Содержание
- 1 Одобрена Программа развития села до 2020 года. На что потратят 90 млрд
- 2 Госпрограмма поддержки жителей села
- 3 На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»
- 4 Госпрограмма поддержки жителей села
- 5 Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» предлагает способы решения социальных проблем села — Г. Карелова
- 6 Госпрограмма по сельскому хозяйству до 2025 года: коротко о главном
- 7 Медведев утвердил госпрограмму развития села до 2025 года
Одобрена Программа развития села до 2020 года. На что потратят 90 млрд
Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил и подписал концепцию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Главные цели программы – создать благоприятные условия жизни в сельской местности, в том числе для молодых специалистов и их семей, и существенно повысить престиж сельского образа жизни.
На реализацию этих задач планируется затратить в общей сложности около 300 млрд рублей. Из них 90,4 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, 134,5 млрд из региональных бюджетов, и ещё 74,3 млрд – из внебюджетных источников. Программа будет реализована в два этапа (первый с 2014 по 2017 год, второй с 2018 по 2020 год), а её непосредственным осуществлением займутся Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры и Министерство спорта.
В документе отмечается, что такие траты необходимы в связи с негативным положением, в котором оказалась сельская местность – в первую очередь, это отрицательная демографическая ситуация, а также проблемы с социальной и инженерной инфраструктурой, неразвитость дорожной сети. По пессимистичному прогнозу Росстата, численность сельского населения к 2021 году может сократиться до 36 млн человек (против 37,5 млн на момент переписи 2010 года), говорится в концепции.
На что направятся средства
По прогнозу, к 2020 году реализация программы поможет решить следующие задачи:
— улучшить жилищные условия 75,5 тыс. сельских семей, в том числе 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
— сократить количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 22,2 тыс. чел.;
— расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов врачей общей практики на 858 ед.;
— привлечь к занятиям физической культурой и спортом сельских жителей, прежде всего, молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 519,2 тыс. кв.м;
— улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети данных учреждений на 9,96 тыс. мест;
— повысить уровень инженерного обустройства села: газом — до 60,1%, водой — до 61,9%;
— охватить 132 сельских поселения комплексной застройкой;
— повысить гражданскую активность сельских жителей, активизировать их участие в решении вопросов местного значения путем поддержки 775 местных инициатив;
— привлечь внимание общества к достижениям в различных сферах сельского развития путем проведения ежегодных всероссийских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).
Эти результаты должны стать показателем эффективности работы программы. При этом самая большая сумма – 141, 8 млрд рублей – будет выделена на улучшение жилищных условий. Ещё 121,4 млрд рублей пойдёт на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, 33,6 млрд рублей направятся на комплексную компактную застройку, а 1,8 млрд планируется выделить на гранты. Среди прочих трат – организация выставок достижений сельского хозяйства и финансирование научно-методического обеспечения программы.
Итоги предыдущей программы
– построено 15,6 млн. кв. метров жилья:
– введено в эксплуатацию 54,4 тыс. км распределительных газовых сетей,
– введено в эксплуатацию 14,2 тыс. км локальных водопроводов;
– введено емкостей телефонной сети на 705,5 тыс. номеров;
– построено и реконструировано 11,5 тыс. км линий электропередачи напряжением 0,38 и 6-10 кВ, 2,2 тысяч трансформаторных подстанций;
– построено общеобразовательных учреждений на 96 тыс. мест;
– построено учреждений культурно-досугового типа на 24,3 тыс. мест;
– открыто 461 единиц фельдшерско-акушерских пунктов.
За оставшиеся 2 года эти показатели будут увеличены.
Реализация предыдущей программы позволила достичь ощутимых результатов – уровень рождаемости на селе повысился на 33,3%, а уровень смертности снизился на 11,5%. Такие данные приведены за период с 2002 по 2010 годы. Также программа принесла и экономический эффект, оцениваемый специалистами в 48 млрд рублей в год.
Михаил Орлов, президент группы компаний «Амбика-агро», специалист по сельскому хозяйству:
— Во-первых, уже сам факт того, что есть такие национальные проекты – это очень хорошо, потому что это всё таки значит, что правительство и общество признаёт факт, что ситуация в сельской России катастрофическая. Для тех людей, которые понимают, что такое Россия (а их не так много, в том числе и внутри самой России), поясню, вся наша культура, все наши корни – всё исходит из сельской России. Россия не родилась в городах.
Очень тяжело смотреть на эти программы, понимая, что не только наша экономика, но вся наша культура от этого зависит. Я боюсь, что второго элемента нет в этом алгоритме. Любой человек, который хоть немного поездил по России, понимает, что это колоссальные просторы, и они почти пустые. Возникает очень много вопросов. 10 лет тому назад, когда шли активные дебаты по поводу приватизации земли – были разговоры о том, что не надо приватизировать землю, потому что тогда придут агрохолдинги и заберут всё, а бедный народ не сможет работать. Это правда, но только в том, что этого народа просто нет. Есть, но его мало. Это не результат того, что земля была приватизирована, а результат того, что у народа не было инструмента, чтобы работать с землёй.
У нас был премьер-министр Столыпин, который генерировал колоссальный рост агроэкономики в Российской империи. Чем? Не тем, что кому-то что-то обещал и кого-то куда-то отправлял. Нет, он просто дал людям – сельскому населению (а его тогда было очень много – около 85% всего населения империи, а сегодня, по-моему, – меньше 20%) инструмент. Какой инструмент? Если у вас есть земля, с определённым набором доказательств того, что вы на эту землю имеете право – договор долгосрочной аренды или собственность и т.д., вам давали деньги под программы индивидуальные на 35 лет со ставкой в размере 1,5% в год. Т.е. с такими условиями финансовыми, с таким инструментарием можно было это поднять. При таких условиях Россия за десятилетие стала зерновой державой номер один в мире.
Поэтому сейчас вопрос, стакан полупустой или полуполный – понятен. С одной стороны, я очень рад, что такие программы есть – это значит, что всё-таки понимает общество, что это и есть самое важное. Другой момент– насколько этого достаточно, чтобы действительно что-то менять. И здесь встаёт вопрос исполнения, а исполнение у нас не всегда беспроблемное. Есть вопрос – насколько векторы развития сельской экономики будут иметь реально ко всему этому доступ. Есть разные категории – есть агрохолдинги, которые тоже очень много делают, например, создают рабочие места. Но у них обычно есть те административные ресурсы (мы прекрасно понимаем, что без них в России никак), которые позволяют развиваться быстрее. Вторая категория – это компании местного характера – эти люди сто лет назад назывались кулаками – они создают крупномасштабные фермы в регионах. Опять вопрос – получат они доступ к возможностям, предоставляемым этой программой, остаётся без ответа. Есть ещё мелкие фермеры.
Программа сама нормальная. Можно её критиковать, можно её хвалить. Но, знаете, это не так важно с учётом объёма катастрофы, создаваемой с 17-го года. Любой шаг вперёд – уже большой плюс. Можно долго критиковать, но из-за одного размера нашей страны, мы уже являемся третьим по объёму экспортёром зерна в мире. А вот представьте на секунду, если бы мы были эффективны. Мы были бы державой номер один.
Мы привыкли каждый день по многу жаловаться, что нам что-то не нравится, что хотим быстрее, лучше. Но сам факт, что что-то есть – уже хорошо. Это значит, что всё-таки по этому направлению мы идём. Хотелось бы, конечно, как во времена Столыпина за 10 лет увидеть результат, а теперь придётся терпеть 20 или 30 лет. Хотелось бы, конечно, всё это увидеть очень быстро.
Я не склонен защищать первое лицо в нашем государстве, но ему сочувствую, потому что под ним работает административный аппарат регионов, с которым очень тяжело иметь дело, который сложно назвать эффективным. Здесь не справился бы и новый Столыпин.
Можно долго жаловаться и критиковать, но я очень рад и благодарен правительству, что они эту задачу поставили, и что в нашем общем алгоритме развития это один из пунктов, который признали стоящим особого внимания и поддержки со стороны политического корпуса.
Госпрограмма поддержки жителей села
Руководитель экспертно-аналитического центра Российского союза сельской молодёжи (РССМ) Наталья Федякова приняла участие в круглом столе «Как поможет российскому селу новая госпрограмма по комплексному развитию сельских территорий», который прошёл в пресс-центре «Парламентской газеты». Вместе с членом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Еленой Зленко она рассказала об основных механизмах программы – льготном жилье для молодых специалистов, социальной поддержке жителей и перспективных формах бизнеса на селе.
Программа разработана Минсельхозом России по поручению Президента РФ Владимира Путина и принята Правительством летом этого года. Она рассчитана на пять лет с финансированием 2,3 трлн рублей.
«Мы сегодня говорим не просто развитии сельских территорий с точки зрения агропромышленного производства, мы говорим о комплексе всех необходимых элементов инфраструктуры для достойной и привлекательной жизни на селе», – заявила Елена Зленко.
Сенатор напомнила, что в России насчитывается 133 тысячи больших и малых сёл, в которых проживает четверть населения страны. Этим территориям необходимо развитие инфраструктуры, строительство новых школ, поликлиник, культурных объектов.
«Масштабы и объемы финансирования госпрограммы внушительные, но уже сейчас мы видим значительные риски. И первый из них – это низкие шансы участия в программе малых сел. Госпрограмма будет работать там, где есть группа активных жителей с желанием развивать своё село, используя новые подходы. Мы вовлекаем сельских жителей в развитие своих территорий в рамках проекта ОНФ «Село. Территория развития». Так, уже в этом году в 10 пилотных селах удалось реализовать новые механизмы – сформировать на местах команды развития и разработать бизнес-проекты для каждого конкретного села на основе потенциала территории с включением в госпрограмму», – рассказала Наталья Федякова.
По мнению экспертов, одной из важнейших задач программы также является привлечение молодых специалистов в сельскую местность. В рамках программ «Земский доктор» и «Земский учитель» предоставляются субсидии на строительство жилья для молодых специалистов, переезжающих в сельскую местность, однако этого механизма недостаточно, считает представитель РССМ.
«Молодёжь не хочет ждать год или два, нужно строить служебное жилье для молодых специалистов на опережение. На наш взгляд, нужно облегчить требования к муниципальной власти в строительстве такого жилья, чтобы процесс шёл быстрее и молодые специалисты приезжали работать в комфортные условия», – заявила Наталья Федякова.
Она также отметила, что госпрограмме комплексного развития сельских территорий необходимы аналитические данные по кадровым потребностям каждой территории. Муниципальным властям следует планировать, сколько и каких специалистов не хватает на каждой конкретной территории, и с учетом этого внедрять механизмы целевого направления молодёжи в вузы.
«Мы планируем вынести на Госсовет по вопросам сельского хозяйства предложение о необходимости формирования ведомственных программ кадрового обеспечения отраслей на сельских территориях. Чтобы на федеральном уровне работа шла по линии Минздрава, Минпросвещения, по линии кадрового обеспечения АПК. На региональном и муниципальном уровнях мы предлагаем ввести дорожные карты, чтобы с их помощью местная власть определяла целевые индикаторы – сколько нужно специалистов и жилья для развития территории», – заявила Н. Федякова.
В частности, одним из механизмов увеличения занятости на селе может стать агротуризм. По мнению Елены Зленко, это привлечет на селе молодые и креативные кадры, будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. «В сфере АПК идет активная роботизация, количество рабочих мест на производствах сокращается. Поэтому нужно развивать альтернативные формы занятности на селе – народные промыслы, производство органических продуктов, развитие культуры и спорта на селе и, наконец, агротуризм», – заявила Наталья Федякова.
На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»
Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.
Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.
Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.
— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?
— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.
Мост через болото
— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?
— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.
— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?
— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.
Чтобы был эффект
— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.
— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.
— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.
— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.
— Это распространяется на всех или только на жителей села?
— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.
— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?
— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.
— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?
— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.
— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?
— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.
— О каких проблемах конкретно вы говорите?
— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.
Если хотят перемен
— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?
— В том числе – через нацпроекты?
— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.
Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.
Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)
Госпрограмма поддержки жителей села
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года №696 утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». На реализацию мероприятий программы в 2020–2025 годах будет направлено около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Российский союз сельской молодёжи принял активное участие в подготовке и обсуждении проекта государственной программы. На первоначальном этапе были внесены предложения в концепцию программы, в том числе о необходимости формирования новых стандартов качества жизни на сельских территориях, реализации инициативных проектов комплексного развития территорий, введении льготной «сельской ипотеки» и выработки мер поддержки для развития кадрового потенциала села.
После опубликования первой редакции Госпрограммы на площадке Общероссийского народного фронта по инициативе РССМ состоялось общественное обсуждение проекта. Были выработаны и направлены в Минсельхоз России предложения о невозможности отнесения к сельской местности малых городов, сохранении порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для работников агропромышленного комплекса и социальной сферы села и ряд других. Большинство из них нашли отражение в принятом документе. Так, в госпрограмму был включён Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения», в рамках которого предусмотрена поддержка несельскохозяйственных видов деятельности.
Впервые на федеральном уровне предусмотрены мероприятия, направленные на оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными работниками, о необходимости которых не раз заявлял РССМ. В частности, компенсация до 30% затрат по заключенным ученическим договорам, а также затрат, связанных с оплатой труда и расходов на содержание студентов старших курсов аграрных вузов, привлечённых для прохождения производственной практики.
«Принятие государственной программы имеет огромное значение для сельских территорий страны, — подчеркнула председатель Российского союза сельской молодежи, член Общественной палаты РФ Юлия Оглоблина. — Хочу поблагодарить всех наших активистов, региональные отделения и экспертов, которые вносили предложения в проект программы на всех этапах обсуждения. Теперь наша общая задача рассказать молодежи и широкому кругу сельских жителей о новых механизмах поддержки, научить людей ими пользоваться. Госпрограмма комплексного развития сельских территорий открывает новые возможности и поможет ещё большему числу молодых людей сделать жизненный выбор в пользу села».
Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» предлагает способы решения социальных проблем села — Г. Карелова
Реализация программы должна не просто изменить, но существенно повысить качество жизни на селе, считает вице-спикер СФ.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» — важнейший стратегический документ, который впервые столь полно охватывает социальные проблемы села и предлагает конкретные способы их решения. Такое мнение высказала заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, Карелова
Галина Николаевна представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
Смотрите также
22 мая 2019 года, 14:59
5 июня 2019 года, 11:26
«Реализация программы должна не просто изменить, но существенно повысить качество жизни на селе», — заявила вице-спикер СФ.
Сенатор отметила, что ведомственные проекты госпрограммы предлагают новые механизмы решения застарелых социальных проблем на сельских территориях. «Разрыв между городом и селом достаточно велик. Уровень безработицы на селе почти вдвое выше, чем в городе, заработная плата значительно ниже средней по экономике, обеспеченность медицинскими кадрами, детей местами в дошкольных и школьных учреждениях несравнима с городской».
Повышение доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования, развитие социальной инфраструктуры должны препятствовать оттоку населения и содействовать привлечению новых молодых сил
Галина Карелова пояснила, что задача проектов — существенно сократить этот разрыв, повысить в первую очередь занятость и доходы сельских жителей, снизить уровень бедности. «Повышение доступности медицинской помощи, социального обеспечения, образования, развитие социальной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями должны препятствовать оттоку населения и содействовать привлечению новых молодых сил».
При этом вице-спикер СФ подчеркнула важность поддержки активного участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов и формировании позитивного отношения к жизни на селе. «37 миллионов граждан являются не только главными адресатами программы, они в то же время должны стать ее главными действующими лицами».
По словам сенатора, меры поддержки инициативных граждан будут поощряться преимущественно с помощью грантов. Кроме того, запланированы такие новые механизмы, как льготные кредиты на покупку и строительство жилья с пониженной ставкой, на приобретение инженерного оборудования для домовладений, на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. «Это позволит легче обустраивать бытовую сторону жизни на селе, даст новый импульс для развития предпринимательства и проявления деловой инициативы».
Поставленные задачи, считает Галина Карелова, требуют тщательного мониторинга и совершенствования действующего законодательства. «Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определяющий государственную аграрную политику, был принят в 2006 году. Документ не отражает новых комплексных подходов к развитию села, продекларированных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года и закрепленных в новой программе».
По мнению сенатора, в законе необходимо дать более точное определение государственной политики развития села, которое будет предусматривать не только аграрный, но и социальный аспекты, а также четко определить и разграничить полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области развития сельских территорий. «Это поможет, в том числе, более эффективной реализации программы», — сказала парламентарий, подчеркнув, что Совет Федерации готов провести работу вместе со всеми заинтересованными ведомствами.
Галина Карелова также напомнила, что на форуме сельских депутатов, который состоялся в Воронеже с участием Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, высказывались новые конструктивные предложения по социальному развитию села.
«Надеюсь, что программа будет «живым» документом. Важно, чтобы она осталась открытой для внесения конструктивных предложений со стороны регионов, которым предстоит формировать тот облик села, каким его хотели бы видеть граждане», — заключила вице-спикер СФ.
Госпрограмма по сельскому хозяйству до 2025 года: коротко о главном
Минсельхоз России принял решение продлить срок реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2025 года. Ранее предполагалось, что ведомство приступит к разработке новой программы, которая начнется с 2020 года.
Milknews ознакомился с проектом ( в 823 страницы), “удлиняющим” действующую госпрограмму, и рассказывает, какие новые приоритеты появились в «новом» старом документе.
Много денег
Если мы посмотрим на общий объем финансирования госпрограммы за весь период, то он составит 4 193,8 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 3 417,4 млрд рублей. Получается, что ежегодно новая команда Минсельхоза планирует выделять около 500 млрд руб на развития АПК.
В проекте бюджета, о котором мы уже рассказывали вчера, ассигнования на Программу развития сельского хозяйства будут уменьшаться от года к году: в 2019 году они составят 241 446,3 млн рублей, в 2020 году — 241 630,2 млн рублей, в 2021 году — 229 412,1 млн рублей.
Однако представители Минсельхоза уже заявляли, что согласовали с Минфином увеличение средств через дополнительные ассигнования.
Как говорится в пояснительной записке, бюджет на 2022-2025 годы рассчитан в соответствии с протоколом Правительства от 28 ноября 2017 г. — за исключением федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (исходя из объема экспорта продукции агропромышленного комплекса в размере $45 млрд), ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» и ведомственных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса». С учетом дополнительных средств был рассчитан целевой сценарий, помимо базового.
Новый проектный метод
Несмотря на то, что в госпрограмме не изменилась суть, и главное — не изменились меры господдержки для молочников, сам подход изменился. Как и планировалось ранее, Минсельхоз перешел к проектному методу.
В проектную часть Госпрограммы включены:
-
- федеральный проект «Экспорт продукции АПК»;
- федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации»;
- ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (проект «Развитие отраслей АПК»);
- ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (проект «Стимулирование инвестдеятельности»);
- ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» (проект «Техническая модернизация АПК»);
- ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России»;
- ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство».
- Поддержка молочной отрасли будет относиться к двум проектам: «Развитие отраслей АПК» и «Стимулирование инвестдеятельности». Несвязанную поддержку на гектар, субсидии на повышение продуктивности, содействие достижению целевых показателей региональных программ выделят в рамках первого проекта, возмещение части процентной ставки по инвесткредитам, взятым на развитие АПК до 2017 г., компенсация части прямых понесенных затрат и льготное кредитование предприятий АПК — в рамках второго.
Соответственно, если нужно будет больше денег на субсидии, планируется докапитализировать Россельхозбанк и Росагролизинг.
Не только проекты, но и процессы
К процессной части Госпрограммы отнесены ведомственные целевые программы:
-
- «Устойчивое развитие сельских территорий» — про рост уровня жизни на селе, строительство инфраструктуры, дорог, школ и тд.
- «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» — про регулирование рынков, засухи и неурожаи, информсистемы и тд
- «Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора» — про АЧС, повышение качества и безопасности продукции животного происхождения и тд.
- «Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса» — про генетику и селекцию в растениеводстве
- «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя Государственной программы», направленное на обеспечение деятельности центрального аппарата Минсельхоза России.
К госпрограмме прилагается перечень объектов капстроительства и список прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.
Отдельное внимание — мелиорации
Восстановлению и строительству мелиоративных систем в Госпрограмме будет уделяться очень много внимания.
Планируется включить в документа отдельную ведомственную программу «Развитие мелиоративного комплекса России», в рамках которой расписаны подробно все объекты, которые должны быть построены или реконструированы (это занимает из 800 страниц программы чуть ли не треть).
В состав указанной программы входят:
-
- ведомственный проект «Строительство и реконструкция объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации»;
- ведомственный проект «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»;
- ведомственный проект «Поддержка реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации в области мелиорации»;
- мероприятие «Поддержание мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации в нормативном состоянии, включая техническое оснащение организаций в области мелиорации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, противопаводковые мероприятия, капитальный ремонт мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и насосных станций».
Что еще важно знать?
На самом деле есть всего несколько фактов, о которых важно знать:
— в новой госпрограмме сохранили все виды поддержки;
— в ней сохранены особые налоговые режимы в отношении сельхозтоваропроизводителей;
— приоритетные территории — Арктика (внезапно), Нечерноземье.
Напоминаем, что проект программы еще не утвержден и проходит процедуры согласования.
Медведев утвердил госпрограмму развития села до 2025 года
В государственную программу развития сельских территорий с 2020 до 2025 года включили проекты по благоустройству и содействию занятости сельчан, общий объём финансирования составит около 2,3 трлн рублей. Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил соответствующий документ, сообщается на сайте кабмина.
Основными целями госпрограммы заявлены сохранение доли сельского населения в общей численности населения страны на уровне не менее 25,3%; достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сёлах и деревнях до 50%.
Жители сёл могут получить льготную ипотеку
Программа состоит из проектной и процессной частей. В проектную часть включены пять ведомственных проектов — по развитию жилищного строительства и повышению уровня благоустройства домовладений на селе, по содействию занятости сельского населения, по развитию инженерной, транспортной инфраструктуры, по благоустройству сельских территорий.
В процессную часть вошли ведомственные целевые программы по госмониторингу сельских территорий, по аналитической и информационной поддержке их комплексного развития.
Госпрограмма также включает данные по опережающему развитию приоритетных территорий — регионов Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, а также регионов, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.
Общий объём финансирования программы в 2020-2025 годах составит около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета — 1 трлн рублей, говорится в справке к документу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Программа разработана во исполнение поручения Президента России по итогам поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 года.
Источники
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.- Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
Здравствуйте. Я юрист с 20 летним стажем работы в г. Москва. Буду рад поделиться с Вами своими знаниями и опытом.