Госпрограммы новации

Особенности решения вопросов по теме: "Госпрограммы новации". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Экономическое развитие и инновационная экономика

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №467-р от 29 марта 2013 года. Основной исполнитель: Минэкономразвития России. Соисполнитель: Росстат.

Цели программы:

  • создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;
  • повышение инновационной активности бизнеса;
  • повышение эффективности государственного управления.

Задачи программы:

  • создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
  • создание благоприятной конкурентной среды;
  • повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;
  • устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;
  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;
  • формирование экономики знаний и высоких технологий;
  • совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
  • повышение качества государственного и муниципального управления;
  • совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации.

Структура государственной программы:

  • Подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды».
  • Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
  • Подпрограмма 3 «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости».
  • Подпрограмма 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления».
  • Подпрограмма 5 «Стимулирование инноваций».
  • Подпрограмма 6 «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования».
  • Подпрограмма 7 «Кадры для инновационной экономики».
  • Подпрограмма 8 «Совершенствование системы государственного стратегического управления».
  • Подпрограмма 9 «Формирование официальной статистической информации».

Целевые индикаторы и показатели:
Основные интегральные целевые индикаторы и показатели Государственной программы:

  • позиция России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), место;
  • доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения, %;
  • уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, %;
  • удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %;
  • уровень доступности к официальной статистической информации, %.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» реализуется в 2013 — 2020 годах без деления на этапы.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы:
в количественном выражении:

  • увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения с 26,3% в 2012 году до 29,3% в 2020 году;
  • повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) с 120 места в 2012 году до 20 места к 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);
  • повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг с 70% в 2012 году до 90% в 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);
  • повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций с 9,2%» в 2012 году до 25% в 2020 году;
  • сохранение доступности к официальной статистической информации на уровне 100%;

[3]

в качественном выражении:

[1]

Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей

Основные положения государственной программы инновационного развития

Государственная программа инновационного развития направлена на достижение главного приоритета страны — перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы — и средства их реализации. Ее основа — поэтапное построение национальной инновационной системы современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни народа, экологическую безопасность. В программе предусматривается выполнение следующих задач:

Актуальные документы

На уровне Президента и Правительства Российской Федерации был принят ряд ключевых решений, обеспечивших разработку крупнейшими государственными компаниями программ инновационного развития. Это, в первую очередь, поручения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4) и от 30 января 2012 г. (протокол № 1), а также поручение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 1, которыми был сформирован список компаний, разрабатывающих программы.

Поручением Президента Российской Федерации от 24 февраля 2011 г. № 469 компаниям было рекомендовано в рамках реализации программ инновационного развития взаимодействовать с инновационным центром Сколково, поручением от 4 мая 2011 г. № Пр-1215 – добавить в программы мероприятия по международному сотрудничеству, поручением от 3 ноября 2011 г. № Пр-3291 – разработать и утвердить паспорта программ инновационного развития в целях обеспечения доступности информации о планах компаний в области инновационного развития для заинтересованных научных организаций, высших учебных заведений, инновационных предприятий малого и среднего бизнеса.

На уровне Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и Минэкономразвития России был утвержден ряд методических материалов по разработке, реализации и мониторингу программ инновационного развития.

Подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации

24941954 тыс. руб.

Мероприятий в программе

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственный
исполнитель
подпрограммы

Министерство экономического развития Российской Федерации

Участники подпрограммы

Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

Программно-целевые инструменты подпрограммы отсутствуют

Цель подпрограммы

повышение инновационной активности бизнеса

Задачи подпрограммы

улучшение координации между существующими и создаваемыми элементами и блоками инновационной системы;

обеспечение повышения спроса на инновации со стороны субъектов экономической деятельности;

создание и развитие механизмов комплексной поддержки инновационной деятельности на всех стадиях;

повышение эффективности функционирования институтов развития в сфере инноваций

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, процентов;

количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ежегодно), единиц;

количество субъектов Российской Федерации, получивших поддержку в рамках новых федеральных механизмов содействия субъектам Российской Федерации, активно инвестирующим в стимулирование инновационной деятельности, накопительным итогом, единиц;

доля заявок на государственную регистрацию интеллектуальной собственности, поданных в электронном виде, процентов;

рост выработки на одного работника организаций — участников инновационных территориальных кластеров в стоимостном выражении по отношению к предыдущему году, процентов.

Читайте так же:  Директор по официальным лицам кто это

Этапы и сроки реализации
подпрограммы

29 марта 2013 г. — 31 декабря 2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 68146722,8 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год — 17292447,1 тыс. рублей;

на 2014 год — 8623837,1 тыс. рублей;

на 2015 год — 8644049,7 тыс. рублей;

на 2016 год — 8644435,4 тыс. рублей;

на 2017 год — 6041463,6 тыс. рублей;

на 2018 год — 6172606,7 тыс. рублей;

на 2019 год — 6302118,6 тыс. рублей;

на 2020 год — 6425764,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности;

появление и развитие новых рынков, продуктов и технологий;

обеспечение технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место Российской Федерации в мировой экономике;

повышение интеграции Российской Федерации в глобальную инновационную систему;

повышение эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования инноваций институтами развития

Госпрограммы новации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 апреля 2014 года N 316

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

(с изменениями на 14 октября 2019 года)

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 316

(с изменениями на 14 октября 2019 года)

О государственной поддержке инноваций и стартапов

Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.

Роль господдержки новаторской работы

Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.

Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:

  • Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
  • Контроль и управление инновациями.
  • Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
  • Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
  • Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
  • Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
  • Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
  • Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.

Формы и методы государственной поддержки

Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.

Виды помощи государства новаторам

К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.

Список опосредованных форм включает:

  • Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
  • Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
  • Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
  • Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
  • Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
  • Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.

Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.

Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.

Методология господдержки

Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.

Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.

Результаты господдержки в России

Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.

Нормативное регулирование

С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.

Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Результаты развития регионов

Результаты государственной поддержки выражаются непосредственно в тематических рейтингах – международных, определяющих место России в мире, и внутренних – как показателя конкуренции субъектов РФ в срезе инноваций.

В прошлом году Российская Федерация заняла 45-е место среди 127 стран мира в глобальном рейтинге инновационного индекса, сократив своё отставание от стран-лидеров по многим показателям. Ключевая предпосылка для этого – результативность государственных мер поддержки: повышение спроса на инновации, исследовательская кооперация и рост расходов бюджета на НИОКР.

Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:

  • Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
  • Поддержка инноваторов.
  • Качество политики в сфере НИОКР.
  • Научно-технический потенциал.

В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.

Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.

Читайте так же:  Доплаты к пенсиям имеющих награды

Поддержка моногородов войдет в госпрограмму инновационной экономики

МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Программа развития моногородов войдет в государственную программу по инновационной экономике, разрабатываемую Минэкономразвития. Об этом сообщила в пятницу ТАСС генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева.

В июле Макиева сообщала о том, что будет создана госпрограмма развития моногородов, которая предполагалось запустить с 1 января 2020 года. Предполагаемый объем финансирования должен был составлять 10-11 млрд рублей. В среду, 20 ноября, на встрече с Макиевой вице-премьер Виталий Мутко поручил до конца года внести в правительство новую программу развития моногородов.

«Моногорода не останутся без поддержки. Приоритет их развития будет отражен в большой государственной программе по инновационной экономике, которую разрабатывает Минэкономразвития. Моногорода станут частью этой программы», — сказала Макиева.

По ее словам, задачи и меры поддержки, которые предусматривались при разработке паспорта госпрограммы, не изменятся.

Ранее глава фонда сообщала также, что госпрограмма должна состоять из трех блоков, которые нацелены на нормативное регулирование, новые финансовые меры поддержки и интеграцию с нацпроектами.

Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»

445479987 тыс. руб.

Мероприятий в программе

Ответственный
исполнитель
Программы

Министерство экономического развития Российской Федерации

Соисполнители Программы

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба государственной статистики

Участники Программы

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Федеральная служба по аккредитации,

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,

Федеральная налоговая служба,

Федеральная служба по интеллектуальной собственности,

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»,

некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

Федеральное агентство по делам молодежи

Подпрограммы Программы

подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды»;

подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства»;

подпрограмма 3 «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости»;

подпрограмма 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления»;

подпрограмма 5 «Стимулирование инноваций»;

подпрограмма 6 «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования»;

подпрограмма 7 «Кадры для инновационной экономики»;

подпрограмма 8 «Совершенствование системы государственного стратегического управления»;

подпрограмма 9 «Формирование официальной статистической информации»;

подпрограмма 10 «Создание и развитие инновационного центра «Сколково»;

федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 годы)»

Цели Программы

создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

повышение инновационной активности бизнеса;

повышение эффективности государственного управления

Задачи Программы

создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;

создание благоприятной конкурентной среды;

повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;

повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;

формирование экономики знаний и высоких технологий;

совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры

пространственных данных Российской Федерации;

повышение качества государственного и муниципального управления;

совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации

Целевые индикаторы и показатели Программы

позиция России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business), место;

доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, процентов;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения, процентов;

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, процентов;

доля показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе в сроки не позднее установленных Федеральным планом статистических работ, в общем количестве показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе, процентов

[2]

Этапы и сроки реализации
Программы

29 марта 2013 г. — 31 декабря 2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы составляет 930799209 тыс. рублей, в том числе:

на 2013 год — 111559966,7 тыс. рублей;

на 2014 год — 132650703,2 тыс. рублей;

на 2015 год — 124360646,3 тыс. рублей;

на 2016 год — 116747906,1 тыс. рублей;

на 2017 год — 114612815,8 тыс. рублей;

на 2018 год — 113422463,3 тыс. рублей;

на 2019 год — 110478346,1 тыс. рублей;

на 2020 год — 106966361,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

в количественном выражении:

увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения с 25 процентов в 2012 году до 29,3 процента в 2020 году;

повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) со 120-го места в 2012 году до 20-го места к 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);

повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг с 70 процентов в 2012 году до 90 процентов в 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы);

повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций с 9,1 процента в 2012 году до 14,2 процента в 2020 году;

повышение доли показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе в сроки не позднее установленных Федеральным планом статистических работ, в общем количестве показателей, данные по которым опубликованы в Единой межведомственной информационно-статистической системе, с 70 процентов в 2012 году до 95 процентов в 2020 году;

в качественном выражении: улучшение условий ведения бизнеса в Российской Федерации;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;

снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;

расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

Читайте так же:  Как вносить изменения в программу пэк

обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение организаций народного хозяйства специалистами в области управления, отвечающими современным требованиям экономики;

повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов их реализации

Белый дом детализирует финансирование приоритетных мероприятий

Правительство обновляет действующие госпрограммы, вписывая в них мероприятия нацпроектов. Изменения в госпрограмме «Содействие занятости населения» уже утверждены и касаются образования для предпенсионеров на 5 млрд руб. в 2019–2021 годах. Также готовятся поправки в программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» — в нее предлагается включить мероприятия сразу четырех нацпроектов и продлить ее до 2024 года с одновременным увеличением финансирования вдвое — с 871 млрд руб. до 1,6 трлн руб. Это позволит Белому дому привязать исполнение требований майского указа Владимира Путина к существующей бюджетной конструкции.

В Белом доме началась работа по приведению госпрограмм в соответствие нацпроектам, реализация которых фактически стартует с этого года. Так, в соответствии с нацпроектом «Демография» правительство обновило госпрограмму «Содействие занятости населения» — в нее включены расходы на профессиональное обучение и дополнительное образование для предпенсионеров, которые могут столкнуться с риском увольнения из-за повышения пенсионного возраста.

Напомним, увеличение возраста выхода на пенсию на пять лет, начиная с этого года, по мнению профсоюзов, может привести к росту безработицы. В первую очередь к группе риска относятся так называемые предпенсионеры — в возрасте за пять лет до выхода на пенсию. Чтобы этого избежать, в 2019 году Белый дом выделит на их переобучение, как ранее заявлял глава Минтруда Максим Топилин, почти 5 млрд руб., те же суммы зарезервированы на 2020 и 2021 годы. Охват программы должен составить не менее 450 тыс. человек за шесть лет, а ее ключевым показателем станет доля сохранивших занятость (не менее 85%). Направления переобучения определят на уровне регионов — для этого региональные власти должны сформировать списки наиболее востребованных локально профессий, после чего определить региональные банки соответствующих образовательных программ. Еще одним постановлением правительство обновило правила финансирования системы долговременного ухода за пожилыми россиянами, которую также предусматривает нацпроект «Демография». В 2019 году эта система должна охватить не менее 8% пожилых граждан и инвалидов (в 2020 году — 12%).

Как регионы вгляделись в нацпроекты

Обновить предлагается и госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» — Минэкономики уже обнародовало проект изменений. В госпрограмму погружаются мероприятия сразу четырех нацпроектов: «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», «Демография» и «Производительность труда» — например, упрощение доступа к льготному финансированию малого и среднего бизнеса и «цифровая» подготовка чиновников. В первую очередь министерство подгоняет под нацпроекты сроки реализации госпрограммы — ее предлагается продлить на четыре года, до 2024-го. Пересматриваются и цели — так, прирост производительности труда в 2024 году должен составить 27% (по отношению к 2017 году; в действующей версии — 15% в 2020 году). Впрочем, часть целевых показателей предлагается оставить неизменными, несмотря на удлинение программы, например, повышение уровня удовлетворенности качеством госуслуг до 90%.

Финансирование обновленной госпрограммы должно вырасти с 871,4 млрд руб. до 1,6 трлн руб. В значительной степени удорожание связано с продлением программы, но дополнительные средства выделяются и на ее реализацию в ближайшие годы. Так, в 2019 году ее финансирование составит 144,8 млрд руб., а в 2020 году — 147,2 млрд руб., против 83,9 млрд руб. и 100 млрд руб. соответственно. Рост расходов уже предусмотрен федеральным бюджетом: часть этих средств заложена для реализации нацпроектов и теперь детализирована в тексте госпрограммы.

Анастасия Мануйлова, Евгения Крючкова

Как Минтруд представил новые версии нацпроектов по демографии и росту доходов населения

В декабре Минтруд направил в правительство проекты планов достижения национальных целей в сфере демографии и повышения благосостояния населения. Вторая версия документов, описывающих новую социальную политику до 2024 года, которая увеличит среднюю продолжительность жизни до 78 лет и сократит число бедных с 13 млн до 6,6 млн, принципиальных новшеств не содержит.

Правительство рассмотрело реализацию программы инновационного развития страны на 2016—2020 годы

Новации двигают экономику

За инновациями — будущее, в этом уже давно никто не сомневается. В прошлом году наша страна увеличила экспорт высокотехнологичной продукции на 20 процентов, до 14 миллиардов долларов. И прошлый год стал первым, когда удалось выполнить все заявленные показатели Госпрограммы инновационного развития страны на 2016—2020 годы. Основные этапы ее реализации, а также проблемы, мешающие выйти на траекторию инновационного развития, Правительство обсудило на заседании Президиума.

Во время заседания.
Фото БЕЛТА

В рамках госпрограммы в прошлом году создано и модернизировано почти 3000 рабочих мест, обеспечен рост всех показателей инновационного развития страны. Премьер-министр Сергей Румас перечисляет: реализуется 94 проекта, на проектную мощность вышли 10 производств из 20 созданных, функционируют 7 субъектов инновационной инфраструктуры. Правда, ряд заказчиков программы систематически не выполняют отдельные показатели. Среди «штрафников» — Министерство строительства и архитектуры, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Минтранс, Академия наук, концерн «Беллегпром» и Миноблисполком. Не введены в установленные сроки объекты по 14 проектам. Кроме того, не вышли на проектную мощность 10 производств.

По словам Сергея Румаса, в прошлом году освоены почти 94 процента средств республиканского централизованного инновационного фонда, местных инновационных фондов — 74 процента. При этом отдельные получатели не осваивают финансы в срок, в результате чего Правительство в конце года вынуждено их перераспределять в авральном режиме.

— Считаю, что те предприятия, которые взяли на себя обязательства по реализации проекта с привлечением средств инновационных фондов и не выполнили их по зависящим от них обстоятельствам, должны завершать реализацию проектов не за счет средств бюджета, — обратил внимание Премьер-министр.

Кстати, во многих регионах пока не выстроена работа по поиску и отбору для финансирования проектов, направленных на формирование высокотехнологичных секторов экономики. В частности, Минский горисполком в 2018 году выделил средства на реализацию 11 проектов пятого и шестого технологических укладов, Минский облисполком — 3 проектов, Брестский и Витебский — по 1, а вот Гомельский, Гродненский и Могилевский облисполкомы не финансировали такие проекты вообще. Вместо этого значительная часть ресурсов зачастую направляется на модернизацию проблемных предприятий традиционных отраслей. Да, их нужно модернизировать, признается Сергей Румас, но не в ущерб развитию инновационных секторов экономики. В приоритете сегодня должны быть эффективные проекты.

Для того чтобы повысить финансовую дисциплину и ответственность за своевременную реализацию проектов, основной объем государственной финансовой поддержки за счет инновационных средств должен оказываться на льготной, но вместе с тем возвратной основе, считают в Правительстве. Соответствующий механизм уже создан — это Белорусский инновационный фонд.

Читайте так же:  Как узнать свой авиабилет по фамилии

В свою очередь председатель Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Александр Шумилин в общении с журналистами был довольно оптимистичен:

— В прошлом году мы ввели 20 новых заводов, 10 из них вышли на проектную мощность. При этом дополнительно 20 проектов включили в программу, в результате производство инновационной продукции увеличилось вдвое: в 2018 году выпустили ее на 1,1 млрд рублей.

Среди наиболее ярких примеров инновационных производств — кластер сложной медицинской техники и систем контроля на предприятии ADANI, производство новой линейки микросхем на «Интеграле», выпуск стекол в индустриальном парке «Великий камень», производство аминокислот для сельского хозяйства и многие другие. В перспективе акценты будут сделаны на выпуске электротранспорта, робототехнике, приборостроении, биотехнологиях, ИКТ-технологиях. Всего в 2019 году планируется запустить более 20 инновационных производств.

Поддержка моногородов войдет в госпрограмму инновационной экономики

По словам главы Фонда развития моногородов Ирины Макиевой, задачи и меры поддержки моногородов не изменятся

МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Программа развития моногородов войдет в государственную программу по инновационной экономике, разрабатываемую Минэкономразвития РФ. Об этом сообщила в пятницу ТАСС генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева.

В июле Макиева сообщала о том, что будет создана госпрограмма развития моногородов, которую предполагалось запустить с 1 января 2020 года. Предполагаемый объем финансирования должен был составлять 10-11 млрд рублей. В среду, 20 ноября, на встрече с Макиевой вице-премьер Виталий Мутко поручил до конца года внести в правительство новую программу развития моногородов.

«Моногорода не останутся без поддержки. Приоритет их развития будет отражен в большой государственной программе по инновационной экономике, которую разрабатывает Минэкономразвития. Моногорода станут частью этой программы», — сказала Макиева.

По ее словам, задачи и меры поддержки, которые предусматривались при разработке паспорта госпрограммы, не изменятся.

Ранее глава фонда сообщала также, что госпрограмма должна состоять из трех блоков, которые нацелены на нормативное регулирование, новые финансовые меры поддержки и интеграцию с нацпроектами.

Программа инновационного развития компании с государственным участием: сущность, механизм разработки и реализации

В целях перехода России к инновационному социально-ориентированному развитию сегодня видеться необходимость дополнительной концентрации государственного участия, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности, национальной безопасности, производством высокотехнологичных услуг и наукоемких товаров, энергетики и развитием инфраструктуры. Данный подход должен устранить существующие в российской экономике вос.производственные дис.пропорции и дис.балансы, расширить возможности для качественного обновления факторов общественного производства, и тем самым обеспечить экономический рост и повысить эффективность работы отраслей народного хозяйства. Но нельзя забывать, что такое вмешательство должно быть дозированным, чтобы не деформировать конкурентную среду.

Основой для повышения производительности и увеличения объемов выпуска высококачественной продукции у компаний, и, соответственно, повышения их конкурентоспособности, является использование технологических, процессных, управленческих и иных инноваций. В связи с этим известный российский экономист В. Черковец отмечал, что инновационная cоcтaвляющaя обновляемого капитала может сыграть роль своего рода «мультипликатора»: более эффективный капитал и труд способны (теоретически) превратить простое воспроизводство в интенсивное расширенное с адекватным экономическим ростом. Следует отметить и то факт, что в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года также подчеркивается, что инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения их эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также — в тех.нологической мод.ернизации важных секторов национального хозяйства, определяющих место и роль России в мировой экономике.

Несмотря на то, что рыночная экономика функционирует и развивается на основе частно.хозяйственных отношений, процессы, формирующиеся на макро.уровнe, объективно влияют на деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе через регулирующую функцию органов государственной власти. Формирование инновационной модели расширенного воспроизводства компаний возможно лишь в условиях, постоянно стимулирующих его инновацион.ную воспроизводствен.ную деятельность. Немаловажная роль в данном процессе отводится государству. В целом, государство должно перейти к активному управлению инновационными процессами в стране, особенно в части стимулирования инновационной активности в российских компаниях, в том числе, государственных компаниях и компаниях с государственным участием. Необходимо выстроить в компаниях эффективную технологическую цепочку от разработки инновационных проектов (приобретения инновационных ресурсов) к выпуску инновационных продуктов, а, также, внедрению в компаниях новых технологий и техники производства и управления.

В настоящее время для обеспечения перехода страны к инновационному развитию, государственными органами власти предпринимаются шаги по разработке и реализации мер направленные на: создание условий для роста эффективности и повышения прозрачности управления государственным имуществом, включая обеспечение модернизации и технологического развития, реализацию хозяйствующими субъектами программ инновационного и технологического развития; создание условий для обеспечения сохранности и целевого использования государственного имущества, обеспечение внедрения мер действенного контроля за эффективным управлением имуществом, в том числе с использованием современных информационных систем; создание условий для привлечения инвестиций, а также развития между государственными и частными компаниями партнерства, направленного на развитие и стимулирование инновационных инициатив.

Кроме того, согласно принятому на высшем уровне страны решению, в компаниях с государственным участием организована работа по разработке программ инновационного развития. Согласно решению правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. был установлен перечень федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, разрабатывающих программы инновационного развития (около пятидесяти компаний). Причем, компании были разделены на две группы: в первую группу вошли компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, а во вторую группу вошли компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти (в зависимости от подчиненности).

Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям было определенно, что программы инновационного развития федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием формируются на среднесрочный период (пять — семь лет) с учетом приоритетов государственной инновационной и научно-технической политики и должны содержать комплекс мероприятий, направленных на создание и внедрение новых технологий, инновационных услуг и продуктов, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие важнейших отраслей промышленности Российской Федерации. Кроме того, программы инновационного развития должны быть встроены в уже имеющуюся у компаний бизнес-стратегии развития. Она должна содействовать технологическому развитию и модернизации компаний на основе значительного улучшения ключевых индикаторов эффективности производственных процессов.

В результате реализации инновационных программ в компаниях должно осуществляться снижение себестоимости (не менее чем на 10%) выпускаемой продукции, причем, без снижения основных пользовательских характеристик и без ухудшения экологичности. В процессе производства должны постепенно осуществляться экономия энергетических ресурсов (не менее 5% ежегодно) и повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) для того, чтобы обеспечить среднеотраслевые значения, характерные для аналогичных зарубежных компаний. Данные программы должны обеспечить значительное улучшение потребительских свойств производимой продукции, в том чисел повышение энерго.эффективности и увеличение гарантийного срока эксплуатации, рост экологичности процесса производства. Кроме того, с учетом производственной специализации компаний программы инновационного развития должны содействовать реализации приоритетных направлений, которые были определены Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Читайте так же:  Декретница увольняется по соглашению сторон

Разработка программ инновационного развитий компаний осуществляется по определенному алгоритму. Для начала следует провести объективную оценку существующего у компании уровня технологического развития, причем в сравнении с конкурентами как в России и так за рубежом. Данное обстоятельство определяет необходимость осуществления комплексного и независимого анализа (технологического аудита), включая оценку относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, технологий и техники):

  • — применяемое в компании оборудование, техника и технологий (предполагаемых к применению, проектируемых);
  • — существующих и планируемых к созданию, выпуску, реализации продуктов и услуг, а также используемых и находящихся на этапе разработки объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности);
  • — производствен.но-технологических и организацион.но-управленческих процессов, связанных с созданием, проектированием и производством выпускаемой товаров и услуг.

Далее, (с использованием полученной в ходе технологического аудита объективной информации о технологическом уровне развития компании, о позиции компании на отечественном и мировом рынке) должно осуществляться формирование корпоративного видения в части создания новых (для внутреннего рынка, для глобального рынка), наукоемких, конкурентоспособных продуктов, услуг, технологий на период до десяти лет.

После того, как компания определилась с желаемой будущей технологической и конкурентной позиции, она должна приступить к осуществлению разработки и реализации мер по внедрению инновационных услуг и продуктов, новых технологий, а также совершенствованию в компании механизмов управления инновационными процессами. Комплекс мероприятий по разработке и внедрению инновационных услуг и продуктов, новых технологий должен включать, в частности, следующие разделы:

  • — определение состава и целевых индикаторов ключевых показателей инновационного развития компании;
  • — планирование опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ;
  • — разработка, апробирование и запуск в массовое производство с выводом на рынок инновационной продукции и услуг;
  • — освоение передовых управленческих и производственных технологий, создание и развитие системы управления качеством;
  • — совершенствование системы информационной поддержки управления бизнес-процессами, технологическими процессами;
  • — рост производительности труда и качества продукции, а также энергоэффективности производства за счет активного развития инновационной деятельности в компании;
  • — повышение квалификации сотрудников компании, которые отвечают за технологическое развитие.

При наличии у компании программ инновационного развития, в ходе формирования которых уже были выполнены вышеперечисленые этапы (например, выполнен технологический аудит), не требуется повторного осуществления выполненных этапов, при этом ранее подготовленные компаниями программы (стратегии) инновационного развития подлежат уточнению.

Разработка программ инновационного развития компаниями должна осуществляться с учетом динамики мирового социально-экономического и научно-технического развития. С этой целью должно быть обеспечено участие компании в работе по подготовке, проведению и использованию результатов долгосрочных научно.-технологических прогнозов, организуемых федеральными органами исполнительной власти и государственными академиями наук, разработки технологических дорожных карт для планирования и организации разработки новых продуктов (технологий). Кроме того, должно быть обеспечено участие компании в создании и деятельности технологических платформ, включая определения перечня технологических платформ, в которых компания с государственным участием принимает участие.

В программе инновационного развития должны быть отражены наиболее значимые показатели компании. Целесообразно ориентироваться на используемые в мировой практике показатели, характеризующие инновационную направленность корпоративных программ развития: показатели результативности и финансирования НИОКР (объем финансирования НИОКР, количество патентов и иных нематериальных активов и пр.); показатели технологического лидерства (качество инновационного портфеля, т.е. наличие в нем прорывных технологий и инноваций, которые не имеют аналогов); показатели эффективности инновационной деятельности (процент от реализации новых продуктов (не старше 3-х лет) в общем объеме продаж); показатели результативности системы управления в компании инновациями (количество проектов, которые завершилась созданием и выводом на рынок инновационных товаров и услуг; продолжительность цикла инновационного процесса); показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций.

Особое значение при разработке программ инновационного развития, как следует из рекомендаций правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям следует уделить формированию корпоративных структур и механизмов, способствующих как созданию, так и внедрению инноваций. В связи с этим необходимо обеспечить формирование целостной системы управления инновационной деятельностью компании, включая, в том числе:

В программах инновационного развития должны быть предусмотрены меры позволяющие обеспечить эффективное взаимодействие компании с субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства, включая формирование механизмов анализа технологическ.их предложений инновационного бизнеса, механизмов стимулирован.ия размещения заказов компаний с государственным участием у субъектов малого и среднего инновационного бизнеса.

В целом, механизм реализации программы инновационного развития должен содержать перечень ключевых действий компании, направленных на внедрение отобранных инноваций, достижение поставленных целей и на постановку инновационного процесса в компании. Кроме того, в компании должны быть назначены ответственные за конкретные мероприятия. Необходимое условие успеха программы инновационного развития заключается в том, что за каждое мероприятие, прописанное в программе, должен персонально отвечать тот или иной менеджер. Наконец, необходимо иметь обоснованную и утвержденную финансовую стратегию. Даже самая лучшая программа инновационного развития не будет реализована, если источники финансирования инновационного развития внезапно иссякнут.

Таким образом, вмененная государством обязанность определенному перечню значимых для страны акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий разработать программы инновационного развития должна послужить толчком для активизации у них инновационных процессов, и как следствие, стать основой для перехода России к инновационному социально-ориентированному развитию и обеспечения безопасности и лидирующих позиций страны по ряду высокотехнологичных товаров и услуг в мировом хозяйственном комплексе.

Источники


  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
Госпрограммы новации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here