями новой программы.

«Мы поддерживаем комплексный подход, заложенный в новой госпрограмме, которая позволит решить основные проблемы конкретного населенного пункта. Но для достижения национальных целей на селе, обозначенных Указом президента, необходимо масштабное финансирование программы. Фактически она должна стать тринадцатым национальным проектом», – резюмировал Александр Гусев.

Госпрограммы на улучшение жизни в селе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 10 мая 2018 г. N 10/310 О предоставлении социальных выплат в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

Департамент развития сельских территорий Минсельхоза России рассмотрел обращение по вопросу предоставления социальных выплат в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее — Подпрограмма), и сообщает.

Условия и порядок предоставления социальных выплат в рамках указанной Подпрограммы определены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее — Типовое положение).

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, в рамках Подпрограммы, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

В соответствии с Типовым положением право на получение социальной выплаты имеют граждане при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание и работа в сельской местности; наличие собственных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Также право на получение социальной выплаты имеют:

молодые семьи и молодые специалисты (возраст на дату подачи заявления не старше 35 лет) при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание и работа хотя бы одного из членов молодой семьи, молодого специалиста в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом должны соблюдаться в совокупности следующие условия: переезд в сельскую местность в границах муниципального района, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района), проживание на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования, регистрация по этому месту пребывания; отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского) округа, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает. В этом случае признание нуждающимися в улучшении жилищных условий не требуется.

Согласно пункту 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:

— на приобретение жилого помещения в сельской местности (за исключением приобретения жилого помещения у близких родственников (супруг (супруга), дедушка (бабушка), внуки, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры), а также приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает);

— на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

— на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

[2]

Для молодых семей и молодых специалистов, не имеющих достаточно собственных средств, предусмотрено предоставление жилья по договору найма с правом выкупа по истечении пяти лет работы по трудовому договору по цене не выше 10% от стоимости жилья.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, перечень, сроки и порядок предоставления которых устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Ознакомиться с Подпрограммой можно на сайте Минсельхоза России: www.mcx.ru (в разделе: Господдержка/Государственные программы/Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы/Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»).

Читайте так же:  Больничный испорчен объяснительная заявление

За более подробным разъяснением рекомендуем обращаться в орган управления агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации.

Врио директора Депагроразвития О.Л. Маркова

Обзор документа

Приведена информация по Типовому положению о предоставлении выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в т. ч. молодым семьям и специалистам.

Право на получение выплаты имеют граждане при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание и работа в сельской местности; наличие собственных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Также право на получение выплаты имеют молодые семьи и специалисты (возраст на дату подачи заявления не старше 35 лет). Условия — постоянное проживание и работа хотя бы одного из членов молодой семьи, специалиста в АПК или соцсфере (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Кроме того, при определенных условиях право на получение выплаты имеют молодые семьи и специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять предпринимательскую деятельность в АПК или соцсфере (основное место работы) в сельской местности.

Выплату можно использовать на приобретение жилья, строительство жилого дома, участие в долевом строительстве домов (квартир) в сельской местности.

Для молодых семей и специалистов, не имеющих достаточно собственных средств, предусмотрено предоставление жилья по договору найма с правом выкупа по истечении 5 лет работы по трудовому договору по цене не выше 10% от стоимости жилья.

СОХРАНИТ ЛИ СЕЛЬСКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ НОВАЯ ГОСПРОГРАММА ДЛЯ СЕЛЯН: МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Российские села становятся малочисленными год от года, в целом по стране сельские поселения ежегодно теряют порядка 200 000 человек, и как следствие, безжизненное пространство страны расширяется.

Наиболее сильно процессы урбанизации идут на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском Севере, где сельское население сокращается на 1,5–3% ежегодно. Больше всего уезжает молодых и наиболее активных – выпускники сельских школ поступают в вузы или ищут работу в городах. Остаются лишь те, кому не на что купить жилье в городе, и те, кому за 40 – их знания и навыки в городе особо не нужны.

Сейчас сельскими жителями в стране являются 37,8 млн. человек (26% всего населения), но на деле постоянно проживающих и работающих там жителей еще меньше. Около 20% трудоспособного населения сел уезжают работать в города – это так называемые отходники, работающие вахтовым методом. Как отмечает руководитель Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда отходничество сокращает и без того скромные доходы села: те, кто живет на селе, но работает в городе, платят налоги в бюджеты городов. Если в селе есть сельхозорганизация и у нее есть единый сельхозналог, то при его распределении между уровнями бюджетов только 30 % с него пойдет в бюджет сельского поселения.

Для решения проблемы с сохранением населения сельских территорий Правительством РФ разработана и утверждена в мае 2019 года госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». Целью госпрограммы является сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%. Программа начнет действовать с 2020 года. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн. рублей.

Госпрограмма будет реализовываться по трём основным направлениям: развитие жилищного строительства и повышение уровня благоустройства домовладений, современный облик сельских территорий, благоустройство сельских территорий.

Направление госпрограммы по благоустройству сельских территорий обеспечивает ремонт зоны центральной усадьбы сельского поселения, благоустройство скверов, братских захоронений советских воинов, детские игровые площадки, создание и обустройство зон отдыха, уличное освещение, обустройство площадок ТБО. Небольшие проекты суммой до 2 млн. рублей на конкурсной основе должны разрабатываются в муниципальных образованиях, заявки предоставляться в Департаменты сельского хозяйства регионов и оттуда в Минсельхоз. Обязательные условия для участия в программе — это трудовое участие местного населения в реализации проектов и привлечение спонсорских средств (фермеры, местные предприятия).

В госпрограмму включено предоставление сельским жителям льготной ипотеки под 3 % годовых с первоначальным взносом 10 %. Ипотеку могут получить жители сельских населенных пунктов с населением до 40 тысяч жителей. Предполагается, что в рамках реализации госпрограммы ежегодный ввод в эксплуатацию нового сельского жилья увеличится к 2025 году более чем в 5,5 раз.

Как отмечают эксперты кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС содержание госпрограммы кардинально отличается от предыдущих разрозненных форм поддержки сельских жителей и включает целых комплекс мер, призванных вдохнуть новую жизнь в российское село. Теперь дело стоит за регионами, от активности их включения в реализацию программы будет зависеть наполнятся ли новыми жителями, новой инфраструктурой села или останутся по-прежнему вымирать.

На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»

Видео (кликните для воспроизведения).

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.

Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.

Читайте так же:  Должны ли назвать причину появления омон

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?

— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.

Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.

— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?

— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.

Мост через болото

— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?

— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.

— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?

— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.

Чтобы был эффект

— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.

— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.

— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.

— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.

— Это распространяется на всех или только на жителей села?

— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.

— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?

— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.

Читайте так же:  Едв в мосве ветеранам боевых дейстий

— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?

— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.

— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?

— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.

[3]

— О каких проблемах конкретно вы говорите?

— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.

Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.

Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.

Если хотят перемен

— Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?

— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?

[1]

— В том числе – через нацпроекты?

— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.

Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.

Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)

Деревня в новом формате

Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.

Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны. Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».

Читайте так же:  Аммортизация объекта недвижимости

Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня этого года. «Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года», — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.

На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета. «Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства», — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит «кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей», добавил он.

Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она. — Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз. «Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала она.

Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах. «Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях», — заявил Гордеев.

Быть на уровне

«Программа рассчитана на период до 2025 года, охватывает весь спектр вопросов, которые касаются жителей села», — заявил председатель правительства во вторник на заседании президиума Cовета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

К основным целям госпрограммы отнесены сохранение доли сельского населения в общей численности населения страны на уровне не менее 25,3 процента, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов. По многим показателям село сегодня существенно отстает от города, констатировал Медведев.

— Задача — приблизить уровень их жизни к городскому, — подчеркнул премьер-министр. — Продолжим решать проблемы доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования, будем заниматься жилищным строительством, будут приниматься меры для поддержки занятости и развития инфраструктуры. Я имею в виду и дороги, и прокладку водоводов, газопроводов, развитие интернета.

На мероприятия госпрограммы планируется направить 2,28 триллиона рублей, из федерального бюджета — 1 триллион 61 миллиард рублей. «Будет использоваться проектный подход, чтобы учитывать потребности каждого конкретного населенного пункта», — заверил Дмитрий Медведев.

Потребности всей страны в цифровизации на президиуме обсуждали, когда речь зашла о реализации соответствующей национальной программы. Расходы на нее — более 1,6 триллиона рублей. Средства пойдут на увеличение отечественных разработок в цифровых технологиях, подготовку кадров. «За шесть лет не менее 120 тысяч человек должны быть приняты в вузы на IT-специальности, а 10 миллионов человек должны пройти онлайн-курсы цифровой грамотности», — напомнил премьер.

Отдельным направлением работы станет создание современной цифровой образовательной среды в школах, университетах, подключение к интернету всех социально значимых объектов — школ, фельдшерско-акушерских пунктов. «Первые результаты должны быть к концу этого года», — обозначил глава кабинета министров сроки, в которые ждет результаты.

Еще большие средства правительство рассчитывает до конца 2024 года направить на мероприятия комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Федеральный бюджет выделит 3 триллиона рублей, всего же расходы составят не менее 6,3 триллиона.

«Для нас важно, чтобы регионы были связаны единой транспортной сетью. Не должен стоять вопрос доступности. Налаженная транспортная инфраструктура — это еще и возможности для развития бизнеса и торговли, наращивания межрегиональных связей», — пояснил Медведев. Для этого предстоит, например, заниматься строительством и модернизацией автомобильных дорог, увеличением мощности морских портов до 1,3 миллиарда тонн грузов, развитием Северного морского пути для перевозки 80 миллионов тонн.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новые возможности для грузоперевозок должны появиться на железных дорогах, чтобы не только нарастить объем транзитных перевозок, но и сократить сроки доставки контейнеров между Западом и Востоком. «В 1,5 раза мы планируем увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, будем создавать основу для развития высокоскоростного железнодорожного сообщения», — указал премьер-министр.

Источники


  1. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  4. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Госпрограммы на улучшение жизни в селе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here