Добровольные пенсионные программы

Особенности решения вопросов по теме: "Добровольные пенсионные программы". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Корпоративное пенсионное обеспечение: неоправданные траты для работодателя или оптимизация налогообложения и повышение лояльности персонала?

Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы «за вредность» в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

[3]

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Читайте так же:  Как создать консорциум пошаговая инструкция

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета»).

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы

Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «НПФ электроэнергетики»:

«Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы «.

Александр Прокопенко, вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО):

«Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны «.

Подробно о программе государственного софинансирования пенсии

Все больше россиян начинают заботиться о своих пенсиях заранее. Государство поддерживает такие начинания, предлагая различные льготы и привилегии, если человек самостоятельно осуществляет отчисление средств. Одним из способов стимулирования формирования собственных накоплений на будущую пенсию является программа софинансирования. Хотя появилась она более 10 лет назад, немногие знают о ней.

Что представляет собой программа софинансирования пенсии, и до какого года она действует

Государство активно старается привлекать самих граждан к формированию будущих пенсий. Для этого применяются различные методы поощрения тех, кто решил самостоятельно осуществлять накопления на последующие выплаты при достижении пенсионного возраста. Одной из таких мер стала программа софинансирования.

В рамках программы человеку предлагалось начать самостоятельно формировать собственную накопительную пенсию, делая дополнительные взносы. При этом государство гарантировало удвоение суммы доп. взносов, а в некоторых случая предусмотрено и вовсе увеличение внесенной суммы в 4 раза.

Фактически, если человек вступил в программу и внес 5000 руб. на счет для формирования будущей накопительной пенсии, то государство также добавляло на его лицевой счет 5000 руб., а в некоторых случаях – 20000 руб. При этом на уровне законодательства установлено, что для софинансирования размер доп. взносов должен составлять не менее 2000 руб. и не более 12000 руб.

Читайте так же:  Анкета сотруднику по истечению испытательного срока

Финансирование программы осуществляется за счет Фонда национального благосостояния. Все накопления на лицевом счете могут быть переданы под управление управляющей компании или НПФ для получения дохода и увеличения этой суммы.

Впервые заработала программа в 2008 году. Именно в октябре этого года ПФР начал принимать заявления от граждан на участие в программе. Прием заявлений закончился 31 декабря 2014 года, а первый взнос участник должен был перечислить до конца января 2015 года.

Срок участия человека в проекте – 10 лет. Таким образом, полностью закончит он свою работу к 2025 году.

Что представляет собой программа государственного софинансирования пенсии, узнаете из этого видео:

Кто мог принять участие в программе государственного софинансирования пенсии

Вступить в программу мог каждый гражданин, участвующий в системе пенсионного страхования. Фактически в эту категорию попадают все работающие официально россияне, предприниматели и т. д. Если участник имел право на страховую пенсию и не оформлял ее или другие виды пенсионных выплат, то для него предусмотрены специальные условия – сумма софинансирования равна личным взносам, увеличенным в 4 раза.

Участие в программе принимали лица, подходящие под следующие условия:

  1. Заявление на подключение к проекту подано до 31 декабря 2014 года. Его можно было оформить через сервис Госуслуги, при личном обращении в Пенсионный Фонд и другими способами.
  2. Первый добровольный взнос в размере от 2000 руб. сделан до 31 января 2015 года. Если он был сделан позже, то даже при наличии поданного заявления человек не мог уже принять участие в проекте.
  3. С момента присоединения к проекту прошло не больше 10 лет. Именно в течение этого времени осуществляется софинансирования государством.

Для получения софинансирования дополнительно необходимо, чтобы сумма доп. взносов за прошлый год была больше 2000 руб. Если она окажется ниже, то государство не зачислит на лицевой счет человека сумму софинансирования.

Способы внесения добровольного страхового взноса

Российское государство предлагает добровольные взносы на пенсию участникам проекта вносить самостоятельно или через работодателя. Гражданин может выбирать любой из этих способов, но надо учитывать, что каждый из них имеет определенные особенности.

Основные особенности самостоятельного внесения взносов:

  • Перечислить деньги можно по платежному поручению или квитанции через любой банк (в т. ч. Сбербанк). При этом важно проверять внимательно все реквизиты и особенно Ф.И.О., а также номер СНИЛС.
  • Вместо обращения в отделение кредитной организации, можно воспользоваться интернет-банкингом. Российские онлайн-кошельки также позволяют со своего счета перевести взносы в ПФР.
  • Допускается делать в течение года как один, так и несколько взносов. Никаких ограничений по суммам нет, но софинансировать государство накопления будет только, если сумма превысит 2000 руб.
  • Копию платежных документов надо обязательно сохранить. Они потребуются, если возникнет желание получить налоговый вычет.

Особенности выплаты взносов через работодателя:

  • Заявление надо подать 1 раз, в нем надо указать о своем желании делать доп. взносы из своих средств на пенсию. Но предварительно надо было обратиться в ПФР и стать участником проекта.
  • Все переводы работодатель делает отдельными платежными поручениями вместе с выплатой заработной платы. Постоянно следить за необходимостью перечислить деньги и тратить на осуществление перевода время не надо.
  • Отчетность в ПФР сдаст работодатель. Ему надо представить реестры, отчеты и т. д.
  • Отказать в переводе средств на доп. финансирование будущей пенсии работодатель не может. Более того, некоторые организации внедряют собственные программы софинансирования будущих пенсий сотрудников, в т. ч. тех, кто участвует в гос. проектах.

Независимо от выбранного способа перечисления взносов они не подлежат налогообложению НДФЛ. Человек имеет право получить по ним социальный налоговый вычет. Например, если было перечислено в ПФР за год 10000 руб., то размер вычета составит 1300 руб.

Оформить вычет можно самостоятельно, подав декларацию в налоговую инспекцию по итогам года, а также можно получить вычет через работодателя, получив предварительно справку о возможности его получения в ИФНС.

Возможность использования вычетов еще больше увеличивает привлекательность проекта по государственному софинансированию накоплений. Но эта возможность доступна только тем, у кого имеются соответствующие доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%. При отсутствии таких доходов вычетов не будет.

Гражданин может в любой момент провести сверку поступивших платежей с ПФР. Для этого надо обратиться в удобное отделение Фонда и представить документы о внесении платежей (можно копии, распечатки из онлайн-банкинга). Рекомендуется периодически делать сверку, т. к. ошибки при зачислении средств иногда случаются, и, чем раньше они будут обнаружены, тем проще их будет исправить в информационной системе ПФР.

Когда и как пенсионерам можно получить деньги, накопленные по программе софинансирования пенсии

Получить деньги, накопленные на лицевом счету за счет личных взносов, софинансирования от государства и инвестиционного дохода, человек может при выходе на пенсию. Обычно это происходит при достижении пенсионного возраста, установленного законом. Но в отдельных случаях выход на пенсию возможен досрочно.

  1. Срочная выплата. Ежемесячно пенсионер будет получать определенную часть средств в виде дополнительной суммы к пенсии. Срок выплат гражданин выбирает самостоятельно, но государство устанавливает, что не может быть меньше 10 лет (120 месяцев).
  2. Выплата накопительной пенсии. Ежемесячно до конца жизни пенсионер будет получать денежные выплаты, определенные, исходя из ожидаемого периода. В 2019 году ожидаемый период выплат – 21 год. Размер ежемесячных выплат окажется меньше, чем при их назначении на определенный срок, но зато платить их будут уже пожизненно.
  3. Единовременная выплата

. Этим вариантом могут воспользоваться те, кто не приобрел право на накопительную пенсию, или ее размер составит 5% и меньше от рассчитанного размера страховой пенсии.

Про выплаты по программе софинансирования пенсии рассказывается в этом видео:

Наследуются ли сбережения умершего участника программы софинансирования пенсии, и как их получить

По закону сбережения умершего участника проекта не наследуются, а передаются правопреемникам. Фактически различий в этих 2 процедурах немного. Заранее участник может оставить заявление о распределении средств между правопреемниками, указать конкретного получателя и т. д.

В зависимости от ситуации сбережения умершего участника передаются по следующим правилам:

  • Если участник умер еще до момента достижения пенсионных выплат, то все средства передаются правопреемникам.
  • Если участнику до смерти уже были назначены срочные выплаты, то правопреемники получают только оставшуюся (невыплаченную) часть сбережений.
  • Если участнику была назначена пожизненная накопительная пенсия, то никаких средств правопреемники не получают.
Читайте так же:  Допсоглашениеина временное исполнение обязанностей

Для получения средств правопреемник должен обратиться в ПФР или НПФ с соответствующим заявлением. Решение о выплате примут в течение 7-го месяца со дня смерти гражданина.

Последние новости и изменения по программе софинансирования пенсии

В 2019 году завершается программа для тех, кто вступил сразу после начала приема заявлений. Если заявление было подано в 2008 году, то государство в течение 2019 года начислит последние дополнительные средства, и они отобразятся на лицевых счетах.

У участников, подавших заявление в 2009 году и сделавших первый взнос по проекту в 2010 году, еще есть возможность сделать взносы с софинансированием до конца 2019 года. Полученные средства отобразятся на счете в 2020 году вместе дополнительными средствами от государства.

Все участники могут продолжать делать взносы на свое пенсионное обеспечение, даже если период участия в проекте завершился. Но после истечения 10-летнего срока дополнительные средства за счет государства начислять уже не будут.

В настоящее время государство рассматривает различные нововведения в пенсионную систему. В частности, планируется ввести инвестиционный пенсионный капитал и предоставить на отчисления в него ряд льгот. Но пока окончательного решения еще нет.

Отзывы о программе софинансирования пенсии

Видео (кликните для воспроизведения).

Большинство участников отмечает положительные стороны программы софинансирования, предложенной государством. Особенно остались довольны ей пенсионеры, продолжающие работать. Но есть и некоторые негативные отзывы, которые в основном исходят от тех, кто получает пенсию ниже прожиточного минимума.

Я стала участницей программы в 2013 году и до сих пор продолжаю делать отчисления на свою пенсию. Хотя я уже и вышла на пенсию, но продолжаю по-прежнему трудиться. Возможность удвоения накоплений за счет государства меня очень даже выручало. Единственный для меня минус – возможность получать единовременную выплату только 1 раз в 5 лет. Но даже при нем программа оказалась выгодной.

Для меня программа софинансирования пенсии стала отличным вариантом. По году рождения я не попадал в число тех, для кого формируется накопительная пенсия. Но тут появился проект от государства по добровольным взносам и их увеличению. Я принял участие в программе, сделал взносы, государство их удвоило. В итоге при выходе на пенсию я смог получить довольно ощутимую единовременную выплату.

Я по семейным обстоятельствам долго не могла работать и на большую пенсию, соответственно, тоже рассчитывать не приходилось. По этой причине я вынуждена была искать варианты, чтобы в старости не остаться со всем без денег. Одним из способов решения проблемы я выбрала софинансирование пенсии. Конечно, для того чтобы сделать взносы пришлось экономить, но зато потом я смогла получить прибавку за счет единовременных выплат. Причем моих вложений там было всего половина.

В целом программу софинансирования население в целом оценило положительно. В ней приняли участия миллионы людей, и многие продолжают осуществлять взносы, получать выплаты и т. д. Но из-за частых изменений в пенсионном законодательстве доверие к проекту и его аналогам существенно подорвано.

Полезное видео

Подробно о программе государственного софинансирования пенсии рассказывается в этом видео:

Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, как платить взносы и получить налоговый вычет

Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ) – это возможность застрахованным лицам увеличить будущую пенсию.

Если застрахованное лицо – участник Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений * – перечисляет на свою накопительную пенсию 2 000 и более рублей в год., то такую же сумму в пределах от 2 000 до 12 000 рублей в год перечислит на его индивидуальный лицевой счет государство.

*Участниками Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений являются застрахованные лица, подавшие заявление о вступлении в Программу в срок до 31.12.2014 и уплатившие первый взнос не позднее 31.01.2015.

Как платить взносы

Вариант 1: через кредитную организацию (банк):

Бланк платежной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить в территориальном органе ПФР по месту жительства, в самом банке или скачать с сайта Пенсионного фонда www.pfrf.ru. Взносы можно перечислять равными платежами в течение года. Например, платить по 1 000 рублей в месяц. Или разовым платежом. например, в декабре перечислить 12 000 рублей.

Внимательно проверьте, правильно ли написаны в платежных документах имя, отчество и фамилия, а также номер СНИЛС застрахованного лица, который уплачивает ДСВ. Это необходимо для того, чтобы проверить, дошли ли деньги до Вашего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Копия платежного документа пригодится, если Вы захотите получить социальный налоговый вычет.

Вариант 2: через своего работодателя:

Прежде всего, необходимо подать в бухгалтерию организации заявление в произвольной форме с указанием размера ежемесячного взноса по Программе в денежной сумме или в процентах от зарплаты. Если Вы хотите прекратить уплату взносов через работодателя или изменить их сумму, подайте новое заявление в бухгалтерию.

Кстати, Ваш работодатель по-прежнему в любой момент может подключиться и выступить еще одной стороной софинансирования, начав перечислять на Вашу будущую пенсию из своих средств взносы работодателя, сумма которых не ограничена.

Как получить налоговый вычет

Застрахованное лицо, которое из своих средств уплатило дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (далее – ДСВ) в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ имеет право на социальный налоговый вычет с суммы уплачиваемых им ДСВ ( в пределах не более 12 000 рублей в год).

Порядок получения социального налогового вычета по расходам на уплату ДСВ определен в пункте 5 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

Получить налоговый вычет можно:

через бухгалтерию работодателя. При уплате ДСВ через своего работодателя можно оформить налоговый вычет через бухгалтерию работодателя, не дожидаясь окончания календарного года, как это было ранее. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в бухгалтерию по месту работы;

через налоговую инспекцию. Документы на получение социального налогового вычета плательщик может подать в налоговую инспекцию по итогам года, двух или даже трех лет. Потребуются:

— заполненная налоговая декларация (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором была произведена уплата ДСВ;

— справка о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год ( по форме 2-НДФЛ);

— справка от работодателя о суммах ДСВ, которые он перечислил – в случае, когда ДСВ удерживались из зарплаты и перечислялись работодателем по поручению застрахованного лица;

Читайте так же:  График отпусков действия работодателя

— копии платежных документов, подтверждающие фактические расходы застрахованного лица на уплату ДСВ;

— заявление на возврат НДФЛ в связи с расходами на уплату ДСВ, в котором необходимо указать платежные реквизиты банка и номер открытого в нем счета застрахованного лица, на который налоговый орган перечислит причитающуюся сумму социального налогового вычета.

— платежные документы, подтверждающие уплату взносов по программе софинансирования;

При подаче копий документов, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе подлинники для проверки налоговым инспектором. Проверка проводится в течение 3 месяцев, начиная с даты подачи документов в налоговый орган.

*Право вернуть НДФЛ в связи с получением вычета сохраняется за налогоплательщиком в течение 3 лет с момента уплаты НДФЛ по итогам года, в котором производилась уплата ДСВ.

В программах добровольного пенсионного страхования участвуют менее 8% трудоспособного населения страны

Simon Kadula / Shutterstock.com

По мнению экспертов, это связано в первую очередь с тем, что перспективы накопительной системы в России остаются довольно туманными, и постоянно обсуждается профессиональным сообществом ее «провал». Напомним, что в ближайшие годы правительство может дать старт очередной пенсионной реформе, цель которой повысить выплаты по пенсиям, не увеличивая расходы из бюджета. В частности, предполагается, что граждане должны будут самостоятельно позаботиться о безбедной старости, формируя свою будущую пенсию за счет собственных накоплений. Однако, специалисты отмечают, что подавляющая часть населения пока не готова откладывать на пенсию. «Должна быть мотивация делать пенсионные накопления. А ее у россиян практически не существует, – отметил на состоявшемся вчера круглом столе «Добровольное пенсионное страхование: есть ли жизнь на пенсию» президент Независимого рейтингового агентства Виктор Четвериков. – Как показывают опросы, около 80% граждан уверены, что государство должно обеспечить им старость». Однако, по словам исполнительного директора НПФ «Самфар» Евгений Якушев, по предварительным данным фонды в следующем году рассчитывают привлечь в систему добровольного пенсионного страхования около 1 млн человек трудоспособного населения.

Речь идет об участии граждан в системе индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Суть ее в том, что работнику предоставят возможность самому формировать свою пенсию. То есть часть взносов на будущую пенсию будет вычитаться непосредственно из зарплаты. «Это своего рода пенсионный налог», – отметил руководитель аналитической службы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Евгений Биезбардис.

Напомним, что сейчас взносы в ПФР за каждого работника делают работодатели – 22% от фонда оплаты труда. То есть, работодатель платит зарплату, и помимо этого еще 22% от нее переводит в ПФР на будущую пенсию своего сотрудника. Теперь, как рассказали эксперты, сам работник должен будет формировать себе свой ИПК, и эти отчисления будут делаться уже непосредственно из его зарплаты. Человек сам может выбрать ставку взносов — от 0% до 6%. Однако, участие в новой системе – пока необязательное, но в перспективе должно полностью заменить обязательное пенсионное страхование ПФР. «Если будет принято окончательное решение об отмене обязательной накопительной части пенсии, то решение о введении пенсионного капитала будет практически безальтернативным», – считает заместитель исполнительного директора по стратегическому развитию НПФ «Благосостояние» Иван Волков.

Как рассказали эксперты, самая главная проблема, которая стоит перед фондами – как привлечь граждан в НПФ. Одним из вариантов, предложенных Минфином России, является «авторегистрация» граждан в системе индивидуального пенсионного капитала. То есть, предлагается к системе подключать граждан автоматически, взимая с них взносы на добровольное пенсионное страхование. Например, возможен вариант, при котором работник, заключая трудовой договор, должен подписать соглашение с одним из негосударственных пенсионных фондов, либо в коллективный договор будет внесен дополнительный пункт, предусматривающий «авторегистрацию» на ИПК. Кроме того, предлагается также такой вариант: если гражданин не написал отказ перечислять процент от зарплаты «на пенсию», то значит он согласился «по умолчанию». Эту идею поддержал заместитель генерального директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Александра Львова. По его мнению, «институт автоподписки» нужен. «Возлагать все на работодателя нечестно, по закону он и так выполняет много косвенных обязанностей», – подчеркнул он.

Эксперты отметили, что с введением автоподписки потенциальное количество участников системы пенсионных накоплений увеличится. «В ином случае необходимо будет обеспечить дополнительными стимулами работодателей и работников, чтобы привлечь в систему ныне застрахованных в ОПС», – считает Евгений Якушев. В частности, эксперты рассказали об инициативе Минэкономразвития России связать ставку НДФЛ и размер отчислений граждан на будущую пенсию. Например, тем, кто будет делать такие взносы, ставку предлагается сократить до 10%, а тем, кто не сделает, — увеличить до 15%. «Многие люди предпочтут не платить НДФЛ, а направить эти деньги себе на пенсионный счет», — предполагает Евгений Биезбардис.

Добровольные пенсионные программы

Цель данной программы, как отмечено на портале, — своевременное и в полном объеме исполнение государственных гарантий в сфере пенсионного обеспечения, а также повышение его уровня и качества и – повышение сохранности и эффективности управления средствами пенсионных накоплений.

Посмотреть информацию о госпрограмме можно здесь.

Ответственным исполнителем программы назначено Министерство труда и социальной защиты РФ. В госпрограмму входят четыре подпрограммы: развитие обязательного пенсионного страхования (распределительный компонент); развитие обязательного пенсионного страхования (накопительный компонент); развитие государственного пенсионного обеспечения; развитие пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, и их семей.

Период реализации программы – с начала 2014 года до конца 2020 года. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета до конца этого периода, по информации на портале, должен составить 29 928 481 331,2 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Государственная программа формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

08 мая 2019 14:27

В мае т.г. государство софинансирует добровольные взносы на накопительную пенсию граждан, участвующих в Программе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, по итогам 2018 года. Что необходимо знать о программе софинансирования?

  1. Правовое регулирование уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый из собственным средств застрахованным лицом на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», является одной из составляющих средств пенсионных накоплений.

[1]

Информацию о поступивших суммах и периодах уплаты взносов на накопительную пенсию, суммах софинансирования и инвестиционного дохода можно получить в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР, на Едином портале государственных услуг, МФЦ либо обратившись в орган ПФР по месту жительства.

Читайте так же:  Гос программа в сельской местност

Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» граждане, у которых формируются пенсионные накопления, при наличии оснований (наличие права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, без учета положений о повышении пенсионного возраста, действующих с 01.01.2019 г.) имеют право подать заявление в ПФР или негосударственный пенсионный фонд о назначении выплат из средств пенсионных накоплений.

  1. Участники программы, условия и срок действия программы.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений (софинансирование) предоставляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты первых дополнительных страховых взносов в пределах сумм от 2 до 12 тыс. руб. застрахованным лицам, подавшим заявление в ПФР в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2014 г. и уплатившим первый взнос до 1 февраля 2015 года.

Таким образом, государство материально поддерживает каждого, кто принял решение вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивает ДСВ в сумме не менее 2000 рублей в течение календарного года.

При этом софинансирование пенсионных накоплений указанных лиц, перечислявшим ДСВ с 2009 г. завершается в мае 2019 года. ДСВ перечисленные этими же гражданами в 2019 г. и далее (по истечение 10 лет от первого года уплаты), включаются в индивидуальный лицевой счет, но не подлежат софинансированию государством.

ВАЖНО! Граждане могут подать в территориальный орган ПФР заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты взносов в порядке, установленном Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ, после 31 декабря 2014 года, однако являться участниками Программы не будут. Соответственно, пенсионные накопления данных застрахованных лиц будут увеличиваться только за счет средств уплаченных самими гражданами, без участия государства.

Год первой уплаты взносов на ДСВ

Год первого софинансирования

Год последней уплаты взносов на ДСВ с правом на софинансирование

Год последнего софинансирования

  1. Порядок уплаты дополнительных взносов.

Застрахованное лицо, вступившее в Программу, может осуществлять уплату ДСВ одним из следующих способов.

1-ый способ уплаты – лично гражданином, т.е. перечислять денежные средства в бюджет ПФР самостоятельно через кредитную организацию. Реквизиты получателя платежа ДСВ можно узнать непосредственно в органе ПФР либо на сайте ПФР (www.pfrf.ru).

При самостоятельной уплате ДСВ застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в котором была произведена уплата, вправе представить в орган ПФР копию платежного документа.

2- ой способ уплаты — перечислять денежные средства через работодателя. Для этого необходимо подать своему работодателю соответствующее заявление. Застрахованное лицо вправе в любой момент по своему желанию прекращать либо возобновлять уплату таких взносов, подав работодателю соответствующее заявление.

ВАЖНО! Сумма уплаченных ДСВ подлежит софинансированию в мае следующего года в размере средств, поступивших в бюджет ПФР в течение финансового года — с 1 января по 31 декабря от 2 до 12 тысяч рублей.

Кроме того, если участник Программы работает, его работодатель вправе выступать в качестве третьей стороны в формировании его будущей накопительной пенсии посредством перечисления ДСВ из средств работодателя.

В этом случае работодатель перечисляет ДСВ на накопительную пенсию своих работников, удержанные из их заработной платы по заявлениям, и перечисляет взносы работодателя отдельными платежными поручениями. Работодатель обязан не позднее 20 дней со дня окончания квартала предоставлять в ПФР реестры сведений о застрахованных лицах, за которых им перечислялись ДСВ (форма ДСВ-3).

Отметим, что плательщики ДСВ имеют право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц.

  1. Выплата пенсионных накоплений участникам Программы.

Законодательством предусмотрены следующие виды выплат из средств пенсионных накоплений:

— накопительная пенсия, выплачиваемая ежемесячно пожизненно (рассчитывается из всей суммы пенсионных накоплений, разделенной на ожидаемый период выплаты пенсии). Назначается, если размер накопительной пенсии составляет более 5 % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии.

— срочная выплата, выплачиваемая ежемесячно в течение 10 лет (рассчитывается из суммы уплаченных гражданином и работодателем ДСВ, суммы софинансирования ДСВ, средств материнского (семейного) капитала, направленного на формирование накопительной пенсии, дохода от инвестирования всех названных средств, и разделенных на десятилетний период выплаты).

— единовременная выплата назначается, если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии (рассчитывается из всей суммы пенсионных накоплений).

ВАЖНО! Правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, если его смерть наступила до назначения ему накопительной пенсии. В случае смерти застрахованного лица, неполученные им в виде срочной или единовременной выплаты средства пенсионных накоплений, выплачиваются правопреемникам умершего.

Застрахованное лицо вправе заблаговременно определить правопреемника, или несколько правопреемников, и разделить между ними свои накопления, подав в ПФР соответствующее заявление. Правопреемниками по такому заявлению не обязательно должны быть члены семьи гражданина, ими могут быть абсолютно любые люди.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если заявление о распределении средств пенсионных накоплений в пенсионный фонд не подавалось, правопреемниками по закону будут являться близкие родственники (в первую очередь — дети, супруги, родители; во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки).

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
  5. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
Добровольные пенсионные программы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here