За что дают стимулирующие выплаты учителям

Особенности решения вопросов по теме: "За что дают стимулирующие выплаты учителям". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Стимулирующие выплаты для учителей в 2019-2020 году

Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2019-2020 году до среднего уровня по региону.

Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).

Скачать для просмотра и печати:

Законодательство о структуре дохода педагога

Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.

Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:

  • к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
  • профессиональному развитию;
  • улучшению качества обучения;
  • развитию творческого потенциала молодежи.

Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:

  • базовая ставка;
  • компенсации;
  • стимулирующие.

Скачать для просмотра и печати:

Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:

Составляющая зарплаты Факторы, влияющие на индивидуальные начисления
Базовая ставка Квалификация учителя;

количество занятых часов в неделю (норма 18)

Компенсации Сверхурочная деятельность;

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

применение компьютерной техники в образовательном процессе;

ответственность за кабинет;

участие в организации:

  • общественно полезного труда;
  • деятельности комиссий, кафедр, консилиумов
Стимулирующие Утверждаются локальным нормативным актом на основании рекомендаций Минобрнауки РФ

Важно: каждая позиция из перечня составляющих должна иметь документальное подтверждение.

Порядок формирования заработка бюджетников

Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:

Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.

Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:

  • правила начисления сумм установлены в законодательстве;
  • конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
  • по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
  • последним руководствуются:
    • бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ ;
    • местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.

Подсказка: норма о необходимости участия представителей трудовых коллективов и профсообществ в начислении зарплаты приведена в 135-м параграфе ТК. Скачать для просмотра и печати:

Порядок стимулирования бюджетников

Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК ) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.

В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

  • доплаты за:
    • непрерывный стаж и выслугу;
    • качество работы;
  • премирование:
    • по результатам трудовой деятельности;
    • за интенсивность и достижения.

Скачать для просмотра и печати:

О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).
  1. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
    • разработка критериев;
    • применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
  2. Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
  3. Оформление работы коллегиального органа протоколами.

Скачать для просмотра и печати:

Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:

  • равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
  • общедоступности информации о критериях оценивания;
  • оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).

Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ , рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Особенности начисления СВ педагогам

Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).

Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:

  • определение перечня показателей эффективности;
  • утверждение количественной системы их оценки;
  • выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.
Читайте так же:  В состав эксплуатационных затрат обычно включаются

Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:

  • категории работников;
  • разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
  • условия трудовой деятельности каждого.

Самим труженикам необходимо обеспечить:

  • доступность информации о работе коллегиального органа;
  • возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
  • понятность и объективность предъявляемых требований.

Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:
  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание:
    • комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
    • наглядных пособий;
    • условий для выявления способностей детей;
  • организация полноценного сотрудничества с родителями;
  • внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
  • индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • отслеживание положительной динамики успеваемости;
  • участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.

Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других).

На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений

Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ . Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.

Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):

Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:

  • работы с неблагополучными семьями;
  • результатов ЕГЭ;
  • выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.

Тонкости начисления премиальных

Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:
  • учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
  • а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.

Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:

  • от наличия средств в бюджете;
  • количества охваченных услугами детей;
  • профессиональной подготовки директора и бухгалтера.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2019 году методика стимулирования опять подверглось изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ . С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Какие льготы учителям начальных классов в городе и сельской местности

Учителям общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования помимо оклада выплачивается ряд компенсационных выплат и надбавок. Сюда же относятся и учителя начальных классов: при выполнении ряда условий они могут увеличить свой заработок, согласовав нагрузку с руководством.

Как формируется зарплата учителей

Заработная плата учителей формируется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 №583, ТК РФ и других законодательных актов. Согласно ним, по результатам работы ежемесячно сотрудники образовательных учреждений получают следующее:

Чаще всего начисление стимулирующих выплат можно встретить в коммерческих предприятиях где от деятельности сотрудников зависит их успех. Однако они устанавливаются и в общеобразовательных заведениях, целью которых является достойное обучение и выпуск образованных детей для поступления в вузы.

Для чего нужны стимулирующие выплаты?

Если сравнивать цель начисления стимулирующих выплат в коммерческих организациях и школах, то здесь она общая: у учителей появляется возможность увеличить свой маленький заработок за счет дополнительной нагрузки, а образовательное учреждение, в свою очередь, обеспечивает детям более качественное образование и развитие.

Обратите внимание! Возможность получения таких доплат должна быть указана в трудовом договоре, а оформляется все в виде приказа руководителя. Здесь очень важно соблюдение формальностей в плане оформления документов: безосновательно деньги перечисляться не будут.

Условия получения стимулирующих выплат

Виды доплат устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2017 №818. Согласно нему, они бывают нескольких видов:

Читайте так же:  Дотация на пам ятник ветерану войны
Вид Пояснение
За выслугу лет По мере увеличения стажа повышается и зарплата. Это должно стимулировать преподавателя работать в образовательном учреждении
За интенсивность и результативность работы Чем больше учитель вкладывает сил и времени в развитие учеников, тем больше должна быть и его зарплата. Важно, чтобы у детей была хорошая успеваемость по всем предметам, если говорить о классном руководстве
Непрерывность стажа Если человек работает учителем на протяжении нескольких десятков лет, это положительно отражается на его зарплате
По итогам работы Премия выплачивается в конце года, если к учителю у руководящего состава не было существенных замечаний, он работал без нарушений и добросовестно выполнял обязанности, указанные в трудовом договоре

Обратите внимание! Размер стимулирующих доплат зависит от конкретного образовательного учреждения, т.к. регламентируется индивидуально. Например, в лицее педагогу могут ежемесячно доплачивать 2 000 руб., в то время как учитель в обычной школе при аналогичной нагрузке получит 500 руб.

Чтобы получать стимулирующие надбавки, учитель должен выполнять ряд требований:

  • взять на себя классное руководство;
  • организовывать классные и внеклассные мероприятия, направленные на развитие детей;
  • обеспечить хороший уровень знания ученикам таким образом, чтобы итоговые оценки за четверть и год были хорошими;
  • выявлять талантливых детей, направлять их на олимпиады и заниматься с ними подготовкой к ним;
  • организовывать и проводить спортивные мероприятия;
  • вносить предложения по оптимизации образовательных программ;
  • проводить дополнительную работу с детьми из неблагополучных семей;
  • делать все необходимое для повышения успеваемости учеников;
  • регулярно повышать квалификацию.

Размер стимулирующих выплат

Как говорилось ранее, величина таких выплат напрямую зависит от места работы, но средние показатели для расчета от оклада выглядят примерно так:

За специфику трудовой деятельности 5%
За почетные звания 3%
За классное руководство От 4 до 20%
За стаж работы 3%
За квалификационную категорию 4,5%
За качество работы От 15%

Пример №1: расчет стимулирующих надбавок для учителя

Женщина работает в СОШ учителем, оклад равен 9 000 руб. У нее есть почетное звание заслуженного педагога России, она является классным руководителем.

9 000 х 3% = 270 руб. – доплата за наличие почетного звания.

9 000 х 4,5% = 405 руб. – выплаты за классное руководство.

9 000 х 5% = 450 руб. – за специфику.

9 000 х 6% = 585 руб. – деньги за высшую квалификацию.

9 000 + 270 + 405 + 450 + 585 = 10 710 руб. – сумма оклада и стимулирующих надбавок без учета премии.

Доплаты классным руководителям

Беря на себя классное руководство, учителя могут рассчитывать на доплату за это. Чтобы ее получить, достаточно изъявить желание взять класс под опеку, но предложить стать классным руководителем может завуч или директор.

Размер выплат зависит от того, в каком именно классе учитель является классным руководителем:

  • с 1 по 4 классы – 15% от оклада;
  • с 5 по 11 классы – 20%.

Пример №2: расчет выплаты за классное руководство

Учитель преподает биологию и является классным руководителем у 7 класса, оклад равен 10 000 руб. Следовательно, ему полагается доплата в следующем размере:

10 000 х 20% = 2 000 руб.

Выплаты учителям в музыкальных школах

Преподаватели в музыкальных школах тоже получают стимулирующие надбавки: например, за организацию концертов, участие учеников в конкурсах, хорошие показатели своей деятельности, и пр. В отличие от обычных учителей, для них выплаты могут быть выше в 1,5 раза в определенном субъекте, однако здесь все зависит от того, какие надбавки устанавливаются внутренней нормативной документацией.

Стимулирующие выплаты для учителей начальных классов

В отличие от педагогов, работающих с учениками от 5 до 11 классов, выплаты для учителей в данном случае могут быть существенно ниже. Это связано с тем, что у младшеклассников обычно не слишком загруженная программа, следовательно, на учителя высокая нагрузка не распространяется.

Однако преподаватель, работающий с младшими классами, может самостоятельно увеличить размер поощрительных доплат, если будет соблюдать следующие требования:

  • Регулярно проводить дополнительные занятия. Особенно актуально это для сотрудников коррекционных школ, т.к. здесь дети могут иметь определенные отклонения в развитии;
  • Организовывать поездки и экскурсии. Это положительно влияет на кругозор и воспитание детей, но учителю приходится сопровождать их во время путешествий, и за каждого из учеников он несет ответственность. За это ему обязательно выплачивается компенсация, плюс активная деятельность в целом положительно влияет на размер стимулирующих надбавок;
  • Повышать успеваемость детей. Важно, чтобы по результатам аттестации у них были только хорошие оценки. Хорошо, если у преподавателя есть младшеклассники, участвующие в олимпиадах и конкурсах: это свидетельствует о положительных результатах его деятельности, следовательно, отражается на зарплате;
  • Проводить внеклассные мероприятия. Это могут быть конкурсы, турслеты, спортивные соревнования, танцевальные и музыкальные концерты, выставки рисунков и пр.

Важно! Для каждого учителя размер доплат рассчитывается индивидуально в зависимости от результатов его деятельности. Окончательное решение по величине выплат принимается руководителем школы.

Как рассчитывается зарплата со стимулирующими?

Стоит учитывать, что общий размер заработка зависит от количества надбавок преподавателю. Обычно в него включается следующее:

  • оклад;
  • надбавки за количество отработанных часов;
  • выплаты за квалификацию;
  • надбавки за хорошую успеваемость;
  • поощрения за проведение творческих и развивающих мероприятий;
  • премия.
Читайте так же:  Если подпись за директора по доверенности
Видео (кликните для воспроизведения).

Если сложить все вышеуказанные показателя, преподаватель сможет самостоятельно рассчитать общий размер заработка. Чтобы получить размер процентов доплаты, достаточно ознакомиться с условиями трудового договора.

Как получить стимулирующие выплаты?

Чтобы повысить свой доход и получать поощрительные компенсации, педагогу достаточно выполнить несколько действий:

  1. Проявлять активность в работе. Это может быть классное руководство, постоянная организация мероприятий и поездок для детей, и пр.
  2. Дождаться заполнения руководителем оценочного листа, в котором будут отражаться все достижения преподавателя. В дальнейшем этот лист передается в управление образования, к которому относится школа. Если назначение выплат одобряется вышестоящим руководством, педагог сможет получать их уже со следующего месяца.

Стимулирующие выплаты, в отличие от премиальных, выплачиваются не из муниципального, а из федерального бюджета, поэтому решать вопрос об их назначении в любом случае придется через управление образования.

«Сложнее всего в школах молодым учителям: у них нет возможности вносить инновационные изменения, а в основном же большая часть идей отклоняется руководителями. Мы сейчас активно работаем над системой образования в целом и надеемся, что в школы будет трудоустраиваться много молодых специалистов»

И. Абанкина, директор института развития образования.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какие зарплаты у учителей общеобразовательных школ в 2019 году?

Здесь все зависит от региона работы и множества других факторов. По официальным данным Росстата, в первом квартале 2019 года учителя в Белгородской области зарабатывали 28 449 руб., в Москве – 45 563 руб., а в Мурманске – 51 435 руб., но на севере применяются региональные коэффициенты.

Вопрос №2. Может ли учитель начальных классов организовывать поездки в дальние города с учениками, чтобы претендовать на стимулирующие выплаты?

Да, может, никаких ограничений по возрасту нет, но при этом должно быть обеспечено достаточное количество взрослых сопровождающих.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Педагог должен самостоятельно договариваться о назначении стимулирующих доплат.

Нет, такие вопросы решаются либо внутренними нормативными документами школы, либо управлением образования. В любом случае действовать придется через директора.

Ошибка №2. Учитель начальных классов не может получить стимулирующие.

Нет, такие надбавки ему тоже выплачиваются, как и остальным, но с определенными особенностями. Обычно их размер несколько ниже, чем у других.

Заключение

Педагоги, работающие с учениками начальных классов, могут получать стимулирующие доплаты помимо оклада и остальных выплат. Для этого достаточно ответственно относиться к работе, проявлять активность и соответствовать всем требованиям, необходимым для назначения выплат.

Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2019 году?

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

  • основной оклад;
  • различные виды компенсаций;
  • стимулирующие надбавки.

Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.

Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов). Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности. Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.

Что важно при начислении надбавок?

Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:

  • как именно определяются критерии выплат;
  • в каком порядке премируются сотрудники;
  • каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
  • откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
  • занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.

Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2018 году.

Как распределяются баллы в оценочном листе?

Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.

Как вычислить полагающуюся премию?

Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:

  • большой стаж педагогической деятельности;
  • имеется выслуга лет за работу с детьми;
  • есть различные почетные звания и награды;
  • есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
  • подтвержденная категория квалификации по специальности.

Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.

  1. У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
  2. Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
  3. Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
  4. Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.

[1]

Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.

Читайте так же:  Доверенности на подписанта со стороны исполнителя

Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.

Доплата для учителей в сельской местности

Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:

  • помощь в получении квартиры или дома;
  • льготы для оплаты услуг ЖКУ;
  • единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.

Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.

Критерии выплат для педагогических работников в 2018 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.

Что такое стимулирующие выплаты и кому они положены

Многие граждане нашей страны задаются вопросами – что такое стимулирующие выплаты? Кто может на них претендовать?

В каком виде они могут выдаваться? Можно ли самостоятельно рассчитать размер данного поощрения? Если да, то как?

Законодательная база вопроса

Самим основанием для предоставления материального поощрения является трудовое законодательство либо же коллективный договор с непосредственным работодателем.

Если говорить о законодательной базе этого вопроса, то это регламентируется:
  • Федеральным законом, который предусматривает возможность получения дополнительных денежных выплат в качестве поощрения сотрудников за их работу;
  • Трудовым Кодексом РФ, который определяет порядок, условия и определение размера стимулирующих выплат.

Основными разновидностями таких видов выплат принято считать:

  • разнообразные надбавки и доплаты;
  • премирование сотрудников;
  • иные стимулирующие денежные выплаты.

Такие разновидности поощрения могут устанавливаться непосредственными работодателями в трудовых и индивидуальных договорах либо же указываться во внутренних нормативных документах предприятий, фирм (в этом случае основанием может выступать приказ работодателя о выделении премии).

Стоит также подчеркнуть, что вопрос поощрения такого рода ни в коем случае не должен сказываться на ущемлении прав самих сотрудников, которые их получают. Простым примером этому можно назвать невозможность удержания размера премии из должностного оклада.

По той причине, что этот вопрос можно регулировать внутри самого предприятия, выплаты стимулирующего характера часто используются только в государственных учреждениях (например, школах и ДОУ), в то время, как премирование используют работодатели частных компаний на основании трудового и коллективного договора исключительно в процентном соотношении к заработной плате.

Для осуществления материального премирования отличившихся в труде граждан на региональном и федеральном уровне формируется сама сумма этого поощрения.

В частности, сотрудники государственных и муниципальных учреждений имеют полное право на получение этого денежного стимулирования.

Если говорить конкретней, то стимулирующие выплаты имеют право получить:
  • государственные служащие;
  • сотрудники медицинских учреждений;
  • работники сферы культуры;
  • воспитатели детских дошкольных учреждений, преподавательский состав (высших и средних звеньев), сотрудники санаториев.

Другие способы поощрения сотрудников

Не редко встречаются случаи, когда работодатели в качестве стимулирования своих сотрудников используют премирование в виде 13 зарплаты.

Такой вид помощи может быть предоставлен на основании коллективного договора либо же по итогам успешной работы за предыдущий год (к примеру, увеличен объем производства). Такого рода выплаты могут быть выданы сотрудникам исключительно на основании приказа руководства предприятия.

Критерии получения

В зависимости от того, какие именно трудовые обязанности выполнял тот или иной сотрудник, правила оценки могут также различаться между собой.

Основными критериями, по которым могут быть назначены стимулирующие выплаты, принято считать:

  • эффективность внедрения каких-либо методов работы предприятия либо же учреждения;
  • уровень выполнения своих должностных обязанностей (как сотрудник их выполняет, добросовестно или нет, в полном или частичном объеме);
  • нацеленность на результат (при необходимости работает сотрудник сверхурочно или нет);
  • занимаемая должность и уровень ответственности, который возлагается на того или иного сотрудника;
  • какую оценку получил сотрудник по работе за календарный год либо же отчетный период.

Из дополнительных критериев можно выделить следующие:

  • достижение сотрудником высшей квалификации;
  • при выполнении своих трудовых обязанностей сотрудник использовал свои индивидуально разработанные методы, которые увеличивают эффективность труда;
  • достижение сотрудником либо же сотрудниками каких-либо достижений непосредственно в самой организации трудовой профессиональной деятельности.
Читайте так же:  Доверенность на право ведения трудовых книжек

Отличие от компенсационных выплат

Говоря об отличии стимулирующих выплат от компенсационных, то первые напрямую зависят от желания непосредственного работодателя.

В свою очередь компенсационный вид выплат напрямую зависит от условия осуществления трудовой деятельности сотрудников. К примеру, компенсация может быть начислена за работу во вредных условиях. Более того, такая разновидность выплаты не ограничена в своем размере.

Говоря простыми словами, стимулирующие выплаты – желание самого работодателя поощрить сотрудников, а компенсационная надбавка – вынужденная мера.

Порядок начисления

Алгоритм начисления стимулирующих выплат заключается в следующем:

  1. Формируется специальная комиссия.
  2. Комиссия анализирует работу того или иного сотрудника и предлагает поощрить их за определенные заслуги.
  3. Издается соответствующий приказ.
  4. На основании приказа осуществляется выдача стимулирующих выплат.

Формирование комиссии

Чтобы распределение стимулирующих выплат между сотрудниками предприятия осуществлялось в открытом виде без каких-либо подводных камней, формируется специальная комиссия, в состав которой обязательно должны входить:

[2]

  • руководитель предприятия;
  • заместитель руководителя;
  • не менее 3 представителей трудового коллектива;
  • представитель профсоюза.

Сам состав комиссии утверждается путем общего голосования трудового коллектива. Для этого собирается общепроизводственное собрание.

Полученные результаты голосования заносятся в протокол собрания сотрудников предприятия, который должен быть подписан самими его участниками. Здесь необходимо помнить о том, что допускается возможность подписания исключительно представителями каждого цеха (если речь идет о крупном предприятии).

Сформированная комиссия вправе принимать решение о премировании того или иного сотрудника на основании его достижений в работе. Допускается принятие решения не полного состава комиссии (если состав комиссии не менее 50% – она имеет право принимать такие решения).

Составление протокола

Комиссия при рассмотрении вопроса о распределении стимулирующих выплат заносит свои решения в протокол собрания.

В нем должны содержаться такие сведения:
  • инициалы каждого члена комиссии;
  • личные данные сотрудников, которые получат стимулирующие выплаты;
  • каким образом принималось решение о премировании (путем голосования, по индивидуальным достижениям и так далее);
  • сумма стимулирующей выплаты.

В обязательном порядке протокол должен быть подписан всеми участниками собрания.

Основания для осуществления выплат

После собрания, протокол собрания передается непосредственному руководству предприятия, которое обязано сформировать приказ о выдаче денежной премии утвержденному перечню сотрудников.

Сам приказ включает в себя:

  • наименование предприятия или учреждения;
  • данные сотрудников, которым должна быть выдана стимулирующая выплата;
  • подпись руководства и число, когда приказ подписан.

Когда может осуществляться поощрение

На самом деле выплату сотрудники могут получить за предыдущий месяц, отчетный период либо же календарный год совместно с основной заработной платой или в отдельном виде.

[3]

В этом вопросе все зависит непосредственно от решения самого руководства.

Порядок расчета

Сразу необходимо уточнить, что рассчитать величину стимулирующей выплаты невозможно, поскольку она зависит от стоимости одного балла.

Сама методика расчета стоимости 1 балла заключается в следующем:
  1. Определяется общая сумма, выделенная для данных выплат.
  2. Определяется суммарное количество набранных баллов всеми сотрудниками, которые претендуют на получение этой надбавки.
  3. Определяется стоимость по формуле: общая сумма делится на общее число набранных баллов сотрудников.

Полученное число и является стоимостью 1 балла.

Сами же баллы начисляются сотруднику за определенные достижения. Размер баллов за то или иное достижение определяется конкретно по отдельно взятому учреждению либо предприятию, и точно указать, за что и сколько баллов начисляется невозможно.

К примеру, если стоимость 1 балла составляет 100 рублей, а сотрудник набрал их за определенный период 100, сумма выплаты будет составлять 10 тысяч рублей.

Фонд стимулирующих выплат

Под определением “фонд стимулирующих выплат (ФСВ)” подразумеваются определенные денежные средства, которые могут быть потрачены на выплаты стимулирующих денежных премий сотрудникам предприятия либо же какого-либо учреждения.

Зависит эта сумма от Фонда оплаты труда. Назвать конкретный его размер невозможно, поскольку в каждом учреждении он свой.

К примеру, его размер может составлять 30% от фонда оплаты труда (ФОТ). Если размер ФОТ составляет порядка 1 миллиона рублей, то в данном случае получается, что размер ФСВ составляет 300 тысяч рублей.

Его сумма напрямую зависит от установленных нормативных актов того или иного учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

О начислении выплат стимулирующего характера сотрудникам смотрите в следующем видеосюжете:

Источники


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  4. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
За что дают стимулирующие выплаты учителям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here