Дети сироты новое в законодательстве

Особенности решения вопросов по теме: "Дети сироты новое в законодательстве". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент Российской Федерации

21 декабря 1996 года

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

[1]

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменились правила формирования списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем

Соответствующее постановление Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте РФ по новому месту жительства» вместе с Правилами уже опубликовано. Однако, они начнут действовать с 18.04.2019 (за исключением отдельных положений).
Читайте так же:  Биржа труда оплата по безработице

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены:

  • Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства;
  • форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

[3]

Также рекомендовано органам госвласти субъектов РФ в 3-месячный срок со дня официального опубликования указанного постановления привести свои НПА в соответствие с этим постановлением.

Подробнее о предоставлении жилья детям-сиротам читайте на нашем сайте.

До какого возраста сирота может рассчитывать на бесплатное жилье от государства: программа для детей и законы

Сиротам предоставляются квартиры из городского жилфонда. Помещения передаются в социальную аренду по договору на определенный период, после чего возможно бессрочное пользование.

Как сиротам получить жилье?

Государство гарантирует помощь самым незащищенным категориям граждан. Среди них – сироты. До своего совершеннолетия они находятся на полном обеспечении детских домов.

После выпуска из учреждений региональные власти обязаны выделить каждому нуждающемуся квартиру. Но зачастую получение жилья является невероятно сложной проблемой.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2019 году – основания и закон

Специалисты администраций, ответственные за предоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, принимают решения, согласно следующим законодательным актам:

Дети, не имеющие жилья, становятся в очередь ожидания с 14 лет. Если раньше после 23 лет из списка автоматически выбывали, то новые поправки наделили правом ожидать получения квартиры.

Определение сироты

Данный статус присваивается несовершеннолетним гражданам, которые потеряли своих родителей. Причины их исчезновения бывают разные:
  • смерть;
  • лишение прав;
  • утрата дееспособности;
  • отбывание тюремного срока;
  • тяжелое заболевание;
  • пропажа без вести.

Детям предоставляется право на государственную поддержку только после признания опекой ребенка сиротой и присвоения соответствующего статуса.

Основные законы и необходимость изменения в них: программа об обеспечении сирот жильем

С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.

Жилые объекты полагается распределять поочередно. В качестве основания для жительства подписывается договор социального найма. Документ действует всего 5 лет. Потом появляется возможность продлить соглашение на бессрочное время.

Кому положено жилье от государства

В законе говорится: если сироты не обладают собственным имуществом либо не могут переехать на места возможного проживания, они становятся претендентами на квартиры.

По нормам закона сироты обеспечиваются жильем из муниципального жилфонда, при условии его наличия. Вместо квартиры власти вправе выдать сертификат с целевыми средствами. Деньги разрешается расходовать только для покупки жилой недвижимости.

Ограничения по возрасту для обеспечения помещением для проживания

Новые изменения законодательства позволили сиротам, которым исполнилось 23 года, не выбывать автоматически из списка ожидания квартиры. Теперь потерять место в очереди можно, если молодой человек более не нуждается в государственном жилье по различным причинам.

Имущественные критерии и права

До выдачи жилплощади сироты проверяются на наличие других имущественных прав. Для этого выясняется:

  • имеет ли соискатель или его родственники помещение во владении / соц.аренде;
  • какие условия проживания у указанной категории граждан.

Ограничения, связанные с имеющимся жильем

Бывают ситуации, когда сироты не могут пользоваться той площадью, которой обладают они или их родственники. К вредящим обстоятельствам относят:
  • проживание с тяжело болеющим человеком;
  • нахождение рядом родителей, лишившихся прав на ребенка (соискателя жилья);
  • дом признан аварийным;
  • несоответствие санитарным нормам;
  • недостаточная площадь для нормального проживания.

Как реализуется предоставление жилья на практике

Решение жилищного вопроса начинается, когда сирота достигает положенного возраста – 18 лет. Дети могут встать на очередь раньше, если они получат полную дееспособность.

С новыми изменениями порядок передачи жилплощади стал более совершенным. Теперь полученную квартиру невозможно передать посторонним лицам.

Муниципалитет обеспечивает сирот квартирами по договорам найма на 5 лет. Только после истечения этого срока появляется право пользоваться жильем бессрочно.

Куда обратиться

Именно региональные власти обязаны обеспечивать сирот жилплощадью. Поэтому в субъектах самостоятельно разрабатывается порядок взаимодействия с сиротами, нуждающимися в квартирах. Эта работа поручается разным службам. Но обычно, за нее берется опека.

Документы надо собирать за один год до совершеннолетия либо сразу же после наступления этого возраста. Но лучше еще раньше в 14 лет, ведь власти принимая положительное решение, ставят сироту в очередь на получение жилья на будущий год. Если в области скудный жилфонд, то процесс затягивается на несколько лет.

Список и его формирование

В 2013 году Правительством РФ отменено выделение квартир без соблюдения очередности. Список формируется по общепринятому порядку из сирот, которые нуждаются в социальном жилье.

Процесс можно ускорить, если подать документы с наступлением 14-летнего возраста.

Заявление — порядок предоставления

Заявление составляется сиротой собственноручно в свободной форме, так как унифицированного бланка не существует. В документе обязательно указываются следующие сведения:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • реквизиты справки, подтверждающей сиротский статус;
  • просьба о выделении жилплощади;
  • дата.

Какие документы нужны

В опеку сдаются следующие бумаги:
  • паспорт;
  • справка о составе семьи;
  • подтверждение сиротского статуса;
  • выписка из росреестра об отсутствии права собственности на недвижимость;
  • свидетельство о браке, рождении ребенка (если есть);
  • справка от работодателя / центра занятости или из образовательного учреждения.

Какие квартиры дают

Жилье положено выдавать в районе нахождения службы, поставившую ребенка на очередь. Квартирам полагается быть отдельными, а также санитарно и технически соответствовать разработанным нормам.

Читайте так же:  Восстановление утерянной проездной карты пенсионера

Сколько квадратных метров положено

Помещения выделяются в зависимости от состава семьи:

  • один человек – 36 кв.м.;
  • два – 42 кв.м.;
  • три и более – 42 кв.м. + 12 кв.м. на жильца.

Очередь для детей, оставшихся без попечения родителей

Учет сирот проводится опекой. Госслужащие обязаны тщательно осуществлять контроль над соблюдением жилищного права каждого ребенка.

Молодые люди получают квартиры, согласно общей очереди. Сначала сироты, стоящие в списке впереди, обеспечиваются жильем, затем следующие очередники имеют возможность получить новое жилье.

Кому полагается жилье вне очереди – новый закон о предоставлении

Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Порядок предоставления

Квартиры выдаются сиротам в социальный найм. Полученную площадь нельзя оформить на себя или передать третьему лицу. Соглашения заключаются на 5 лет, после истечения которых можно оформить квартиру в бессрочное пользование.

В случае отказа в помощи

В таких случаях необходимо составить жалобу и передать ее вышестоящему руководству или прокуратуру. Этот госорган контролирует деятельность исполнительной власти и обязан тщательно следить за порядком выделения сиротам жилых помещений.

Что делать, если не дают жилье, положенное по праву сироте

Во всех регионах случается, когда на всех не хватает квартир в жилфонде. Право на жилье есть и оно зарегистрировано, а помещений фактически нет. В такой ситуации остается ожидать окончания строительства домов.

Многие юристы советуют отправлять письма Президенту губернатору, градоначальнику, обращаться к региональным депутатам.

До скольки лет сирота может рассчитывать на жилье от государства и может ли получить после 23 лет?

Претендовать на выдачу жилых объектов недвижимости сироты могут даже полностью дееспособными и трудоустроенными. Раньше делалось возрастное ограничение до 23 лет, после наступления которых молодые люди теряли свое право. Новые поправки позволяют сиротам ожидать положенное жилье до фактического его получения, т.е. с исполнение 23-летнего возраста право больше не утрачивается.

Какие квартиры дают сиротам

Выделяемые помещения должны быть:
  • обособленными;
  • подключены к необходимым коммуникациям;
  • располагаться в районе проживания ребенка.

Сколько квадратных метров положено минимально

Относительно общей площади, нормы жилого объекта такие:

  • 1 человек – 36 кв.м.;
  • 2 – 42 кв.м.;
  • 3 и больше – 42 кв.м. + 12 кв.м. на каждого домочадца.

Согласно правилам, жильем полагается обеспечивать детей, своевременно заявивших о своей нуждаемости. Для передачи заявления установлен временной срок: с 14 до 23 лет. Госслужащие строго учитывают очередность. Сироты не выбывают из списков, пока им не предоставят положенное жилье.

Гарантии по социальной поддержке детей сирот

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот.

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-50-69 . Это быстро и бесплатно !

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:
  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.
  • В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

    После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

    • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
    • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
    • получение второго средне-специального или высшего образования;
    • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
    • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
    • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
    • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
    • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
    • оказание медицинской помощи бесплатно;
    • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
    • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

    Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

    Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

    Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.
  • Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

    Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

    При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

    Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.
  • Читайте так же:  Аттестация по завершению испытательного срока

    В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

    Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

    Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

    Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

    При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

    В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

    Предоставление жилья

    Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

    Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

    Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

    На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

    1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
    2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

    За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

    Прочие меры социальной поддержки

    Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

    • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
    • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
    • льготы во время занятия спортом;
    • посещение культурных объектов бесплатно.

    Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

    Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

    Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

    На нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Новый закон: Жилье для сирот

    Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

    Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

    [2]

    Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Что по закону полагается сиротам?

    Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

    Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

    Закон об обеспечении детей сирот жильем

    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

    ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

    • ст 1. Основные понятия;
    • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
    • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
    • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
    • ст 5. Финансовое обеспечение;
    • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
    • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
    • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
    • ст 9. Общественная защита от безработицы;
    • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
    • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
    • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
    • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

    До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

    Когда детям сиротам предоставляется жилье?

    Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

    Правом на получение бесплатного жилья обладают:

    • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
    • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
    • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

    Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

    Условия получения жилья;

    • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
    • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
    • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

    Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

    Скачать текст закона

    При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

    Читайте так же:  Где задействовать чужой паспорт

    Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

    • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
    • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
    • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
    • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

    Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

    Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции по ссылке.

    Обзор законодательства в области защиты прав детей — сирот

    В российском законодательстве в целом сформирована правовая основа оказания государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

    Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

    Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип подтверждается Конституцией Российской Федерации и соответствует международным правовым актам ООН по правам человека, что свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье и детям.

    Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства носит комплексный социально — экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по охране интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы укрепления семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан и прав граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

    Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

    Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормы семейного законодательства, направленные на определение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, установление мер социальной поддержки таких детей, а также всемерную охрану интересов ребенка.

    Семейный кодекс Российской Федерации уделяет особое внимание правам и интересам детей. Осуществлению опеки и попечительства посвящена глава Семейного кодекса Российской Федерации. Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

    Кроме того, ведущую роль в области регулирования вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей – инвалидов занимает Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ
    «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Вышеназванный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, а также на труд.

    В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    Установление совместного ведения в этой сфере связано с тем, что защита социальных прав граждан в полной мере возможна только тогда, когда в ней участвуют государственные органы федерального уровня и субъектов федерации.

    На федеральном уровне правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей регламентируются целым рядом нормативных правовых актов. В числе основных следует назвать следующие:

    Конституция Российской Федерации;

    Семейный кодекс Российской Федерации;

    Трудовой кодекс Российской Федерации;

    Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30.09.2013
    № 264-ФЗ);

    Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

    Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

    Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) и другие федеральные законы.

    В целях реализации отдельных положений федеральных законов в рассматриваемой сфере общественных отношений приняты следующие указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти Российской Федерации:

    постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

    постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 654
    « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением » (в ред. от 22.08.2013 № 725);

    Читайте так же:  Как подписываются документы по доверенности образец

    постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №195
    «О детском доме семейного типа» (в ред. от 14.02.2013 № 117);

    постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.1998 №1046 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой» (в ред. от 10.03.2009 № 216);

    постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 « Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан » (в ред. от 02.07.2013 № 558);

    постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 10.03.2009 № 216);

    определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002
    № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

    В федеральный регистр нормативных правовых актов Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, включено 44 действующих нормативных правовых акта органов государственной власти Краснодарского края, регулирующих правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

    Указанные акты по видам издавших их органов государственной власти подразделяются на следующие:

    24 – акта органа законодательной власти Краснодарского края;

    16 – актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;

    4 – акта органов исполнительной власти Краснодарского края;

    В результате проведенного анализа законодательства Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей было выявлено 3 акта, нуждающихся в проведении повторной правовой экспертизы, по результатам которой нарушений норм федерального законодательства выявлено не было.

    Противоречия федеральному законодательству содержатся в одном нормативном правовом акте Краснодарского края.

    Так, положения приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.05.2013 № 630 «Об утверждении Порядка организации деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности» противоречат нормам Конституции Российской Федерации Российской Федерации. Договор патронажа не предусмотрен законом или иными нормативными правовыми актами. Использование в тексте нормативного правового акта указанного понятия рассматривается как установление нового вида договоров, что является гражданско-правовым нормотворчеством. Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, следовательно, не входит в компетенцию министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края. Согласно приведенной выше нормы орган опеки и попечительства не вправе устанавливать виды договоров, заключаемых при осуществлении патронажа.

    На основании вышеизложенного, экспертное заключение от 29.10.2013
    № 1016 было направлено в адрес министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 29.10.2013 № 02/-8050 с предложением привести вышеназванный нормативный правовой акт в соответствие с нормами федерального законодательства.

    По результатам проведенного анализа законодательства Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что в Краснодарском крае реализованы практически все полномочия органов государственной власти в рассматриваемой сфере, предоставленные федеральным законодательством.

    Наибольшее количество нормативных правовых актов в указанной области принято в целях реализации различных форм мер социальной поддержи
    детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы опеки и попечительства например, Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 880-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края
    от 29.12.2007 № 1370-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае», постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и т.д.

    Кроме того, значительное количество нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей направлено на реализацию полномочий по охране и защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, например, Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 827-КЗ «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края
    от 26.06.2002 № 498-КЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае» и т.д.

    Хотелось бы отметить, что в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Законом Краснодарского края
    от 29.12.2008 № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 — 2013 годы» утверждена краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009 — 2013 годы, целями которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечение доступности и качества социальных услуг.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В целях реализации указанной выше программы принят целый ряд нормативных правовых актов, а именно, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.12.2012 № 1565 «Об утверждении Порядка предоставления единовременного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения), в том числе на оплату услуг, необходимых для ее осуществления, за исключением жилых помещений, приобретенных за счет средств краевого бюджета», приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 15.11.2012
    № 569 «Об утверждении Порядков организации отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае» и т.д.

    Источники


    1. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

    2. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

    3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
    4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
    5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
    Дети сироты новое в законодательстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here