Гос поддержка сельского населения

Особенности решения вопросов по теме: "Гос поддержка сельского населения". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Гос поддержка сельского населения

Социальная сфера сельских территорий на современном этапе развития страны находится в тяжелом состоянии и заметно отстает от городской. Текущая неудовлетворительная ситуация характеризуется значительной разницей в доходах сельских и городских жителей, существенным снижением уровня жизни, безработицей, недоступностью жилья, низкой конкурентоспособностью сельской молодежи на рынке труда и т.п. В связи с этим растет необходимость в решительных мерах государственной поддержки социальной сферы и экономики села.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию государственных программ развития социальной сферы сельских территорий.

Результаты исследования и их обсуждение

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, сельское население все еще составляет значительную часть в совокупном населении страны и сохраняет высокий репродуктивный потенциал. По данным официальной статистики на 1 января 2013 года, численность сельского населения страны составила 37,3 млн человек или 26 %. В некоторых регионах удельный вес сельского населения более значителен. По состоянию на 01 января 2013 года численность сельского населения составила 246,2 тыс. чел., или 35,7 % от общей численности населения республики. В анализируемом периоде наблюдается тенденция снижения численности как городского, так и сельского населения. За период с 2002 по 2012 года число сельских жителей уменьшилось на 21,2 тыс. человек или на 7,9 % (рисунок).

Социальная сфера относится к непроизводственному сектору услуг, который включает отрасли, предприятия, организации (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, спорт, связь и т.д.), непосредственно связанные и определяющие образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Главная ее функция – функция социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Численность населения Республики Марий Эл

Аграрный сектор, как ни одна многоотраслевая система, тесно связан с социальной сферой села. Неблагоприятная социальная ситуация на селе оказывает значительное влияние на сельскую экономику.

Еще одна особенность сельских территорий обусловлена спецификой расселения сельского населения, которая носит рассредоточенный характер. Сеть населенных пунктов исторически сложилась таким образом, чтобы более полно использовать территории, пригодные для производства сельскохозяйственной продукции.

Ошибки, совершенные в период рыночных преобразований, отразились на финансовом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и привели к развалу крупного производства. Было нарушено оптимальное соотношение между землей и расселением, что в итоге привело к вымиранию целых деревень и, как следствие, большие участки земли перестали обрабатываться.

Общая площадь земель в Республике Марий Эл сокращается ежегодно и на 01.01.2013 составила 727 тыс. га., из них 681,5 тыс. га приходится на сельскохозяйственные угодья, в том числе 444,5 тыс. га – пашни, 140 тыс. га – сенокосы и пастбища, 7,5 тыс. га – многолетние насаждения и 95,5 тыс. га – залежи.

Если в дореформенный период основными производителями сельскохозяйственной продукции были крупные предприятия, то в настоящее время ими стали хозяйства населения. В 2012 году на долю последних приходилось 52,4 % произведенной продукции. Однако в анализируемом периоде наблюдается рост удельного веса сельскохозяйственных предприятий с 43,7 % в 2002 году до 45,6 % в 2012 году. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств значительно не менялась и варьируется в пределах 2–3 % [3].

Ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, негативно отразилась на состоянии занятости сельского населения и привела к значительному сокращению рабочих мест. Можно с уверенностью утверждать, что персонал уходит с предприятий в поисках более выгодных условий и высокой заработной платы. Так, за период с 2002 по 2012 годы численность персонала сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл сократилась почти в 4 раза с 39 тыс. чел. до 10,6 тыс. чел.

Важной составляющей эффективности аграрного производства является качественный состав трудового потенциала, о состоянии которого чаще всего судят по уровню квалификации. Несмотря на то, что за последние 10 лет доля работников с высшим образованием увеличилась в 2 раза (примерно 9 %), в сельском хозяйстве наблюдается недостаток высококвалифицированных кадров (аналогичный показатель в экономике – 26 %) Данный факт в значительной степени оказывает влияние на внедрение современных достижений техники и технологии в производство и тормозит развитие сельского хозяйства [4].

Состояние производственной и непроизводственной составляющих сельских территорий оказывает огромное влияние на демографические показатели (таблица).

Демографические показатели сельских территорий

Рождаемость, на 1000 чел., промилле

Смертность, на 1000 чел., промилле

Естественный прирост (убыль)

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Судя по приведенным данным, можно прийти к парадоксальным выводам. С одной стороны, рождаемость на селе выше, чем в городе. С другой – смертность на селе значительно превышает городскую, что приводит к более высокой естественной убыли на селе. Предпринимаемые государством меры в последние годы позитивно повлияли на демографическую ситуацию в Республике. С 2012 года впервые наблюдается естественный прирост населения, который сформировался за счет города, так как на селе присутствует убыль, но небольшая. Также в среднем на 5 лет увеличилась ожидаемая продолжительность жизни как городского, так и сельского населения.

Несмотря на положительные сдвиги в уровне социально-экономического развития сельских территорий, ситуация на селе хуже, чем в городе, практически по всем направлениям. Доходы сельских жителей значительно отличаются от городских, что напрямую отражается на расходах. Уровень благоустройства жилых помещений в разы ниже, чем в городе (за исключением газоснабжения).

Особую роль в улучшении жизни сельского населения сыграла реализация республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

За весь период действия Программы привлечено 1 755 млн руб., в том числе из федерального – 535 млн руб. (30 %), из республиканского – 292 млн руб. (16,6 %), из бюджетов муниципальных образований районов 100 млн рублей (5,7 %) и 828 млн рублей (47 %) из внебюджетных источников.

За период действия Программы (с 2003 по 2012 годы) в рамках реализации мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в Республике Марий Эл построено 684 км газовых сетей низкого давления, газифицированы 246 сельских населенных пункта, уровень газификации вырос с 23,2 процента до 69 процентов, локальные водопроводы проложены в 60 сельских населенных пунктах, их протяженность составила более 125 км, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой вырос с 26,3 до 39,1 %, введены в эксплуатацию воздушные линии электропередачи в 6 населенных пунктах протяженностью 4,68 км.

Читайте так же:  Возвращение исполнительных документов без исполнения

В рамках Программы построены две общеобразовательные и одна начальная школа, амбулатория на 75 посещений в смену и фельдшерско-акушерский пункт на 40 посещений в смену, сельский дом культуры на 100 мест, приобретено 8 пожарных автомашин и 14 автоклубов.

В рамках реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности получили 1389 сельских семей, в их числе 232 молодые семьи и семьи молодых специалистов. Введено в эксплуатацию более 133 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов более 21 тыс. кв. метров.[1]

На данный момент Россия сделала новый шаг преобразования рыночной экономики. Прежде всего это выражается во вступлении во Всемирную торговую организацию. В научных и политических кругах активно ведутся дискуссии о последствиях данного решения, особенно для аграрного производства.

[2]

Важный аспект проблемы охватывает социальную составляющую сельского хозяйства. Увеличение ввоза импортной, более дешевой, продукции может вызвать снижение числа сельскохозяйственных предприятий, что, в свою очередь, приведет к росту безработицы на селе [5].

Правила ВТО предполагают сокращение мер, наносящих ущерб функционированию рынков и увеличение расходов на разрешенные меры поддержки: научные исследования, подготовку кадров, социальное развитие села, природоохранные мероприятия и т.п. Поэтому все меры могут без ограничений и должны реализовываться уже сегодня и стать основой устойчивого развития сельского хозяйства.

С 2014 года программа социального развития села трансформируется в республиканскую целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».

За счет реализации программных мероприятий планируется достижение следующих целей:

  • создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций;
  • повышение уровня и качества жизни сельского населения, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и селом.

Основными задачами Программы являются:

  • удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
  • повышение уровня социально-инженерного обустройства села;
  • поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.

Программные мероприятия сгруппированы по трем основным направлениям:

  1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
  2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности, в том числе: развитие дошкольного и общего образования; улучшение медицинского обслуживания сельского населения и привлечение его к занятиям физической культурой и спортом; развитие культурно-досуговой деятельности; развитие газификации; обеспечение сельского населения питьевой водой.
  3. Поддержка комплексной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов.

Общий объем финансирования программных мероприятий за счет консолидации средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств составляет 1 271,925 млн руб., из них по первому направлению – 200,798 млн руб.; по второму направлению – 951,127 млн руб.; по третьему – 120 млн руб. [2].

Координацию исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств будет осуществлять государственный заказчик – Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Марий Эл.

Анализ программы позволяет выявить существенные недостатки, которые сделают невозможным достижение поставленных в ней целей.

К недостаткам можно отнести:

  • Во-первых, отсутствует четкая и логическая взаимосвязь между программными мероприятиями и результатами их реализации. Т.е. невозможно проследить, каким образом вышеуказанные мероприятия приведут, например, к снижению безработицы и т.п.
  • Во-вторых, в новой программе, в отличие от предыдущей, отсутствуют такие актуальные направления, как строительство дорог, модернизация электрических сетей, телекоммуникационная связь и т.д.
  • В-третьих, единственным способом, которым государство планирует привлечь молодежь в село, остается улучшение жилищных условий, и не учитываются такие факторы, как, например, достойные оплата и условия труда.
  • В-четвертых, большинство мероприятий предполагает в качестве результатов улучшение социальных инженерных инфраструктурных объектов.

Выводы

Несмотря на актуальность и огромную значимость программа устойчивого развития сельских территорий требует дальнейшего совершенствования с учетом разработанных рекомендаций.

Учитывая основную функцию социальной сферы, главной целью программы должен стать рост численности сельского населения за счет естественного прироста и привлечения городских жителей в сельскую местность (особенно молодых специалистов).

Достижение поставленной цели будет возможно за счет решения задач:

  • Повышение качества предоставляемых социальных услуг;
  • обеспечение роста объемов капитальных вложений в инфраструктурные объекты социальной сферы села;
  • снижение уровня безработицы за счет развития сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности;
  • повышение реальных доходов сельского населения до уровня городского;
  • удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье за счет применения различных механизмов (льготное кредитование, предоставление субсидий и т.п.);
  • развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий (дорожная сеть, электроснабжение, водопровод, связь, газификация и т.д.).

Применение указанных выше рекомендаций по совершенствованию республиканских программ социального развития сельских территорий позволит значительно повысить уровень жизни сельских жителей.

Смирнов А.А., д.э.н., профессор кафедры управления малым и средним бизнесом, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Царегородцев Е.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика
Автор: Игорь Новицкий

Содержание статьи:

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента.

Читайте так же:  График отпусков жоджны ди показывать работнику

Основные подпрограммы

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.

Ожидаемые результаты

  • расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
  • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
  • расширение сырьевых рынков;
  • внедрение инновационных разработок и технологий;
  • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса;
  • стабильное эволюционное развитие АПК в последующем.

Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

Особое внимание в РФ уделяется и развитию малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Государство делает ставку на такой вид хозяйственной деятельности как основу обеспечения экономической стабильности и сохранения занятости на селе. Более 84 млрд. рублей планируется направить государством до 2020 года на оказание безвозмездной финансовой помощи начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Такие средства можно будет направить на приобретение земельных угодий для ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Кроме субсидий, можно также воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк.

Разумное субсидирование: обеспечение финансовой стабильности хозяйств

Госпрограмма, направленная на развитие АПК, предусматривает новые подходы в субсидировании. Так, с 2016 года в мясомолочной отрасли обязательным требованием получения субсидии становится выполнение требования по выходу телят на 100 коров, что позволит обеспечить воспроизводство стада. Более 25% всех субсидий, выделяемых на мясное скотоводство, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, выделяемые в том числе и на перерабатывающую отрасль.

Примечательно, что впервые список получателей государственных субсидий добавлены предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции. Такие меры позволяют не только оптимизировать работу таких предприятий, но и выйти на хорошие показатели сокращения импорта по ряду продовольственных показателей, выпускать конкурентоспособную продукцию отечественного производства.

Совершенствование госпрограммы: план реализации

Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

  1. Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.
  2. Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.
  3. Увеличение доходности сельхозпроизводителей.
  4. Создание устойчивой сельской кооперации.
  5. Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий.

Субсидии для фермерских хозяйств в 2016 году

Для поддержки субъектов хозяйствования АПК, фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции в 2016 году государство предоставляет субсидии, что позволяет создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы. Для того, чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо соответствовать ряду определенных критериев. Программа предусматривает субсидирование непосредственно создания фермерского хозяйства (до 1, 5 млн рублей) или же предоставления единовременных выплат для организации бытовых условий начинающего фермера (250 тысяч рублей).

Программа «Начинающий фермер» позволяет получить необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса на начальном этапе. Гранты выдаются государством, однако в каждом регионе России действуют собственные программа поддержки фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть предусмотрены дополнительные субсидии. При этом денежная сумма предусматривает целевое использование, то есть, на приобретение:

  • сельскохозяйственного оборудования и специальной техники;
  • посадочного материала;
  • сельскохозяйственных кормов для животных или удобрений для обеспечения эффективности растениеводства;
  • земельных угодий;
  • скота, в том числе и племенного;
  • финансовой поддержки регионов.

Сегодня претендовать на получение государственной субсидии могут фермеры, которые только начинают свое дело, и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие гражданства РФ и трудоспособного возраста;
  • находиться в статусе руководителя фермерского или крестьянского хозяйства не менее 1 года;
  • иметь профильное образование и опыт работы в АПК как минимум 3 года.

Условия получения гранта

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.

Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Читайте так же:  Госуслуги отчет пэк росприроднадзор

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

[3]

На нашем форуме Сельхозпортал.рф вы сможете найти подробную и самую актуальную информацию, касающуюся получения государственных субсидий и грантов на развитие фермерских хозяйств.

Почему господдержка не дойдет до малых сел

Триллионы на село

Огромные бюджетные ресурсы, которые выделяет государство на развитие сельских территорий, едва ли спасут нищие деревни от окончательной деградации. До них деньги могут попросту не дойти.

К такому выводу пришли эксперты Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (ИЭП), проанализировав проект государственной программы комплексного развития сельских территорий на 2020-2025 гг., подготовленной Минсельхозом.

Напомним, новая госпрограмма должна прийти на смену действующей профильной ФЦП. В майском указе президент РФ поставил задачу к 2024 году нарастить экспорт продукции АПК почти вдвое — до $45 млрд в год, а позже поручил усовершенствовать механизмы господдержки сельхозпроизодителей и до 1 июня 2019 года утвердить новую госпрограмму. Проект в марте был опубликован на портале нормативно-правовых актов.

Одно из главных отличий новой программы от действующей ФЦП — объем финансирования.

Согласно проекту, вся программа оценивается в 2,27 трлн рублей, из которых свыше 1 трлн рублей — средства федерального бюджета. Для сравнения за предыдущие пять лет на эти цели было направлено порядка 190 млрд рублей.

Еще около 1,05 трлн рублей придется на внебюджетные источники, 161 млн рублей – средства субъектов.

«В наибольшей степени планируется увеличить расходы из федерального бюджета: с 79 до 1057 млрд руб. (в 13,4 раза). Затраты консолидированных бюджетов субъектов РФ планируется увеличить в 1,4 раза, из внебюджетных источников — в 5,2 раза. В 2017 г. расходы федерального и региональных бюджетов были примерно равны, однако теперь из федерального бюджета предлагается выделять на сельское развитие в 10 раз больше средств, чем из региональных», — отмечается в исследовании ИЭП (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Деревни все равно загнутся

Главная статья расходов приходится на ВЦП «Современный облик сельских территорий». Речь идет о реализации инициативных проектов сельских муниципалитетов, отдельных жителей и их групп, бизнеса. На эту меру предполагается направить почти 1,2 трлн рублей — порядка 85% всех средств программы. В среднем, подсчитали специалисты, на один сельский населенный пункт, осуществляющий инициативный проект, будет выделяться около 60 млн руб. Это достаточно большая сумма даже для крупных сел. «При этом основные направления расходования средств не обозначены. Критерии поддержки не указаны», — обращают внимание эксперты.

Распределение средств планируется на конкурсной основе, а отбор победителей будет осуществляться комиссией Минсельхоза РФ.

В Минсельхозе «Газете.Ru» уточнили, что проекты на конкурс могут быть представлены коммерческими, некоммерческими и общественными организациями, муниципалитетами, инициативными группами сельских жителей и реализованы по следующим направлениям: социальная инфраструктура, инженерно-транспортная инфраструктура, государственные услуги, физическая доступность продовольственных и бытовых товаров, финансовые услуги.

«Отбор проектов осуществляется в соответствии с методикой, которая должна быть разработана Минсельхозом России, предусматривающей предварительное рассмотрение на уровне субъектов, а также исключающей дублирование мероприятий, реализуемых федеральными и региональными органами власти. Приоритетность реализации конкретных проектов будет определяться с применением проектного подхода, основываясь на данных комплексной аналитики и мониторинга актуальной ситуации на селе», — уточнили в ведомстве.

«Такой механизм несет в себе риски коррупции и несправедливого распределения. Чиновники едва ли смогут обработать и адекватно оценить множество инициатив граждан и организаций», — полагают в ИЭП.

Кроме того, проектом предусмотрено, при прочих равных условиях, отдавать предпочтение населенным пунктам, где есть рабочие места и выше удельный вес софинансирования за счет внебюджетных источников.

«Это означает, что поселения с высоким уровнем безработицы, низкими доходами населения, низкой бюджетообеспеченностью будут проигрывать конкурсы, а, значит, ускорится их деградация. Такой подход чреват рецидивом советской эпопеи ликвидации неперспективных деревень»,

— полагают эксперты, добавляя, что конкурсная система предполагает поддержку сильных и инициативных, в то время как в государственных средствах нуждаются слабые. «Новая политика может оказаться ориентированной на инициативы крупного бизнеса. А он предсказуемым образом будет выступать с предложениями по строительству агрогородков и их обустройству за счет госпрограммы», — считают в ИЭП.

В конце января на правительственном совещании министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал, что сейчас уровень безработицы на сельских территориях достигает 8%, тогда как в городе этот показатель составляет 4,3%. «Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума — 20%. В городе — 11,2%. Более 67% жилищного фонда в сельской местности оборудовано не всеми видами благоустройства. 400 тысяч сельских школьников вынуждены обучаться в две и даже три смены. Нормативным требованиям отвечают только 53% местных и немногим более 43% региональных дорог», — сказал он.

Сельское население, по словам министра, за 10 лет сократилось на 500 тысяч человек.

Согласно опубликованному в прошлом году совместному исследованию специалистов Института географии РАН и Института демографии ВШЭ, в России ежегодно из села в город уезжают порядка 200 000 человек. Наиболее интенсивно сельское население сокращается на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на севере европейской части страны. При этом от 7 до 20% трудоспособного населения, которые формально проживают в селах, работают не на земле, а ездят на заработки в большие города. В центральных областях вблизи Москвы и Подмосковья доля таких работников достигает 40%.

Читайте так же:  Генеральный директор хочет стать учредителем

На совещании по развитию АПК в октябре в Ставрополе Владимир Путин отмечал, что стимулирование малого и среднего предпринимательства на селе — отдельное важное направление работы. По его словам, сегодня в России на долю фермеров приходится только около 13% сельхозпроизводства.

Квартира за полцены

По оценкам минрегиона, к 2010 году государственную поддержку в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище» получат не менее 181 700 молодых семей. Помощь сельским жителям идет по другой федеральной целевой программе — «Социальное развитие села до 2010 года». По планам минсельхоза, ответственного за выполнение этой программы, улучшить свои жилищные условия смогут в общей сложности более 141 тысячи деревенских семей.

И тем, и другим категориям граждан государственная помощь будет оказываться в виде целевых субсидий, которые должны покрыть большую часть стоимости приобретаемого жилья.

Итак, кто может воспользоваться программами субсидирования?

Под «молодой семьей» понимаются граждане, состоящие в законном браке, в возрасте не старше 30 лет на момент получения субсидии, с детьми или без детей. Сюда же относятся и неполные молодые семьи: один родитель в возрасте до 30 лет с одним ребенком или несколькими детьми.

Второе — семья должна быть действительно нуждающейся в улучшении жилищных условий. Это должно быть подтверждено в установленном порядке органом местного самоуправления по месту постоянного жительства.

Третье условие для участия в подпрограмме «Молодая семья» — достаточные собственные финансовые средства. Поскольку государство оплачивает стоимость новой квартиры лишь частично, семья должна иметь такие доходы, чтобы оплатить ту часть стоимости жилья, которая превышает размер субсидии. Причем эти доходы должны быть подтверждены документально.

Общий размер государственной субсидии (она формируется из федерального, регионального и местного бюджетов) составит для бездетной молодой семьи не менее 35 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья в данном регионе. Если есть дети, то семья может рассчитывать уже как минимум на 40-процентную субсидию. Если семья родила или усыновила ребенка, уже участвуя в программе, ей предоставляется дополнительная субсидия в размере не менее 5 процентов.

Конкретный размер субсидии рассчитывается, исходя из размера общей площади жилья, установленного для семей разной численности, из количества членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра в муниципальном образовании. В правилах предоставления субсидий оговорены нормы общей жилой площади, на которую распространяется субсидия: для семьи из двух человек (супруги или родитель с ребенком) — 42 квадратных метра, для семьи из трех и более человек — по 18 метров на каждого. Таким образом, если, скажем, семья из двух человек не хочет довольствоваться скромным жильем, а желает приобрести квартиру в 100 квадратных метров, то субсидия в 35 процентов цены будет предоставлена только на 42 квадрата. За остальные 58 квадратов придется полностью платить самим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Норматив стоимости квадратного метра устанавливает орган местного самоуправления, но он не может быть выше средней рыночной стоимости в субъекте Федерации.

Что касается поддержки сельского населения в улучшении жилья, то здесь для граждан условия более выгодные. Собственных средств, как сказано в правилах, должно быть не менее 30 процентов, остальное погашается на условиях софинансирования из федерального, регионального и местного бюджетов.

Для участия в «сельской» программе необходимо: постоянно проживать в сельской местности, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также документально подтвердить наличие собственных средств (можно — заемных) для оплаты 30 процентов расчетной стоимости приобретаемого жилья. Возрастного порога в этой программе нет.

Предоставляется также возможность выбора самого жилья. Это может быть квартира в готовом доме, это может быть участие в долевом строительстве многоквартирного дома, а хотите — стройте собственные хоромы на собственной земле. Единственное условие — все это должно находиться в сельской местности, в пределах муниципального образования, в котором вы постоянно проживаете. Нормы общей жилплощади, на которые распространяются «сельские» субсидии, такие: 33 квадратных метра — для одиноких граждан, 42 — для семьи из двух человек и по 18 — для семьи из трех и более человек.

Как видим, есть некоторые различия в объемах и условиях государственной помощи для улучшения жилищных условий. Есть такие граждане, которые имеют право участвовать как в той, так и в другой программе. Например, молодая семья, которая проживает в сельской местности. Внимание: у них есть возможность выбора программы. Но нужно при этом помнить, что право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или других форм государственной поддержки за счет федерального бюджета предоставляется только один раз.

Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации

Рубрика: 8. Мировая экономика

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 927 раз

Библиографическое описание:

Шевченко А. В., Бабанов А. Б. Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14654/ (дата обращения: 27.11.2019).

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственная поддержка, финансирование, инвестиции, инновационное развитие.

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим сектором экономики Российской Федерации. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно, соотношение спроса и предложения дополняется активным государственным регулированием и поддержкой.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса, осуществляемая в настоящее время в большей степени в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации разделятся на следующие основные направления:

  1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
  2. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;
  3. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
  4. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России;
  5. Устойчивое развитие сельских территорий [1].

Каким образом расставлены приоритеты при проведении процедуры распределения объемов финансирования данных направлений, наглядно демонстрирует Таблица 1.

Читайте так же:  Как восстановить документ о временной регистрации

Распределение объемов финансирования основных направлений государственной поддержки АПК Российской Федерации [2]

Направление государственной поддержки

Предусмотрено в 2018г. тыс. руб.

Всего

Вт.ч. за счет средств бюджета

Федерального

Субъектов

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

146 607 776

116 620 868

29 986 908

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве

Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного

комплекса («Единая субсидия»)

Стимулирование инвестиционной деятельности

48 868 322

40 971 097

7 897 225

Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе

Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

10 205 153

8 398 826

1 806 327

Устойчивое развитие сельских территорий

21 225 967

13 937 322

7 288 645

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе

молодых семей и молодых специалистов

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие водоснабжения и (или) газификации

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети общеобразовательных организаций

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на развитие сети плоскостных спортивных сооружений

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности — на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку

Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Всего

226 907 218

179 928 112

46 979 105

Анализ вышеизложенных данных позволяет сделать вывод о высокой заинтересованности государства в развитии отраслей агропромышленного комплекса, в том числе, с помощью привлечения инвестиционного кредитования, которое выступает на сегодняшний день в качестве важнейшего рычага развития внутреннего потенциала регионов.

Важно отметить, что привлечение инвестиций способствует также развитию интегрированных структур агропромышленного комплекса, их создание — единственный способ обеспечения паритета экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей, как фундамента всей экономики, со своими партнёрами: предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающей деятельности и сферы реализации.

Характеристика основных интеграционных объединений в агропромышленном комплексе на сегодняшний день представлена в Таблице 2.

Основные формы интеграции вагропромышленном комплексе [3]

Интегрированная структура

Сущность

Особенности

комплектующих, специализированных производственных и

сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных

организаций, связанных отношениями территориальной близости

и функциональной зависимости в сфере производства и реализации

товаров и услуг

Узкая специализация, децентрализация, наличие

как формального органа

единого устава, главной формой взаимодействия

(управляющей) компании и

контролируемых ею дочерних предприятий, осуществляющих

сельскохозяйственную деятельность и деятельность по реализации сельхозпродукции.

Жесткая централизация, наличие единого органа управления (совета

директоров) и организационно-правовой формы; научные разработки

осуществляются исключительно по направлениям хозяйственной деятельности.

Агротехнопарк — это организация,

консолидирующая результаты работы НИИ, вузов, деловых площадок, сельскохозяйственных, производственных и перерабатывающих

предприятий АПК и выставочных центров, специализирующихся на

разработке, апробации и внедрении в собственное производство

или коммерциализации инновационных продуктов и технологий.

Создается на добровольной основе исходя из интересов участников;

направлен на разработку

[1]

осуществлять их поиск и

работу с ними, повышение наукоемкости АПК; имеет устав, единые формы отчетности и органы управления; управляется

(общим собранием участников); направления деятельности не ограничены в пределах АПК (не имеет

не имеет ограничений по

локализован в пределах

С 2018 года госпрограмма развития сельского хозяйства переведена на проектное управление. За счет этого государство намерено уйти от большого числа «размытых» целевых индикаторов и обеспечить эффективное использование средств на достижение приоритетных целей. Их пять:

‒ обеспечение продовольственной безопасности;

‒ увеличение добавленной стоимости в АПК;

‒ повышение темпов роста экспорта продукции АПК;

‒ увеличение инвестиций в сельское хозяйство и объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности.

На сегодняшний день для реализации одобрено четыре стратегических проекта. В соответствии с этим, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее Госпрограмма) вносятся изменения, отражающие новые приоритетные проекты в программе и новые бюджеты. Приоритетными стали проекты «Экспорт продукции АПК», «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» и «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» [4].

В Госпрограмму также включены разделы, отражающие сводную информацию по опережающему развитию приоритетных территорий. Также с 1 января 2018 года федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» интегрируются в Госпрограмму в качестве ее подпрограмм. Оценка эффективности реализации Госпрограммы будет производиться ежегодно на основе использования системы показателей и индикаторов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уже сегодня реализация государственных программ поддержки агропромышленного комплекса дает положительные результаты, так, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2018 года составил 15401,1 млн. долл. США, что на 28,9 % больше, чем в 2017 году. Увеличились объемы экспорта пшеницы (в 1,7 раза). В товарной структуре экспорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличилась на 0,1 процентных пункта и составила 5,4 % [5].

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
Гос поддержка сельского населения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here