Государственные программы для развития села

Особенности решения вопросов по теме: "Государственные программы для развития села". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Заявка на 2020 год по программе «Комплексное развитие сельских территорий» 03.05.2018

Постановление от 31 мая 2019 г. № 696

Опубликован: 10.06.2019 10:46:47,

Опубликован: 10.06.2019 10:46:25,

14а_Рекомендации Форма паспорта по благоустройству

Опубликован: 10.06.2019 10:45:58,

14_Перечень проектов Благоустройство

Опубликован: 10.06.2019 10:45:20,

13_Заявка на отбор Благоустройство

Опубликован: 10.06.2019 10:44:41,

Опубликован: 10.06.2019 10:44:12,

12_Форма паспорта ККЗ

Опубликован: 10.06.2019 10:43:31,

Опубликован: 10.06.2019 10:42:52,

Опубликован: 10.06.2019 10:42:15,

8_9_ПРИЛОЖЕНИЯ (бюджетная заявка, реестр объектов по газу и воде)

Опубликован: 10.06.2019 10:40:54, ;
Обновлён: 10.06.2019 10:41:44,

Опубликован: 10.06.2019 10:40:29,

Опубликован: 10.06.2019 10:39:55,

5_Заявка на отбор Занятость

Опубликован: 10.06.2019 10:39:26,

4а_Дополнительно по КЖЗ

Опубликован: 10.06.2019 10:39:01,

4_Форма паспорта компактной жилищной застройки

Опубликован: 10.06.2019 10:38:33,

3_Реестр Компактная жилищная застройка

Опубликован: 10.06.2019 10:38:01,

2_Формы сводных списков

Опубликован: 10.06.2019 10:37:21,

1_Заявка на отбор

Опубликован: 10.06.2019 10:37:01,

Полезные ссылки

Министерство сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности

[1]

Более тысячи семей региона улучшили жилищные условия в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий»

В четверг, 5 сентября, Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в рамках рабочего визита в Похвистневский район посетил семью Равиля и Зульфии Насыровых, которые построили дом, участвуя в государственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

Двухэтажный дом на улице Новой села Алькино Равиль и Зульфия начали строить в 2013 году. На возведение фундамента супруги использовали материнский капитал, потом на собственные средства построили коробку. На завершение строительства супруги по госпрограмме получили финансовую поддержку – 1 миллион 287 тысяч рублей – из федерального, регионального и муниципального бюджетов.

«Мы не особо рассчитывали на такое, больше – на собственные силы, – признается Зульфия Насырова. – Но дополнительные средства оказались серьезным подспорьем».

Равиль и Зульфия родились в Алькино, здесь же появились на свет их дети – дочь и сын. Супруги покидать село не намерены, поэтому к строительству дома подошли основательно. «Крепкий получился. Места хватает всем», – поделилась с Губернатором Зульфия. В планах супругов – построить гараж и летнюю кухню.

Более подробно реализацию программ развития сельских территорий обсудили на селекторном совещании, которое провел Губернатор в Похвистнево с участием глав районов области.

В Самарской области при федеральной поддержке реализуется госпрограмма по устойчивому развитию сельских территорий. В 2019 году ее бюджет составит 512,5 миллионов рублей, из которых две трети – 348,7 миллионов – средства областной казны.

До конца этого года планируется построить почти 6 тысяч квадратных метров жилья, предоставить выплаты на строительство жилья 143 сельским жителям, в том числе 101 молодой семье. В селах появятся 5 новых фельдшерско-акушерских пунктов, помимо тех, что строятся по нацпроекту «Здравоохранение» и 5 универсальных спортплощадок. В районах Самарской области введут в эксплуатацию по 7 километров газопроводов и водопроводов, построят более 14 км автомобильных дорог.

Дмитрий Азаров подчеркнул, программа является весьма значимым подспорьем для развития сельских территорий, решения проблем насущных жителей. «Те главы районов, которые в предыдущий период прилагали должные усилия, смогли за время действия программы значительно продвинуться в решении проблем своих территорий», – отметил Глава региона. Среди лидеров были названы Сергиевский, Кинельский, Кинель-Черкасский, Кошкинский, Хворостянский районы. Не в полной мере воспользовались возможностями программы Борский, Волжский, Елховский, Шенталинский и Шигонский районы.

В следующем году действующая программа по устойчивому развитию села завершается, однако мощная поддержка на государственном уровне будет продолжена в рамках долгосрочной госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» на период с 2020 по 2025 годы. «По своему финансированию, охвату и сфере приложения фактически это – еще один масштабный нацпроект специально для сельских территорий. Вместе с уже действующими нацпроектами у районов появятся серьезные дополнительные ресурсы для решения многих вопросов социально-экономического развития», – обратился к участникам совещания Дмитрий Азаров.

О реализации программы устойчивого развития сельских территорий в регионе доложил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия области Евгений Афанасьев.

Общий объем финансирования мероприятий госпрограммы на территории Самарской области с 2014 по 2018 год составил 3,78 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1,4 млрд рублей и более 2 млрд рублей за счет областного бюджета.

За период реализации программы социальные выплаты на строительство и приобретение жилья в сельской местности получили 1260 семей. В 2014-2018 годах в ходе реализации госпрограммы в селах Самарской области было построено 19 ФАПов, 28 универсальных спортивных площадок, более 43 км газопроводов, более 67 км водопроводов.

Говоря о дальнейших планах по развитию, Евгений Афанасьев основное внимание уделил новому проекту по благоустройству сельских территорий. Сумма господдержки составляет не более 2 млн рублей из федерального и регионального бюджетов и не более 70% от общей стоимости проекта.

Глава Похвистневского района Юрий Рябов рассказал о выполнении госпрограммы на территории муниципалитета. В 2014-2018 улучшили свои жилищные условия 96 семей, а это каждая 14 семья, проживающая в районе. В 2014-2016 годах была построена система водоснабжения в селе Нижнее Ягодное, протяженность сетей составила 7,4 км. Это позволило обеспечить водой 343 жителя села. Стоимость строительства составила более 10 млн рублей, из них 5,6 млн – из регионального бюджета.

В 2017 году в селе Старый Аманак построена универсальная спортивная площадка, благодаря чему количество жителей, занимающихся спорт увеличилось в 3 раза. В этом году такой же объект строится в Северном Ключе.

В 2018 году был построен ФАП в поселке Новомочалеевка, ещё один строится в Старопохвистнево.

Юрий Рябов подчеркнул, что реализация госпрограмма способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, привлечению молодых специалистов, развитию социальной и инженерной инфраструктуры.

Глава региона отметил, что здесь проведена большая работа: «Сегодня мы с вами имели возможность убедиться в том, насколько важно для жителей района участие в государственной программе. Очень важно, что этот механизм работает, район активно развивается. Люди своим трудом, своим талантом достигают значительных результатов».

На совещании также был рассмотрен ряд вопросов, которые волнуют муниципалитеты – это и сложности в оформлении проектно-сметной документации, и недостаточные возможности по привлечению внебюджетных источников, софинансированию из местных бюджетов. Также Дмитрий Азаров заслушал доклады глав отстающих районов. Наиболее проблемные объекты, строящиеся в рамках госпрограммы, обсуждались подробно и для каждого вырабатывались решения, которые помогут преодолеть трудности.

Читайте так же:  Гпк перевив в судебном заседании

В своем выступлении депутат Государственной Думы Виктор Казаков подчеркнул, государственная программа дает огромные дополнительные возможности для сельских территорий по привлечению финансовых средств для реализации проектов, которые необходимы жителям. «Я вижу, как методично контролирует Дмитрий Игоревич проведение работы по заявочной кампании, по реализации проектов, для того, чтобы она была организована правильно», – отметил Виктор Казаков.

Подводя итоги работы совещания, Губернатор вновь призвал глав муниципальных районов активно участвовать в программах поддержки, а там, где возникают технические сложности – обращаться к региональным властям, Правительство готово оказывать методическую помощь в оформлении необходимой документации.

«Хочу нацелить вас на использование всех возможностей, которые сегодня предоставляет и федеральный бюджет, и государственные программы, и региональные. Коллеги, мы готовы помогать. Мы должны максимально заявляться во все программы. Возможности, которые сейчас есть, мы должны использовать на благо Родной земли в полной мере», – подчеркнул Дмитрий Азаров.

Также в ходе визита в район Дмитрий Азаров посетил личное подсобное хозяйство Маннановых. Эта семья с 2000 года занимается выращиваем томатов. По словам Рустама Маннанова, первый урожай они получают в апреле, последние помидоры созревают к концу сентября. Продукцию четырех сортов Маннановы сдают для продажи, в том числе в областном центре и соседних регионах.

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика
Автор: Игорь Новицкий

Содержание статьи:

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента.

Основные подпрограммы

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.

Ожидаемые результаты

  • расширения ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
  • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
  • расширение сырьевых рынков;
  • внедрение инновационных разработок и технологий;
  • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропромышленного комплекса;
  • стабильное эволюционное развитие АПК в последующем.

Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

Особое внимание в РФ уделяется и развитию малых форм хозяйствования (фермерство и крестьянство). Государство делает ставку на такой вид хозяйственной деятельности как основу обеспечения экономической стабильности и сохранения занятости на селе. Более 84 млрд. рублей планируется направить государством до 2020 года на оказание безвозмездной финансовой помощи начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Такие средства можно будет направить на приобретение земельных угодий для ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Кроме субсидий, можно также воспользоваться льготными кредитными программами, которые предлагает сегодня Россельхозбанк.

Разумное субсидирование: обеспечение финансовой стабильности хозяйств

Госпрограмма, направленная на развитие АПК, предусматривает новые подходы в субсидировании. Так, с 2016 года в мясомолочной отрасли обязательным требованием получения субсидии становится выполнение требования по выходу телят на 100 коров, что позволит обеспечить воспроизводство стада. Более 25% всех субсидий, выделяемых на мясное скотоводство, составляют краткосрочные инвестиционные кредиты, выделяемые в том числе и на перерабатывающую отрасль.

Примечательно, что впервые список получателей государственных субсидий добавлены предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции. Такие меры позволяют не только оптимизировать работу таких предприятий, но и выйти на хорошие показатели сокращения импорта по ряду продовольственных показателей, выпускать конкурентоспособную продукцию отечественного производства.

Совершенствование госпрограммы: план реализации

Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

  1. Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.
  2. Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.
  3. Увеличение доходности сельхозпроизводителей.
  4. Создание устойчивой сельской кооперации.
  5. Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий.

Субсидии для фермерских хозяйств в 2016 году

Для поддержки субъектов хозяйствования АПК, фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции в 2016 году государство предоставляет субсидии, что позволяет создать надежную материально-техническую базу для эффективной работы. Для того, чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо соответствовать ряду определенных критериев. Программа предусматривает субсидирование непосредственно создания фермерского хозяйства (до 1, 5 млн рублей) или же предоставления единовременных выплат для организации бытовых условий начинающего фермера (250 тысяч рублей).

Программа «Начинающий фермер» позволяет получить необходимые средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса на начальном этапе. Гранты выдаются государством, однако в каждом регионе России действуют собственные программа поддержки фермерских хозяйств, поэтому в их рамках могут быть предусмотрены дополнительные субсидии. При этом денежная сумма предусматривает целевое использование, то есть, на приобретение:

  • сельскохозяйственного оборудования и специальной техники;
  • посадочного материала;
  • сельскохозяйственных кормов для животных или удобрений для обеспечения эффективности растениеводства;
  • земельных угодий;
  • скота, в том числе и племенного;
  • финансовой поддержки регионов.

Сегодня претендовать на получение государственной субсидии могут фермеры, которые только начинают свое дело, и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие гражданства РФ и трудоспособного возраста;
  • находиться в статусе руководителя фермерского или крестьянского хозяйства не менее 1 года;
  • иметь профильное образование и опыт работы в АПК как минимум 3 года.
Читайте так же:  Будут ли проиндексированы выплаты почётным донорам

Условия получения гранта

Видео (кликните для воспроизведения).

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.

Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ.

На нашем форуме Сельхозпортал.рф вы сможете найти подробную и самую актуальную информацию, касающуюся получения государственных субсидий и грантов на развитие фермерских хозяйств.

Подробности: как государство планирует развивать сельские территории

С 2000 года сельское население России сократилось на 2,14 млн человек, на начало 2019 года оно составляет 37,3 млн человек, или 25% населения страны. Для того, чтобы сократить отток людей из сел и способствовать развитию сельского хозяйства, Минсельхоз разработал государственную программу комплексного развития сельских территорий, которую планирует реализовать с 2020 по 2025 годы. Milknews изучил документ и рассказывает, что будет меняться на селе.

Что происходит в сельской местности сейчас

По итогам переписи населения в 2010 году в России насчитывалось более 19 тыс. населенных пунктов, в которых никто не проживает. 87% сельских жителей выбрали для жизни поселения до 10 тыс. человек. “Они отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, не имеют базы для оказания населения образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг”, — говорится в пояснении к недавно разработанной госпрограмме Минсельхоза.

Уровень безработицы на селе только по официальной статистике почти в два раза больше, чем в городе — 8% против 4,3%. 20% сельских жителей получают доходы ниже прожиточного минимума, более 67% жилищного фонда не имеет необходимого благоустройства.

По данным Минсельхоза, 400 тыс. сельских школьников приходится учится во вторую и даже третью смену. В некоторых поселениях и вовсе нет школ, учащимся ежедневно приходится проходить по 8 км до ближайшего учебного учреждения. Не намного лучшая ситуация складывается и с доступностью медицинских услуг. Чтобы получить первичную помощь, среднему жителю сельской местности нужно преодолевать по 11 км до больницы или фельдшерского пункта. В некоторых регионах расстояния до лечебных учреждений весьма больше усредненных значений: в Сибирском федеральном округе — больше 12 км, а в Северо-Западном — 35 км.

Только половина из населения деревень имеют скоростной интернет дома, для сравнения — в городе эта цифра составляет почти 80%. Всего 29% сельских поселений подключены к магистральному газопроводу, только 37% имеет центральную систему водоснабжения, в менее, чем 4,5% есть центральная канализация.

По действующей программе в 2019 году из федерального бюджета выделят 17,4 млрд рублей на развитие сельских территорий. При этом, как отмечает Минсельхоз, каждый год российские регионы направляют заявки на софинансирование, в 4 раза превышающие предусмотренный объем средств.

Из-за высокой потребности регионов в дополнительном финансировании села в прошлом году президент Владимир Путин по итогам совещания в Ставрополе поручил подготовить новую программу развития сельских территорий. В ее рамках планируется развивать новые технологии в сельской местности, улучшать жилищные условия селян и повышать уровень их занятости. Реализация программы, по оценкам ведомства, позволит не только сохранить население в деревнях, но и привлечь новые кадры из города.

Что планируется сделать

Одной из главных целей новой программы станет повышение доли благоустроенного жилья в деревнях. Для этого планируется разработать и внедрить инструмент сельской ипотеки, которая предусматривает возмещение банкам недополученных доходов по займам. Сельские жители смогут получать ипотеку по выгодной ставке от 0,1 до 3% годовых на срок до 25 лет. Помимо ипотеки, они смогут брать льготные кредиты на развитие инженерной инфраструктуры, то есть на подведение коммуникаций к домам, по ставке до 5% годовых.

Предполагается также сохранить и уже действующие инструменты: например, софинансирование строительства жилья специалистам, которые переехали в сельскую местность, с привлечением средств работодателя. Через 5 лет проживания аграрий может выкупить жилье по цене, которая не превышает 10% расчетностой стоимости строительства, или за 1% — через 10 лет. Субсидировать планируется не только покупку частного жилья, но и компактную застройку в регионах. Ранее Milknews подробно писал про инструменты поддержки начинающим фермерам, которые сегодня работают.

Читайте так же:  Дают ли земю бесплатно многодтеным

В рамках программы государство также будет возмещать предпринимателям до 30% от затрат по заключенным трудовым договорам с учащимися и предоставлять льготные кредиты по ставке до 3% на развитие инфраструктуры села.

За счет бюджетных средств планируется обновить транспорт на селе, построить и реконструировать систему водоснабжения и канализации, газифицировать и благоустроить деревни. Так, в мероприятиях программы прописано создание в сельской местности пунктов по раздельному сбору мусора, проведение интернета, строительство школ и детских садов, развитие дорожной системы.

Государство планирует потратить на реализацию программы 50 048 млн рублей в 2019 году, 43 994 — в 2020 и 33 609 — в 2021. Всего на развитие сельских территорий государство рассчитывает потратить более 1 трлн рублей.

Что думают участники рынка

Представители отрасли сельского хозяйства уверены, что новая программа устойчивого развития сельских территорий необходима сектору. Она поможет привлечь новые кадры, предотвратить отток населения и сокращение численности сельских поселений.

Ведущий специалист по учебно-методической работе Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Верещагина, член Общественной палаты Вологодской области Ольга Нечаева уверена, что молодые специалисты не будут работать в сельской местности без должного уровня развития сельских территорий. “Финансовая поддержка от государства, растущие зарплаты в сельском хозяйстве, безусловно, привлекают молодежь в село, но удержат ли они надолго молодого специалиста, если в конкретном сельском населенном пункте нет необходимой инфраструктуры: детского сада и школы, организации досуга, медицинской помощи и, наконец, благоустроенного жилья? Если существенно сократить разрыв в обустроенности жизни между селом и городом, если сделать жизнь в сельской местности социально-комфортной, то не только сельская молодежь останется в хозяйствах – смело можно прогнозировать и приток городского населения”, указала эксперт Milknews.

Ольга Нечаева отметила, что считает государственную программу развития сельских территорий важной и своевременной. “На сегодняшний день, по результатам опроса студентов, более половины выпускников очной формы обучения Вологодской ГМХА после окончания вуза планируют работать по специальности на сельхозпредприятиях агропромышленного комплекса, предприятиях молочной отрасли и переработки сельхозпродукции,” — сообщила Ольга Нечаева. По ее словам, за время обучения в вузе и жизни в городе молодые специалисты уже привыкают к определенному комфорту. “Если снять все болевые точки, то, безусловно, молодежь обязательно останется на селе работать и будет развивать сельские территории”, — уверена Ольга Нечаева.

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов согласен, что первоочередной задачей государства остается создание комфортной среды в сельской местности. Он особо отметил, что государству необходимо активно заниматься развитием инфраструктуры на селе: подводить отопление, центральное водоснабжение, интернет, работать над доступностью образования и медицины. «Всем нам нужны кадры, а если не создавать для них комфортной среды, то жить в селах никто не захочет. Но это обязательно должна быть очень целостная программа, имеющая стройную логику и причинно-следственные связи всех инструментов,”- прокомментировал ситуацию директор генеральный Союзмолоко Артем Белов Milknews. По его словам, государству нужно проанализировать текущее состояние сельских территорий. Сегодня вводится большой объем качественного жилья в крупных агломерациях. Так, в 2018 году общий ввод жилья в России составил 75 млн м2. При этом на селе сегодня 32% жилых помещений оборудованы газом, водой и связью. Это очень грустно, и именно на это я бы бросил все силы «, — указал эксперт.

Член аграрного комитета Госдумы РФ, основатель молочного холдинга «Молвест» Аркадий Пономарев считает , что помимо развития комфортной среды, нужно заниматься развитием образования. “Доля молодых работников в сельском хозяйстве — всего 12%. В профильные вузы зачастую идут ради «корочки»”, — указал он. По его словам, для привлечения специалистов в сельское хозяйство нужно нанимать опытных педагогов, в том числе из-за рубежа, внедрять новые технологи и вернуться к практике распределения студентов после учебы, подкрепив ее льготами, например, подъемными и предоставлением жилья. “Отмечу, что развитием трудовых ресурсов для села сегодня занимается и бизнес. И это правильно”, — указал Аркадий Пономарев.

Деревня в новом формате

Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.

Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны. Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».

Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня этого года. «Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года», — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.

На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета. «Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства», — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит «кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей», добавил он.

Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она. — Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».

Читайте так же:  Деньги вместо земли многодетным в рефтинском

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз. «Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала она.

Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах. «Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях», — заявил Гордеев.

На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.

Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?

— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.

Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.

— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?

— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.

Мост через болото

— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?

— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.

— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?

— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.

Чтобы был эффект

— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.

— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.

— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.

— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.

Читайте так же:  Вредно ли двп для здоровья человека

— Это распространяется на всех или только на жителей села?

— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.

— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?

— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.

— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?

— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.

— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?

— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.

— О каких проблемах конкретно вы говорите?

— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.

Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.

[2]

Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.

Если хотят перемен

— Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?

— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?

— В том числе – через нацпроекты?

— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.

[3]

Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)

Источники


  1. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

  2. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
  4. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
Государственные программы для развития села
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here