Варианты проектов развития села при бюджетном

Особенности решения вопросов по теме: "Варианты проектов развития села при бюджетном". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

На что нацелена «Комплексная программа развития сельских территорий»

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков — о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.

Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

— Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?

— В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз — всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.

Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств — и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.

— Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?

— Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.

Мост через болото

— В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?

— На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» — это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.

— Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?

— Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.

Чтобы был эффект

— Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.

— Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности — не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.

— Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.

[1]

— Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.

— Это распространяется на всех или только на жителей села?

— Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.

— А кто будет контролировать наличие этого эффекта?

— Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.

Читайте так же:  Для чего к обыску привлекается омон

— Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?

— Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов — понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% — очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.

— А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?

— МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.

— О каких проблемах конкретно вы говорите?

— Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности — море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов — извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.

Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.

Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.

Если хотят перемен

— Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?

— Какие ваши ближайшие шаги как депутата?

— В том числе – через нацпроекты?

— Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.

Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры — городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.

Борис Подгайный, Евгени Полухина («Воронежский Курьер»)

Правительство России

Утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий»

Постановление от 31 мая 2019 года №696. Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Постановление от 31 мая 2019 года №696

Подписанным постановлением утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – госпрограмма). Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы.

Комментарий

Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей.

В проектную часть госпрограммы включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях», «Благоустройство сельских территорий».

К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий», «Современный облик сельских территорий».

В госпрограмму включена информация по опережающему развитию приоритетных территорий – субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, Республики Крым, Севастополя, Калининградской области, субъектов Федерации, отдельные территории которых входят в состав Арктической зоны России.

Общий объём финансирования госпрограммы в 2020–2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Госпрограмма комплексного развития сельских территорий: анализ проекта

Минсельхоз РФ подготовил проект Государственной программы комплексного развития сельских территорий (ГП КРСТ) на 2020-2025 гг. Принципиальное отличие новой программы от действующей ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (УРСТ) состоит в резком росте запрашиваемого бюджетного финансирования и кардинальном изменении способов его распределения.

Читайте так же:  Добавили ли выплату донорам

Расходы на действующую программу в течение последних 6 лет составили 191,4 млрд руб., в новой же программе предлагается потратить в предстоящие 6 лет 1376 млрд. руб. (в 7,2 раза больше). В наибольшей степени планируется увеличить расходы из федерального бюджета: с 79 до 1057 млрд руб. (в 13,4 раза). Затраты консолидированных бюджетов субъектов РФ предполагается увеличить в 1,4 раза, из внебюджетных источников – в 5,2 раза. В 2017 г. расходы федерального и региональных бюджетов были примерно равны, однако теперь из федерального бюджета предлагается выделять на сельское развитие в 10 раз больше средств, чем из региональных (табл. 1).

Финансирование действующей ФЦП УРСТ и новой программы КРСТ (млрд руб.)

В проекте указаны три основных цели Госпрограммы:

— повышение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств с 68% в 2018 г. до 75% к 2025 г.;

— повышение доли жилых помещений, оборудованных всеми видами благоустройства;

— сохранение не менее 2900 сельских поселений с численностью до 500 человек.

Для достижения указанных целей проектом предусмотрено осуществление трех подпрограмм (они же именуются ведомственными целевыми программами):

— аналитическое, нормативное и методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий. Подпрограммой предусмотрено выполнение всех индикаторов Госпрограммы на 100%, активизация участия граждан, организаций и муниципальных образований в реализации инициативных проектов комплексного развития территорий в 14,5 тыс. сельских населенных пунктов;

— комплексное развитие сельских территорий. Намечен ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности (5561,9 тыс. кв. м за 6 лет) и достижение приведенной выше цели 2;

— современный облик сельских территорий. Подпрограмма обеспечивает достижение приведенных выше целей 1 и 3.

В дополнение к целям, подпрограммам и мероприятиям в проекте приведено 20 целевых показателей. Некоторые из них соответствуют целям программы, подпрограмм и намеченных мероприятий. Вместе с тем часть целевых показателей никак не увязана с ними, некоторые индикаторы указаны лишь за отдельные годы.

В проекте отсутствует единая таблица с перечнем мероприятий и их ресурсным обеспечением. В табл. 2 обозначены все мероприятия и планируемые на их осуществление финансовые ресурсы.

Финансирование мероприятий проекта Госпрограммы КРСТ, млн руб.

Программой предусмотрена реализация трех групп мероприятий. Но, несомненно, главным является осуществление инициативных проектов сельских муниципалитетов, отдельных жителей и их групп, бизнеса. На эту меру предполагается израсходовать почти 1,2 трлн руб., т.е. 85% всех средств Программы. Отметим, что в программе развития сельских территорий стран ЕС на аналогичное мероприятие (программа «LIEDER») расходуется 6–7% средств. Судя по приведенным данным, в среднем на один сельский населенный пункт, осуществляющий инициативный проект, будет выделяться около 60 млн руб. Это достаточно большая сумма даже для крупных сел. При этом основные направления расходования средств не обозначены. Критерии поддержки не указаны. Для сравнения: в программу сельского развития США включено 7 направлений политики, 60 мероприятий с указанием объемов финансирования и правил выбора участников для каждого из них.

Видео (кликните для воспроизведения).

Признание инициативных проектов главным мероприятием ГП КРСТ нацелено на стимулирование активности селян. Распределение средств планируется на конкурсной основе. Отбор победителей будет осуществляться комиссией Минсельхоза РФ. Такой механизм несет в себе риски коррупции и несправедливого распределения. Чиновники едва ли смогут обработать и адекватно оценить множество инициатив граждан и организаций.

Кроме того, проектом предусмотрено, при прочих равных условиях, отдавать предпочтение населенным пунктам, где есть рабочие места и выше удельный вес софинансирования за счет внебюджетных источников. Это означает, что поселения с высоким уровнем безработицы, низкими доходами населения, низкой бюджетообеспеченностью будут проигрывать конкурсы а, значит, ускорится их деградация. Такой подход чреват рецидивом советской эпопеи ликвидации неперспективных деревень.

Конкурсная система предполагает поддержку сильных и инициативных, притом что они нуждаются в другом – избавлении от законодательных и административных ограничений. В государственных же средствах нуждаются слабые. Новая политика может оказаться ориентированной на инициативы крупного бизнеса. А он предсказуемым образом будет выступать с предложениями по строительству агрогородков и их обустройству за счет Госпрограммы. Не для этих ли целей предназначены предусмотренные проектом 39 площадок для комплексной застройки?

Для того, чтобы поддержать население всех сел и деревень, целесообразно рассмотреть социально справедливый вариант распределения средств. Например, средства на инициативные проекты могут быть разделены между всеми сельскими поселениями пропорционально числу жителей. Субсидия в расчете на одного человека составит примерно 30 тыс. руб. Каждому селу и муниципалитету следует предоставить право выбора инициативных проектов исходя из местных нужд, но их стоимость не должна превышать выделенный лимит на данное поселение. Если в сельском поселении 1000 человек, то оно получит право на составление инициативных проектов на 30 млн руб. По каждому инициативному проекту поселение должно составить бизнес-план с последующим его рассмотрением на уровне района. В Москву отправлять эти проекты на утверждение нет никакого смысла, из столицы маленькие деревеньки не видны. Такой алгоритм справедливее, чем конкурсное распределение средств, он будет способствовать росту активности сельского населения, особенно в небольших поселениях, а коррупция окажется сведенной до минимума.

Другой вариант политики может быть разработан на основе формулировки конкретных задач, решение которых государство обязуется полностью или частично финансировать во всех сельских населенных пунктах, где проживает определенное количество жителей (допустим, не менее 20–50 человек). В современных обстоятельствах такими задачами могут быть: доступ к интернету, освещение сельских улиц, твердое покрытие улиц, субсидирование замены не удерживающих тепло окон и дверей на современные пакетные, замены печного отопления на паровое, установка сетевого или автономного электро-, водо- и газоснабжения, бойлеров для обогрева воды, установка септика и замена холодного уличного туалета на теплый.

Следует отметить, что объекты социальной сферы аграрных территорий, равно как и развитие сельской экономики, находятся в зоне ответственности муниципалитетов. Но ни полномочий, ни финансовых средств на решение указанных задач у них нет. В новой Госпрограмме они даже не упоминаются как основные исполнители, решение всех задач возложено на федеральные и региональные органы управления.

В нынешних условиях образование, здравоохранение, культура, автодороги, газификация и т.д. могут и должны финансироваться через национальные проекты. Специальная программа развития сельских территорий необходима для придания импульса развитию сельской экономики, обеспечения занятости и повышения доходов сельских жителей. Если у населения будут высокие доходы, у муниципалитетов – налоговые поступления, село получит возможность саморазвития, не уповая лишь на дотации свыше.

Автор – главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС

Лучшие проекты сельских активистов для развития своих территорий

10 пилотных команд сельских активистов представили проекты по развитию своих населенных пунктов на площадке ОНФ

Читайте так же:  Должность сотрудника при подписании по доверенности

На площадке Общероссийского народного фронта 10 команд развития сельских населенных пунктов со всей страны представили свои проекты, задача которых – вдохнуть новую жизнь в их родные села, запустить производство местных брендов, организовать туристические направления, организовать площадки по обучению населению правилам ведения малому бизнеса. Перспективы проектов и сложности, с которыми могут столкнуться сельские активисты при их реализации, обсудили в ходе круглого стола представители Минсельхоза России, Госдумы, ученые, эксперты ОНФ и Российского союза сельской молодежи.

В рамках нового проекта ОНФ «Село. Территория развития» эксперты отобрали 10 пилотных сел, чтобы научить определять «точки роста» экономики поселения и вовлекать местных жителей в развитие сельских территорий через реализацию их собственных инициатив. А уже на основе этого опыта проводить обучение команд развития сел по всей стране.

В команды вошли сельские активисты, представители местных органов власти и бизнеса, общественных организаций, образовательных и культурных учреждений.

[2]

Презентации пилотных проектов предшествовала учеба. 9 и 10 июля команды развития сельских населенных пунктов осваивали, как проводить мониторинг экономического и социального потенциала своих сел, а также – как оценивать влияние нацпроектов и госпрограмм на качество жизни на селе, учились находить партнеров и гранты для реализации своих идей. В этом командам помогала сертифицированный тренер образовательных программ Совета Европы Наталья Никитина. Для каждого пилотного населенного пункта была разработана индивидуальная комплексная программа, которая учитывает особенности каждого региона.

Интересные кейсы по птицеводству, производству морсов и оздоровительным процедурам с лечебной грязью

Так, команда села Зудилово Первомайского района Алтайского края представила проект создания производства бутилированной воды из артезианской скважины под собственным брендом. В инициативную группу села входят два предпринимателя, которые занимаются разработкой проекта. «Уже приобретена скважина, зарегистрирован товарный знак и спроектирована товарная линейка воды и морсов, которые будут производить из выращенных у нас ягод. Мы планируем, что производство будет давать в бюджет села до 28 млн рублей в год», – сообщила лидер команды, глава администрации Зудиловского сельсовета Мира Смолякова.

Активисты деревни Мунайка Менделеевского района Республики Татарстан планируют организовать кооператив по разведению птиц, по максимуму вовлечь в эту работу местных жителей и даже создать образовательную площадку по обучению малому бизнесу. Лидер команды Артем Мессеев рассказал, что сейчас тестирует технологию «на себе»: в подсобном хозяйстве он разводит кур-блойлеров и за полтора месяца из яиц вырастает полноценная птица весом более 5 кг. К проекту уже присоединились 10 семей. Им предоставят инкубаторы и будут помогать осваивать ремесло птицеводства.

Жители нижегородского села Дивеево Дивеевского района представили проект строительства комплекса «Дивный». По плану он будет состоять из спортивного и аквацентра, где будут использовать в том числе местные лечебные глины. Также команда развития планирует создать торговую территорию «Дивеевские ряды» и помогать в развитии близлежащим деревням. А представители Уляшкинского сельского поселения Каменского района Ростовской области рассказали о проекте развития экотуризма.

Участники круглого стола подчеркнули, что каждый нацпроект так или иначе затрагивает сельские территории. И нужно грамотно воспользоваться теми возможностями, которые они дают.

Механизм взаимодействия сельских активистов и структур в рамках программы «Современный облик сельских территорий»

Советник замминистра сельского хозяйства РФ Елена Петрикова обратила внимание на ведомственную программу «Современный облик сельских территорий», финансирование которой до 2025 года составит 690 млрд руб.

«Инициаторами проекта могут быть местное население, региональные или местные органы власти, представители бизнес-сообщества. Он предполагает освоение денежных средств за счет федерального, регионального и внебюджетных источников. Проект проводится в три этапа: подготовка заявки, предоставление ее в Минсельхоз, отбор. За 30 дней до начала отбора мы вывешиваем извещение на сайте Минсельхоза. А потом в течение следующих 30 дней рабочая группа принимает решение, какие заявки соответствуют требованиям, а какие нет. И утверждает проекты, которые будут включены в список на получение софинансирования из федерального бюджета», — пояснила Елена Петрикова.

По ее словам, ближайший отбор проектов запланирован на осень. Проекты-победители будут включены в план финансирования на 2020 г. Те, кто принесет заявку раньше остальных, будет иметь больше шансов попасть в этот список. Сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Цунаева отметила, что у небольших населенных пунктов, к сожалению, минимальные возможности принять участие в подобных конкурсах, поскольку для этого требуется подать проектно-сметную документацию с пройденной госэкспертизой. А это, в первую очередь, – деньги, которых у населенного пункта с 500 жителей нет.

«Поэтому мы будем предлагать как-то корректировать эту возможность: либо подключать субъекты, чтобы они проводили, контролировали, сопровождали эти проекты, либо взять за опыт Всероссийского конкурса исторических поселений и малых городов, где сначала участвует концепт проекта, и только после победы делается проектно-сметная документация», — сообщила Елена Цунаева.

«Мы очень хотим, чтобы сельское население приняло активное участие и в новой госпрограмме, в которой могут участвовать малые города до 30 тыс. жителей. Очень важно, чтобы в разработке всех стандартов развития территорий участвовали сами жители. Поэтому нам важно плотно взаимодействовать с Минсельхозом. Вы разрабатываете свои подходы, мы – свои, но действуем сообща», — предложила координатор проекта ОНФ «Село. Территория развития», председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.

Она добавила, что в рамках проекта «Село. Территория развития» также предусмотрено много мониторингов того, как на селе реализуются нацпроекты.

«Почти во всех нацпроектах есть акцент на сельских территориях: ФАПы, школы, передвижные культурные центры, медицинские комплексы, проведение интернета и другое. Наш следующий мониторинг – комплексного влияния нацпроектов и госпрограмм на качество жизни и потенциала развития сельских населенных пунктов. От каждого региона мы выберем конкретное село и подготовим обращение к главам регионов, чтобы они включили наши пилотные села в имеющиеся программы. Мы выясним, какая у жителей этих сел есть потребность, и поймем, насколько каждая территория может претендовать на ту или иную господдержку», – сообщила Юлия Оглоблина.

Член регионального штаба ОНФ в Республике Башкортостан, депутат Госдумы Ильдар Бикбаев согласился с тем, что Народный фронт должен выяснить, насколько эффективно используются средства нацпроектов на местах. «Это те вопросы, ответы на которые как раз и ждут от нас люди. Важно, чтобы выделенные федеральные средства доходили до конкретного жителя, чтобы он реально ощутил изменения жизни на селе», – сказал Бикбаев.

Напомним, что по поручению президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина разработана Госпрограмма комплексного развития сельских территорий, которая заработает с 1 января 2020 г. Главная задача ОНФ – контроль за исполнением «майского указа» главы государства и мониторинг реализации национальных проектов, в каждом из которых в той или иной степени предусмотрено развитие сел.

Читайте так же:  Индексация социальной пенсии

Деревня в новом формате

Замглавы кабмина привел неутешительную статистику, согласно которой за последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн человек. По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов, из которых почти в 20 тысячах отсутствует постоянное население.

Безработица на селе составляет 8 процентов, что вдвое выше, чем в городе, 20 процентов населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (в городе — 11,2 процента), заработные платы почти вдвое ниже средних показателей по экономике страны. Сельские территории слабо обеспечены основными социальными благами, там недостаточно развита инфраструктура, низкое качество жилья, не хватает школ и медицинских учреждений. «В числе последствий этих проблем возникло новое, весьма необычное и не свойственное для нашей страны явление: по рождаемости село впервые уступило городу, — рассказал Алексей Гордеев. — Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует принятия кардинальных мер, чтобы это явление не стало тенденцией».

Решить эту и другие проблемы российского села призвана новая государственная программа комплексного развития. Осенью прошлого года президент России Владимир Путин по итогам совещания в Ставропольском крае дал поручение правительству разработать и утвердить такой документ. Срок исполнения — 1 июня этого года. «Сроки достаточно сжатые, тем не менее необходимо, чтобы программа комплексного развития сельских территорий в соответствии с поручением президента заработала уже с 1 января 2020 года», — заявил Гордеев. Над проектом работает межведомственная рабочая группа, она уже определила цели программы, в их числе — повышение качества жизни на селе, улучшение демографической и экологической ситуации, диверсификация сельской экономики и стимулирование развития малого бизнеса.

На реализацию этих задач планируется ежегодно направлять по 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов — средства федерального бюджета. «Эту цифру еще предстоит защищать в экономическом блоке правительства», — отметил вице-премьер. Реализация программы позволит «кардинально изменить ситуацию в сельской местности и в течение десяти лет достичь заявленных целей», добавил он.

Совет Федерации намерен оказать правительству активное содействие в разработке госпрограммы, заверила спикер Валентина Матвиенко. «Мы все гордимся сельскохозяйственной отраслью, которая в последние годы демонстрирует устойчивые темпы роста, к 2021 году мы должны полностью обеспечить себя основными видами сельхозпродукции, — сказала она. — Для реализации этой программы нужны условия для тружеников села, чтобы они не были дискредитированы».

Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поручено собрать и обобщить предложения сенаторов для передачи в минсельхоз. «Эта программа имеет стратегическое значение для всех субъектов РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», — сказала она.

Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Гордеев затронул еще одну острую тему — качество питания в школах, детских садах и больницах. «Это должна быть и обязанность поставщика и, соответственно, право заказчика проводить такие проверки с помощью испытаний в сертифицированных лабораториях», — заявил Гордеев.

Жилищный Консультант

Ваш надежный помощник в жилищных вопросах

Льготы и субсидии

Социальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий»

Содержание статьи:

Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности на селе.

Сложная ситуация в сельской местности фактически исключает возможность участия частных инвесторов в развитии территорий, а также застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении нового строения использовать устаревшие конструкционные материалы.

Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов. Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах. Подобная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в обновление коммунального хозяйства, строительство дорог и учреждений социальной направленности.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 — Вся Россия

+7 (499) 553-09-05 — Москва

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните и решите вашу проблему прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Министерство сельского хозяйства разработало программу, направленную на устойчивое развитие сельских территорий. Действие комплекса мер устанавливается постановлением 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Согласно положениям программы, среднесрочный эффект улучшения ситуации на селе должен проявиться к 2017 году, а долгосрочный – до 2020 года.

Основные положения программы

Законодатель постулирует следующие цели, реализация которых должна быть осуществлена в указанный срок:

  • Создание достойных условий проживания граждан на территории сельских поселений.
  • Организация поддержки инвестиционной деятельности путем развития недостающей инфраструктуры, дорожной сети и снабжения.
  • Развитие занятости на селе, в том числе через организацию высокотехнологичных мест для работы.
  • Вовлечение лиц, проживающих в сельской местности, в проведение социально-экономических и общественно-значимых мероприятий.
  • Популяризация образа жизни в селах, путем формирования федеральных рекламных кампаний.

Для достижения перечисленных целей, будут осуществлены следующие задачи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

  • Предоставление помощи в получении современного жилища в первую очередь молодым семьям и специалистам, переезжающим в сельскую местность.
  • Строительство инфраструктуры в первую очередь асфальтированных дорог, направленных к основным объектам жизнедеятельности и коммерческим предприятиям аграрной промышленности.
  • Концентрация государственных финансовых ресурсов в пользу сельской местности.
  • Формирование системы грантов, направленной на вознаграждение и поощрение специалистов в технологических отраслях агрокомплекса.
  • Проведение мероприятий по привлечению людей на село и популяризации образа жизни в деревне.

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает сложную систему софинансирования бюджетов разных уровней и привлечение внешних средств. В частности, большая часть денег будет перечислена из федерального бюджета – 252 миллиарда рублей, солидарные бюджеты передадут 139 миллиардов, а прочие внебюджетные источники – 38 миллиардов.

Заказчиком и ответственным органом в рамках проводимых мероприятий выступает Министерство сельского хозяйства, контролирующее поддержку агропроизводителей в рамках других мер. Регламентом предусмотрено два этапа:

[3]

  • На начальном – 2014-2017 годы – будет произведена первичная подготовка инфраструктуры и выделение средств основным производителям.
  • На заключительном – 2018-2020 годы – средства будут направлены на привлечение специалистов, финансирование концепций и проектов в области глубокой переработки продукции.

Размеры социальных выплат по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»

Количество средств, которые жилищная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» выделяет гражданам, варьируется в зависимости от задачи, которую должна решать субсидия. При получении гранта на развитие сельской инфраструктуры и экологические проекты, государство руководствуется ограничением в 2 миллиона рублей. Кроме того, сумма не должна превышать 60% от общей стоимости проекта, указанной в бизнес-плане. Среди допустимых видов деятельности присутствуют:

  • Обустройство мест для отдыха населения, в том числе несовершеннолетних (детские и спортивные площадки).
  • Реставрация памятников культуры и поддержка природоохранной деятельности.
  • Сохранение этнокультурной самобытности, обычаев и традиций.
Читайте так же:  Бланк подтверждение рвп документы

Молодые специалисты и семьи, планирующие улучшить свои жилищные условия, могут претендовать на финансирование в размере до 70% от стоимости:

  1. Приобретения жилья на вторичном или первичном рынке.
  2. Проведения строительных мероприятий.
  3. Материалов, используемых в строительстве.
  4. Проведения ремонта имеющихся помещений.

Оставшиеся 30% могут быть погашены из уже имеющихся собственных средств или привлечены в виде ипотечного кредитования. Наибольшую роль в предоставлении займов играет «Россельхозбанк», аккредитованный Министерством сельского хозяйства на участие в реализации жилищной программы.

Если гражданин или организация планируют производить ремонт, а также строительство дорог, им может быть предоставлена государственная поддержка из средств программы на сумму не более 10 миллионов рублей за 1 километр дорожного полотна.

Кто может участвовать в программе?

Участие в мероприятиях производится на основе приоритета, указанного в пункте 37 Программы. Согласно перечню, к получению денежных средств допускаются:

  1. Молодые семьи, работающие или изъявляющие желание начать трудовую деятельность в сельской местности по ТК РФ. Важным условием является трудоустройство на социально значимую должность.
  2. Молодые специалисты. Таковыми считаются граждане, не достигшие возраста 35 лет и имеющие высшее образование в области сельского хозяйства и иных общественных отраслей.
  3. Учащиеся последних курсов специальностей, необходимых в сельской местности. Данные граждане также должны заключить договор с муниципалитетом о целевом направлении на трудоустройство.

Все перечисленные лица должны отвечать следующим критериям:

  • Работать или стремиться работать в аграрной промышленности в рамках муниципального района.
  • Постоянно зарегистрированы на территории района. Имеют собственное или арендованное жилье.
  • Непосредственно в сельской местности не имеют никакого жилья.
  • Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий или предоставлении помещения.

Как стать участником программы?

Порядок подачи документов и принятия лица в состав участников программы состоит из следующих этапов:

  • Собрать необходимые документы. Учащиеся обращаются в ректорат своего ВУЗа, а работающие – к руководителю предприятия или кадровую службу. Часть документов выдается в местной администрации.
  • Лицо обращается в Жилищный комитет района с заявлением и собранным пакетом бумаг.
  • Специалист проверяет предоставленные документы и выдает расписку в принятии оригиналов.
  • Рассмотрение заявления может длиться не более двух месяцев. В течение этого срока определяется размер выплаты.
  • Если в процессе работы возникли нарушения, гражданин обязан предоставить исправленную информацию в течение одного месяца.
  • По результатам проверки, выносится решение, зафиксированное в акте. Гражданин, улучшающий свои жилищные условия, получает сертификат на государственную субсидию, который может быть истрачен на строительство или покупку строения.
  • Денежные средства невозможно обналичивать (если это не грант), строительство оплачивается непосредственно подрядчику без участия заявителя.

Список необходимых документов

Для участия в программе необходимо предоставить следующие бумаги:

  1. Общегражданский паспорт заявителя.
  2. Документы, свидетельствующие о статусе и составе семьи (свидетельство о рождении, о браке).
  3. Диплом и иные документы об образовании. Учащиеся старших курсов предоставляют справку о курсе обучения.
  4. Документы о владении имуществом (при наличии): договор, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП.
  5. Трудовая книжка, в которой зафиксирован факт работы на предприятии агропромышленного комплекса.
  6. Копия трудового договора, заключенного между гражданином и предприятием.
  7. Свидетельство о регистрации ИП, если лицо является самозанятым в области сельского хозяйства.
  8. Выписка из банка об открытии счета.
  9. Акт Жилищной комиссии о признании гражданина нуждающимся в помещении.

Документы можно предоставлять в виде оригиналов или копий, заверенных нотариально.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я с мужем и детьми проживаю у родителей в деревне. Мы хотели бы построить свой дом и заняться сельским хозяйством. Могу ли я участвовать в программе, если фактически никуда не переезжаю? Влияет ли наличие в семье детей на предоставление субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»?

Ответ: Добрый день, Ирина. Госпрограмма устанавливает, что ограничений по текущему месту проживания нет: главное, что Вы живете на территории муниципального района, где находится село, то есть непосредственно в нем.

Также следует учитывать, что согласно пункту 37 подпункту «е» Программы, возможен приоритет, если присутствуют следующие факторы:

  • У вас уже есть трое и более детей.
  • Вы включены в очередь на улучшение жилищных условий.

Кроме того, влияние оказывает осуществление трудовой деятельности на территории села. Если Ваша семья планирует работать в формате ЛПХ, то приоритет не возникнет. Вам необходимо либо трудоустраиваться, либо оформлять индивидуальное предпринимательство.

Пример по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»

Семья переехала в деревню и решила купить дом. Оформление субсидии увенчалось успехом только с третьего раза, поскольку государственные органы, рассматривающие заявление, учитывали также:

  • Возраст жилья. Согласно Программе, приобретаемый дом не может быть старше 5 лет (с момента вступления в эксплуатацию).
  • Площадь помещения. К частным домам применяются санитарные правила, аналогичные обычным квартирам. Например, семья с ребенком не могла приобрести по государственной программе жилье, площадью менее 54 квадратных метров.

Поскольку граждане не нашли подходящего дома, было принято решение возводить свой, тем более что программа допускает аналогичный размер субсидии на строительство с нуля.

Заключение

Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» служит целям улучшения уровня жизни лиц, осуществляющих трудовую деятельность в деревнях. Государство, поддерживая граждан и предприятия, отталкивается от следующих принципов:

  • Необходимость переустройства и обновления сельской инфраструктуры.
  • Реализация социальных обязательств в первую очередь в пользу трудоспособного и активного населения.
  • Поддержка молодых семей и специалистов в приобретении собственного жилья.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи

Остались вопросы? Задайте их профессиональным юристам прямо сейчас!

Видео (кликните для воспроизведения).

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

Источники


  1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  2. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Варианты проектов развития села при бюджетном
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here