Происходит реновация библиотек

Особенности решения вопросов по теме: "Происходит реновация библиотек". Здесь вы найдете полное описание темы и советы профессионалов. Если у вас имеются нюансы на счет которых нужна консультация, то обращайтесь к дежурному сотруднику.

Новости проекта

Федеральный проект развития муниципальных библиотек согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Предпосылки

Указ Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 года поставил новые задачи по развитию культуры, сохранению традиционной системы ценностей, обеспечению развития человеческого капитала. В частности, одной из задач Указа является развитие сети муниципальных библиотек.

Сеть общедоступных библиотек России состоит из более, чем 40 тысяч учреждений. Это уникальный культурный феномен, который обладает значительным потенциалом для распространения проверенной и качественной информации, предоставления образовательных услуг, создания условий для интеллектуального развития, равного доступа к культурным благам для широкого круга граждан России. Библиотеки становятся центрами местных сообществ. Более 35 тысяч библиотек являются муниципальными.

Задача развития человеческого потенциала является национальным приоритетом, что закреплено и в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества».

Характерное для сети Интернет клиповое мышление приводит к массовому поверхностному восприятию информации, упрощает взгляды и предпочтения людей. Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному уровню развития граждан нашей страны.

Поддержка библиотек как точек доступа к проверенным, качественным знаниям и информации окажет поддержку в создании национального пространства знаний, компетенций, расширении кругозора.

Реновация библиотек

Запись эфира от 26 апреля 2019г.

Российско-голландское архитектурное бюро разработало дизайн-проект реновации библиотек , чтобы привлекать больше читателей. Чем поможет взаимодействие профессионалов библиотечной сферы , архитекторов и медиаспециалистов? И как сформировать мультикультурное пространство в привычной среде свободного доступа к литературе? Узнаем в нашем эфире.

Олеся Бондаренко , креативный директор арт-агентства The July 16,

Александра Зюзина , архитектор SVESMI,

Ирина Потапова , заведующая библиотекой 17.

19 мая, АРХ-Москва-2016. Конференция «Приметы Городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций»

Расскажите друзьям о событии

Рекомендуемые события

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Конференция «Приметы Городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций» собирает самые удачные российские региональные кейсы, реализованные за последние 10 лет и доказавшие свою жизнеспособность. Нужны свежие идеи, как сделать девелоперский бизнес привлекательным, социально ответственным и прибыльным? Приходите!

Расскажите друзьям о событии

В программе: 35 успешных реализованных кейсов со всей России, которые впервые будут представлены авторами в Москве.

Категории:

«Реновация и реконструкция», «Общественное пространство», «Новое жилое строительство», «Общественное здание», «Новые курорты», «Лучшая идея для городского развития»

Свое участие в конференции уже подтвердили представители девелоперской компании «Брусника» (жилое строительство в Тюмени, Екатеринбурге, Перми и др.); ЖК «Европея» в Краснодаре; курорт «Роза Хутор» (Красная Поляна); делегация из Татарстана во главе с помощником президента Татарстана Наталией Фишман; Людмила Телень — заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), Денис Герасимов – конструктор и девелопер, автор уникальной российской параметрической технологии, учредитель компании SpaceStructure (Новосибирск), о реконструкции гостиницы «Арктика» в Мурманске расскажут представители RD Group и AZIMUT Hotels, о программе «Томские набережные» и конкурсе на Музей науки и техники — Президент Союза Архитекторов России Андрей Боков и губернатор г. Томска Сергей Жвачкин и др.

Проблематика

В поле общественного и профессионального внимания, как правило, находятся проекты, реализованные в пределах Москвы и Санкт-Петербурга, а уникальные передовые инициативы, успешно осуществляемые в регионах, чаще всего остаются неизвестными широкой аудитории. Авторы проекта «Приметы городов» решили изменить эту ситуацию и пополнить девелоперскую и туристические карты России информацией о малоизвестных пока территориях и пространствах, которые можно уверенно назвать новыми приметами российских городов.

Список некоторых проектов, которые уже попали в лонг-лист:

Реконструкция гостиницы «Арктика» в Мурманске, реновация библиотеки Алвара Аалто в Выборге, редевелопмент промзоны, создание центра современной культуры «Заря» во Владивостоке, Реконструкция «Арсенала» в Нижнем Новгороде. Обустройство парка «Алые паруса» в Воронеже и парка «Дружба» в Ульяновске, реновация «Новой Голландии» и создание музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. «Ельцин центр» в Екатеринбурге, стадионФК «Краснодар» в Краснодаре, Центр водных видов спорта в Казани, аэропорты – «Куромоч» в Самаре и «Стригино» в Нижнем Новгороде, новое здание Камерного драматического театра в Воронеже. Новые курорты: «Дача Винтера», «Никола-Ленивец», «Конаково Ривер Клаб», «Роза Хутор» и др. А также новые жилые комплексы, с нестандартным или особенно качественным подходом к строительству. Это объекты девелоперской компании «Брусника», ЖК «Европея» в Краснодаре и др.

• Андрей Асадов, архитектор, куратор «Зодчества»

• Никита Асадов, архитектор, куратор «Зодчества»

• Анатолий Белов, архитектор, куратор, экс-главный редактор «Проект Россия»

• Алексей Муратов, КБ «Стрелка»

• Алексей Суглоб, директор «САРОС Свет Москва»

• Денис Ромодин, историк, краевед, урбанист

• Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор, президент МАРШ Лаб

• Егор Коробейников, Aventica, основатель UrbanUrban.ru

• Люся Малкис, ARCHiPEOPLE

• Мария Трошина, главный редактор журнала «Проект International»

• Николай Малинин, архитектурный критик, куратор

• Никита Токарев, архитектор, директор МАРШ

• Сергей Георгиевский, агентство территориального развития «Центр»

• Свят Мурунов, Центр Прикладной Урбанистики

• Эвелина Ишметова, ГК RRG, проект redeveloper.ru

• Юлия Бычкова, арт-менеджер, куратор фестиваля «Архстояние», заместитель директора ГЦСИ

• Юлия Зинкевич, куратор проекта «Приметы городов», руководитель агентства «Правила Общения»

• Ярослав Ковальчук, архитектор, урбанист, МАРШ Лаб

Куратор проекта «Приметы Городов» — ЮЛИЯ ЗИНКЕВИЧ

Продюсер Конференции «Приметы Городов» — ЛЮДМИЛА МАЛКИС

ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ — проект коммуникационного агентства «Правила Общения» и ARCHiPEOPLE!

Администрация Ленинградской области

За последние 7 лет темные, холодные, обшарпанные помещения городской библиотеки превратились в современный информационно-культурный центр, оснащенный мультимедийным оборудованием. О реконструкции, участии в программе развития приграничных территорий, открытии виртуального филиала Русского музея, присвоении учреждению имени поэта М.А. Дудина, планах на будущее и многом другом нашим читателям рассказывает директор Шлиссельбургской городской библиотеки Т.С. Меликова. «Шлиссельбургская городская библиотека – это достояние шлиссельбуржцев», – говорит Татьяна Станиславовна.

План реновации

Моя трудовая деятельность директором городской библиотеки началась в 2010 году. Переступив в первый раз порог библиотеки, я не смогла сдержать легкий стон. Эти помещения нельзя было назвать учреждением культуры. Вид «храма книг» был удручающим… Во всех помещениях был пронизывающий холод, отсутствовало полноценное освещение, не говоря уже об обшарпанных полах, старых стеллажах, которые были привязаны друг к другу веревками. Не было детского зала, нормальной мебели, новых поступлений книг.

Читайте так же:  Действия мешающие использовать участок

Душа болела за детей, которым приходилось в холоде сидеть на маленьких стульчиках, прижав колени к подбородку. Условий и настроения работать не было. Не удивительно, что читатели тогда редко заглядывали в библиотеку.

Весь 2010 год мне, как директору, приходилось бегать по судам и отбиваться от надзорных органов, которые выписывали многочисленные штрафы. Всерьёз стоял вопрос о закрытии библиотеки, в которой не было даже пожарной сигнализации.

Тогда на совещании с руководителями Шлиссельбурга Д.Ю. Василенко и Н.В. Хоменко вопрос о судьбе городской библиотеки стоял жестко: закрыть учреждение или составить план реновации и поэтапно выполнять его. Дмитрий Юрьевич и Николай Васильевич одобрили идею полной реновации учреждения.

В 2011 году была смонтирована автоматизированная пожарная сигнализация. На средства местного бюджета в 2012 году началась реконструкция детского зала. Торжественное открытие детского зала состоялось 18 февраля 2012 года. Там появились новые стеллажи, книги, мультимедийная техника, начали проводиться интересные занятия. К нам стали приходить организованные группы ребят из детских садов и школы. Педагоги и учащиеся художественной школы украсили стены портретами писателей.

Участие в международном проекте

2013 год начался с сенсации. Администрация города и городская библиотека стали участниками программы развития приграничных регионов: «Эстония – Латвия – Россия. 2007–2013». Город получил международный грант – 65 000 евро на реновацию взрослого зала, приобретение мультимедийной техники и монтаж отдельного входа в библиотеку. Безусловно, получение этих средств значительно продвинуло процесс реновации библиотеки.

В июле 2013 года на ремонтные работы был отведен один месяц. Деньги должны быть освоены, а работы выполнены в срок и качественно. И нам это удалось!

Искусство – людям

Приобретая современное оборудование, сотрудники библиотеки думали, как использовать его после окончания проекта. В апреле 2014 года в библиотеке открылся Виртуальный филиал Русского музея. Большую работу по популяризации медиатеки Русского музея развернула Марина Струкова, искусствовед.

«Виртуальный филиал Русского музея – крупнейший просветительский проект, который помогает сделать искусство доступным широкому кругу людей,– рассказывает Марина Станиславовна. – Проект объединяет более 400 филиалов в разных городах России и зарубежья. Медиатека проекта включают в себя более трехсот компьютерных программ и видеофильмов по русскому искусству для детей и взрослых.

Наш виртуальный филиал регулярно проводит занятия. Мы знакомим детей и взрослых с творчеством русских художников, с коллекцией Русского музея и его дворцово-парковым комплексом. Вместе с учителями средней школы проводим интегрированные уроки литературы, истории, искусства и музыки. Начали цикл объединенных программ с музыкальной школой. Фильмы об искусстве мы постоянно включаем в досуговые программы для жителей города. Многие школьники уже прошли трехгодичное обучение в нашем центре и получили сертификаты о дополнительном образовании.

Все ресурсы медиатеки Виртуального Русского музея доступны абсолютно бесплатно. Ежегодно наш виртуальный филиал посещают более 1200 человек.

Для такого небольшого городка, как Шлиссельбург, виртуальный филиал – это огромное богатство! В Кировском районе таких филиалов только – два: в Кировской гимназии и у нас.

Гордо носим имя поэта

2015 год был юбилейным для библиотеки, и ремонтные работы практически не велись. Мы отметили 115 лет со дня основания библиотеки, изучили архивные документы и издали книгу «Листая страницы истории…», где проследили историю нашей библиотеки и библиотечного дела в России с 1900 года. Писать книгу помогал наш земляк Сергей Михайлович Щербович, так рано ушедший из жизни и которого нам так не хватает.

Краеведение – приоритетное направление нашей работы. Благодаря краеведческой работе мы узнали, что известный поэт, общественный деятель Михаил Дудин сыграл важную роль в истории нашей библиотеки.

До начала 90-х годов библиотека долгое время располагалась в здании Никольской церкви. Михаил Александрович, как депутат Верховного Совета РСФСР, лично хлопотал, чтобы в строящемся доме 1 на Староладожском канале были предусмотрены помещения специально для библиотеки. В этом здании библиотека и получила постоянную «регистрацию».

В 2016 году – в год столетия со дня рождения поэта М.А. Дудина – библиотеке присвоили его имя. Мы с гордостью носим имя этого человека, который так много сделал для увековечения памяти блокадников и бойцов, сражавшихся на Ленинградском фронте. «Зеленый пояс славы», включающий более 200 памятников по линии обороны Ленинграда, – заслуга М. Дудина.

Слова благодарности

[1]

В течение всего 2017 года шла реновация запасников, в которых хранится две трети всего фонда библиотеки. Убрать огромное количество книг – завернуть их в бумагу, аккуратно сложить – с этой задачей сотрудникам библиотеки было не справиться и за несколько лет. На помощь пришла школа: старшеклассники и их учителя Т.А. Дудина, Ю.Р. Лукашенко, Я.И. Князев. Спасибо, друзья! Мы вместе сделали это!

Новые металлические стеллажи для запасников из средств депутатского фонда помог приобрести Вадим Малык, депутат Законодательного собрания ЛО. Огромное спасибо нашему депутату! И не только ему. В течение всего восстановительного периода нам помогали многие: предприниматели А.И. Невзоров, В.И. Ерохов; ООО «Тритмент»,ООО «Технопласт», ООО «Любимый край», ООО «Кнауф гипс Колпино», ООО «Балтстройкомплект», ООО «Озерная верфь», директор филиала ЦЭС г. Кировск С.А. Зайц, ООО «ЖУК», гостиница «Петровская». Наш читатель Андрей Уваров и депутат города Шлиссельбурга Андрей Хоменко.

Много потрудились на благо ремонта сотрудники библиотеки: Антонина Зайцева, Марина Струкова, Лина Евсюткина, Татьяна Зайцева, Анна Чемерис.

И конечно, огромная благодарность главе администрации Шлиссельбурга Н.В. Хоменко и его заместителю Т.В. Лоскутовой. Спасибо, что доверили мне руководство социально-значимым объектом, поверили в меня.

Главное – любовь читателей

Городская библиотека имеет положительный имидж в нашем городе, районе, области, в других регионах России и даже за рубежом. С нами сотрудничают все учреждения культуры и образования Шлиссельбурга и Кировского района. Наше учреждение – флагман городского поэтического марафона «Мы о войне стихами говорим» и городских краеведческих чтений. Сотрудники библиотеки – постоянные участники международного культурного форума, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

У нас красиво, чисто, уютно. Наши программы насыщены, содержательны, нравятся жителям города. В библиотеку шлиссельбуржцы приходят с удовольствием. И не только за книгами или на мероприятие, у нас можно распечатать фотографии, сделать ксерокопии и т.д.

За свой труд коллектив библиотеки награжден высшими наградами Ленинградской области: почетным дипломом губернатора Ленобласти и грамотой Законодательного собрания. Но главное, что нашей работой довольны жители Шлиссельбурга. Ведь наш труд – для них!

«Библиотека в Шлиссельбурге – одна из старейших в области, и она всегда выполняла важнейшую просветительскую миссию. Сегодня, после завершенной реновации, учреждение вышло на качественно новый уровень, превратилось в современный информационно-культурный центр, соответствующий требованиям времени, – отметил Н.В. Хоменко. – Все, что происходит в библиотеке, отличается высоким качественным уровнем, творческим содержанием, вдумчивым, серьезным и основательным подходом к делу, будь то модернизация библиотечных помещений, реализация проекта виртуального филиала Русского музея или организация городских краеведческих чтений. Надеюсь, что заинтересованность и творческий потенциал сотрудников библиотеки будут привлекать сюда все больше горожан всех возрастов».

Читайте так же:  Если пенсионер стал инвалидом 1 группы

Взгляд в завтра

Реновация библиотеки завершена, но работа по преобразованию на этом не закончена! На 80% необходимо менять книжный фонд, так как он очень старый. Новые поступления есть, но в небольшом количестве.

Нужна компьютерная библиотечная программа, которая даст возможность создавать электронные каталоги, возможность пользоваться электронными ресурсами других библиотек.

Всегда много внутренней работы. У нас хорошо поставлена методическая работа. Разработки, сценарии могут помочь различным учреждениям в организации и проведении мероприятий.

[3]

Придомовая территория рядом с библиотекой не была облагорожена с момента строительства дома, с 1988 года. Сейчас мы занимаемся этим вопросом с общественностью дома, привлекаем Молодежный совет Шлиссельбурга, депутатов ЗакСа ЛО. Мы хотим сделать территорию вокруг библиотеки культурным центром города. Удобные скамейки, столы для настольных игр, велопарковки, небольшой амфитеатр для проведения мини-спектаклей на открытом воздухе, цветники и фонтан… Уже есть много желающих помочь, ведь жителям хочется видеть свой город ухоженным, со множеством уголков, где можно с пользой провести время.

Библиотека на Новом строении возобновляет работу после реновации 3

Филиал Латгальской Центральной библиотеки (ЛЦБ) библиотека Jaunbūves на протяжении почти 20 лет работал по адресу ул. 18 новембра 161, на втором этаже бывшего Дома инженеров. Благодаря масштабному проекту реновации и расширения помещений, который был реализован при финансовой поддержке Даугавпилсской городской думы, библиотека получила светлые, просторные, современно оборудованные помещения, расположенные на двух этажах вышеупомянутого здания.

В ходе реновации функциональная планировка помещений была полностью приспособлена для нужд библиотеки. Приобретена новая мебель, восстановлено техническое оснащение. Первый этаж библиотеки сейчас занимает абонемент художественной литературы для взрослых, доступен широкий ассортимент газет и журналов, имеются компьютеры с выходом в Интернет (кроме того, во всей библиотеке доступен и бесплатный беспроводной интернет). В свою очередь, на втором этаже библиотеки размещена отраслевая литература и материалы по краеведению, оснащен просторный детский отдел, зал для мероприятий и выставочное пространство, где в настоящее время доступна фотовыставка Александра Максимова – «Краслава».

Новые, расширенные помещения позволят библиотеке развивать прежнее сотрудничество с образовательными учреждениями микрорайона, предлагая возможность посетить тематические мероприятия и библиотечные уроки группам учащихся разных возрастов и воспитанников детсадов. Творческие объединения Даугавпилса и некоммерческие организации смогут проводить в библиотеке литературные, музыкальные и информационные мероприятия. В выставочном пространстве регулярно будут проходить художественные выставки живописи, фотографии, рисунка и другого рода творческих работ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Латгальская Центральная библиотека благодарит Даугавпилсскую городскую думу за поддержку реновации библиотеки на Новом строении и призывает горожан активно использовать новые помещения и возможности библиотеки. Время работы библиотеки сохранилось неизменным – со вторника по пятницу с 11:00 до 18:00, по субботам с 10:00 до 17:00.

Планировка квартир по программе реновации в Москве

В столице продолжается обсуждение программы реновации ветхого жилья. Напомним, в окончательный список новой волны сноса в Москве попали 5144 дома. Это более 350 тысяч квартир. В них сейчас живет около 1 миллиона человек. Программа реновации в Москве рассчитана до 2032 года. Адреса домов, попавших в программу, можно увидеть на портале правительства Москвы mos.ru.

На ВДНХ работает постоянный шоу-рум квартир по реновации с образцами квартир для переселенцев из ветхих хрущевок. Для осмотра планировки квартир по программе реновации в Москве выставлены 5 вариантов — две однушки (с раздельным и совмещенным санузлом), две двушки (распашонка и линейка) и одна трешка. На экспозиции работают консультанты, которые отвечают на вопросы жителей и собирают их мнения. Как правило, больше всего посетителей интересуют материалы отделки и планировка квартир. Давайте сравним жилплощадь в пятиэтажке и новостройке по программе реновации. Что же изменится для переселенцев?

Новая жизнь библиотек. Пыльные книгохранилища стали медиацентрами

«Точки роста»

Информационный бум, доступные гаджеты и вездесущий Интернет, казалось бы, победили — поток посетителей библиотек постепенно иссяк.

Так было, причём совсем недавно. Но 3 года назад родилась идея вдохнуть новую жизнь в столичные библиотеки. Задача стояла на первый взгляд неподъёмная: обновить, осовременить, переформатировать, казалось бы, умирающие заведения.

Тогда городские власти провели краудсорсинг-проект «Моя библиотека». 11 тыс. человек откликнулись — представили свои идеи и предложения. И стало понятно, что библиотеки ещё можно спасти. На портале «Активный гражданин» голосовали те, кому небезразлична их судьба. Выбрали 80 инициатив — их и начали реализовывать.

Проект «Точки роста» расширил границы и возможности обычной библиотеки — происходит преобразование традиционных мест для чтения книг в полноценные культурные центры.

Пионером стала библиотека № 18 им. Жуковского. Так на свет родился «Лялин центр» (библиотека расположена в Лялином переулке). Это камерный неформальный театр, экспериментальная лаборатория для тех, кто хочет играть на сцене, создавать спектакли, но не имеет своей площадки. Ведущий менеджер по культурно-массовой работе Сергей Шестаков стал худруком молодёжной студии-театра «Б.Э.Т.» на базе библиотеки. В репертуаре — постановки по мотивам литературных произведений из книжного фонда библиотеки и современных драматургов.

«Получилось так, что сначала наши читатели становились посетителями наших мероприятий, а теперь наши зрители и гости стали нашими читателями, — рассказывает завбиблиотекой № 18 им. Жуковского Елена Моторыгина. — Кроме того, у нас проходят встречи книжного клуба «Local Time», циклы лекций «Киноклуба Сидоренко», семинары по русской поэзии, поэтические вечера. На любой вкус и для любой возраст­ной аудитории».

В 2018-2020 годах 247 библиотек основательно отремонтируют, в остальных 193 ремонт будет косметическим. Но простран­ство обновится везде.

Поэт и писатель Анна Бобров­ская недавно участвовала в открытии библиотеки, которую тоже переформатировали благодаря проекту «Точки роста». «Она стала настоящим культурным центром, где не только читают книги, но и встречаются, смотрят кино, обсуждают литературу, куда приезжают драматурги, писатели», — говорит Анна.

[2]

Дети, по её словам, вообще готовы торчать в библиотеке целыми днями. «Формат старой библиотеки, конечно, изжил себя. Новый формат меня очень вдохновляет!» — делится она.

«В городе многое делается, чтобы дети и взрослые снова стали читать, и это даёт результаты, — считает Анна. — Был период, когда интерес к книгам падал, но сейчас я вижу, что начался прогресс, и во многом благодаря современным библиотекам».

Превращение

Библиотека должна быть современной не только по духу, но и по оснащению. Трудно представить сегодня работу с текстами без Интернета под рукой. Модернизация началась в этом году — проект «Московские библиоцентры», в рамках которого она идёт, инициировал мэр столицы. Он рассчитан на 2 года, но уже есть примеры, показывающие, что меняется не только вторая часть слова («-тека» на «-центр») — меняется содержание работы.

Читайте так же:  Дом для военнослужащих по контракту

Библиотека № 129, появившаяся 20 лет назад как библиотека семейного чтения, уже стала Медиа­центром на Братиславской. 4 года назад началось превращение скромной читальни в блестящий медиацентр. Капитальный ремонт, адаптация для маломобильных людей, новая техника — всех нововведений не перечесть. Бесплатный w‑fi, компьютерный зал, оснащённый моноблоками, электронные планшеты и наушники. Многие приходят с ноутбуками и работают в зонах коворкинга или там, где хочется. Но неизменной осталась суть: здесь по-прежнему ориентируются на семью.

«Стало возможным предлагать людям не только воспринимать, но и самим формировать событийную жизнь медиацентра, — поясняет завбиблиотекой № 129 — медиацентром Елена Пеленова. — Они могут посетить концерт, а могут устроить его сами или сделать так, чтобы выступила их любимая группа. Например, в начале июня к нам приезжал Дмитрий Соколов, лидер группы «Йорш». Инициатива была от волонтёров, а мы её с радость­ю поддержали».

Приезжали сюда и писатель Татьяна Устинова, актриса Елена Дробышева, писатель Евгений Рудашевский. «Дошкольникам и школьникам помимо развивающих студий (чтение, робототехника, театр, английский, химия и др.) мы предлагаем квесты и необычные праздничные программы на дни рождения и выпускные», — продолжает Пеленова.

Студентам и выпускникам вузов нравятся «Мафия» и «Игротека», а также «Книжный клуб 129», где читают и обсуждают нетривиальные книги. «Свободный микрофон» любят все — от 25 и вплоть до самых пожилых.

Раз в месяц проходит «ПлатФорум» — инициативная молодёжь генерит социальные проекты. «Эти активности ведут молодые сотрудники, увлечённые своими темами, поэтому молодёжи интересно», — поясняет руководитель.

Библиотеку № 30 (так она называлась раньше) посещало не более 50 человек в день. В медиа­центр ходят до 200. А в среднем в городе посещаемость модернизированных читален выросла на 20%. Библиотеки участвуют в проекте «Московское долголетие» — 120 из них предлагают людям старшего возраста специальную программу, и 1,4 тыс. уже посещают занятия и курсы.

К 2020 году все 440 библиотек столицы должны стать разноплановыми современными культурными медиацентрами, в которых комфортно общаться, читать, работать и учиться всем — от малышей до пенсионеров. Такую задачу поставил мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с сотрудниками государственных публичных библиотек.

Египтолог, создатель и руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» Виктор Солкин не только ходит в библиотеки, но и ведёт профессиональное направление в библиотеке им. Волошина.

«Очень важно, что у библиотек появилась специализация, что они стали приобретать своё лицо, — говорит он. — Некоторые углубились в театральное искусство, некоторые — в психологию. А библиотека им. Волошина специализируется на востоковедении». В ней, по словам Солкина, можно найти редкие издания, в том числе в электронном виде. Появилось много бесплатных услуг. К примеру, отксерить нужные страницы теперь не проблема. Проходят лекции, встречи с издателями и экспертами.

«Если библиотека остаётся пыльным книгохранилищем, как было раньше, то это, конечно, грустно. А если она меняется, если приходишь и понимаешь, что тебя здесь ждут, что есть великолепный книжный фонд, это радует», — добавляет египтолог.

В Белгороде продолжается реновация библиотек

Одну из модернизированных библиотек в микрорайоне Крейда посетили заместитель мэра Белгорода Ольга Медведева и депутат Горсовета Артём Рязанов. Экскурсию по обновлённому зданию для них провела заведующая Надежда Сапронова.

В библиотеке-филиале № 18 площадью в 197 кв. метров по-новому организовано пространство: созданы зоны с учётом интересов всех возрастных категорий посетителей и установлена новая современная мебель (кафедры, столы, стулья, стеллажи, диваны). Обновлена материально-техническая база, новыми изданиями пополнен книжный фонд. Творческую атмосферу создаёт дизайн помещения в бежево-коричневой гамме, сообщает пресс-служба городской администрации.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья на входе оборудован пандус, а в помещении — система вызова помощника и звуковое оповещение. Стеклянные двери снабжены предупредительными знаками. Такие читатели могут воспользоваться компьютером с сенсорной клавиатурой.

Всего на ремонт здания из муниципального бюджета было выделено более 3 млн рублей.

В Екатеринбурге представили план реновации городских библиотек

Архитектурное бюро SVESMI займется реновацией городской библиотеки №17 на проспекте Ленина, 70.

Фото: сайт Культура.рф

На прошлой неделе в пространстве библиотеке №17 бизнесмены, культурологи, архитекторы и общественники обсуждали будущее городских библиотек. Представители бюро SVESMI представили свой опыт подобной работы в Москве, где библиотеку им. Достоевского превратили из обычной районной читальни в современное пространство, полное не только книг, но и интересных людей, мероприятий, общения. Такое движение проявилось и в других библиотеках Москвы, которые из хранилищ книг превращаются в места, где читают лекции и проводят заседания кружков, устраивают выставки.

Компания SVESMI из Голландии, выигравшая грант на проект в Екатеринбурге, не ограничивает реновацию архитектурой и интерьером: там переосмыслят сам формат библиотеки. Что там делать людям, которые привыкли к передаче информации через гаджеты? И как «примирить» их с приверженцами традиционного книжного чтения в тишине?

Работу планируется делать в два этапа: первый уже идет и будет длится три месяца. На нем будет сформулирована концепция будущей библиотеки. На втором (14 месяцев) проект будут реализовывать. Партнерами проекта стали: арт–агентство July 16, Объединение городских библиотек и департамент культуры Екатеринбурга

Перед тем, как начать экспертную работу, авторы проекта предложили обсудить будущее библиотек с горожанами, посетителями библиотек и городским культурным сообществом. Пока новые пространства решили назвать «Новый медиацентр для Екатеринбурга», но это рабочее название.

«Проект опирается на существующую библиотечную систему Екатеринбурга и работающих в ней профессионалов. Проект также использует опыт архитекторов SVESMI, работавших с библиотеками и медиа-центрами в России, Нидерландах, Румынии и Стамбуле. Цель проекта – не просто сделать более современную библиотеку, способную привлечь больше молодежи и обеспечить комфортную среду для работы и чтения. Основная задача – создание социально-культурного городского медиа-центра нового типа на базе одной из существующих городских библиотек. Сохраняя библиотечную функцию, медиа-центр должен дать возможность горожанам использовать современные способы обмена информацией и предложить новые форматы распространения знаний», – уверены авторы проекта.

Если эксперимент с библиотекой №17 будет удачным (она должна превратиться «в современный социально-культурный центр»), городское управление культуры и муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга готово расширить его на другие районные библиотеки.

Елена Краснова: «Мы мечтаем, чтобы в библиотеке было место и для хипстера, и для пенсионера»

Под конец года принято подводить итоги и загадывать желания на будущее. Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга традиций придерживается и о будущем задумывается со всей серьезностью. Именно поэтому объединение разработало проект «От классической библиотеки к библиотеке нового типа: создание центров культурных коллабораций района (микрорайона)» – своеобразную революцию в библиотечной системе Екатеринбурга. Подробно о проекте нам рассказала директор Муниципального объединения библиотек, заслуженный работник культуры РФ Елена Сергеевна Краснова.

Читайте так же:  Госпрограмме первый автомобиль или семейный автомобиль

— Елена Сергеевна, существует убеждение, что библиотека – достаточно устойчивая система, в которой все работает, как часы. Но, судя по новому проекту, потребность в преобразованиях все же есть?

— Каким образом стало перестраиваться сознание?

— Есть ли опыт подобных проектов в России?

— Этот проект можно назвать уникальным. Ни в одном из регионов России не работают над обновлением библиотек команды из двух стран и трех городов. Но, конечно, мы не единственный город, где задумались о реновации библиотек. Москва и Питер уже идут по этому пути. В Москве, конечно, большое финансирование: там берется библиотека, в ней полностью изменяется пространство, она становится красивой, удобной, совершенно другой с дизайнерской точки зрения – и, естественно, другой по содержанию. Питерский опыт мне нравится больше. Наши коллеги ездили на Санкт-Петербургский культурный форум, который был в ноябре, посмотрели там несколько проектов библиотек: ОхтаLab, «Семёновская» библиотека, Библиотека роста и карьеры. И посмотрели, как там происходит реновация. ОхтаLab – просто произведение искусства, концентрация дизайнерской, научной и библиотечной мысли – квинтэссенция всех мировых библиотечных тенденций. В остальных что-то было очень хорошо, что-то хуже.

— Но у Екатеринбурга наверняка будет особый путь – библиотеки всегда занимали очень важное место в культурном пространстве уральской столицы…

– То есть технически все прекрасно функционирует – в каком же направлении библиотекам нужно содержательно развиваться дальше?

«По карману ли нам город небоскребов?»

Тимур Абдуллаев о том, какой должна быть реновация городов

Решение властей Москвы снести в столице пятиэтажки в рамках программы реновации привело к обсуждению этой темы и в Екатеринбурге, где мэрия пока занимается развитием застроенных территорий, выставляя их отдельными лотами на аукционы. Почему и тот, и другой механизмы могут быть травматичными для города, и какая система реновации была бы более эффективной, размышляет основатель архитектурного бюро In.Form, руководитель «Школы главного архитектора», бывший главный архитектор Екатеринбурга Тимур Абдуллаев.

Когда мы говорим слово «реновация», прежде всего мы должны понять: для чего она нужна? Что в ней ценного для развития городской среды? Что от этого выигрывает город? Что от этого выигрывают люди? Какие механизмы ложатся в основу этого процесса? В последнее время я часто вижу, как это слово очень быстро подхватывают на флаг и начинают его употреблять, немножко лишив его первоначального смысла.

Что же такое реновация?

Реновация — это не просто новое строительство в городе. В этом процессе переплетаются несколько моментов. С одной стороны, реновация — это, конечно, новые возможности для девелопмента с точки зрения развития бизнеса. Но это не главное. Все-таки в первую очередь реновация — это новые возможности для развития городской среды внутри уже существующей городской ткани.

Во-первых, должно быть стратегически определено, где находятся реновируемые территории. Второй шаг — нужно определить правила игры, то есть условия проведения реновации, которые могут быть индивидуальными для каждой территории. Это должно быть определено стратегией пространственного развития Екатеринбурга. Кроме того, вполне возможно, территории под реновацию должны быть отдельно отмечены в генплане города и в документах территориального планирования, включая правила землепользования и застройки. Сейчас этого нет.

Реновационное развитие уже застроенных территорий для бизнеса — всегда тяжелая история. Потому что нужно решать вопросы с большим количеством собственников недвижимости, нужно решать вопросы с замещением старых объектов или с их реконструкцией, иногда это может быть сопряжено с наличием памятников архитектуры и их охранными зонами. Понятно, что это дороже по сравнению с новым строительством на свободной территории. Но если мы хотим говорить именно о реновации, а не о сносе старого и строительстве на том же месте нового, надо создавать механизмы, которые позволят с этими территориями эффективно работать.

К существующей застройке нужно относиться бережно

Не так давно в городе активно действовал механизм реконструкции застроенных территорий (РЗТ). Администрация выставляла на аукционы участки уже существующей городской застройки с целью их реконструкции, но действовал этот механизм, по-моему, достаточно варварски.

По сути никакой «реконструкции» или «реновации», конечно, не происходило

Просто выигравший аукцион застройщик получал право на фактический снос существующей городской застройки и строительство новых зданий, при этом параметры для этой новой застройки никак специально не ограничены исходя, например, из особенностей градостроительного или социального контекста этой территории. Строить можно по максимуму — столько же сколько и при строительстве в чистом поле. Но город — это не чистое поле. Это все-таки живой организм, это ткань, сшитая из определенных сюжетов и фрагментов, которые формируют целостную культурно-пространственную среду. Есть район застройки, которая пусть и не является памятником архитектуры, но представляет собой целостную городскую ткань, а в нее инкорпорируется совершенно чужеродная застройка.

Например, сталинская трех-, четырехэтажная застройка — хороший пример добротной застройки, формирующей вокруг себя аутентичную среду. Такие дома есть, например, в районе улиц Гагарина — Мира. Допустим, какое-то из этих зданий признают аварийным (хотя для меня в таких ситуациях это всегда спорный вопрос: действительно ли оно аварийное?), и девелопер планирует его снести, жителей расселить, а на этой территории построить 25-этажку или сразу три 25-этажки. В контексте окружающей застройки такие высотки, конечно, будут смотреться абсолютно чужеродно. Они абсолютно не будут вписываться в архитектурно-градостроительный ландшафт. Хорошо это для города или нет? В моем понимании это и есть варварство по отношению к городской среде. Поэтому, давая возможность застройщику развивать территорию, необходимо создать четкие правила.

Правила «правильной» реновации

Во-первых, во время реновации не должно происходить искажения архитектурного контекста. Во-вторых, надо всегда помнить, что город — это не просто место. Город — это в первую очередь люди, которые его населяют. Соответственно, люди являются носителями городского духа, городской культуры. И если большое количество населения, проживающее на определенной территории, вынуждено исходя из планов по реновации переехать на новое место, вымывается и понятие городского культурного контекста.

Можно привести простой пример. Нам очень нравится, когда находясь в старой доброй Европе, мы ощущаем дух места, дух времени. Видим, что на первых этажах зданий расположены магазинчики и рестораны, в которых работают столетиями работают представители одних и тех же семей. Это люди со своими особенностями, привычками, распорядком жизни, которые веками населяют эту территорию. И во время путешествий самым интересным для нас часто оказывается именно погружение в эту среду. Если мы хотим воспринимать наш город как такое же культурное пространство, наверное, мы должны обо всем этом думать.

Принимая решение о развитии территории, предполагая реновационное развитие, мы должны на нескольких уровнях прорабатывать механизмы, как будет проходить эта работа: с точки зрения архитектурно-градостроительной, с точки зрения урбанистической, с точки зрения социальной, с точки зрения экономической

Но у нас, к сожалению, очень часто все передавливает простая и сиюминутная экономическая целесообразность, когда вопрос решается очень просто: чтобы расселить трехэтажку и ее снести, сколько надо построить на ее месте квадратных метров? Застройщик считает, что 20 этажей, и никто его никак не ограничивает. Администрация продает территорию лотами и при этом не облагает инвестора никакими дополнительными условиями, которые требовали бы соблюдения прав и интересов людей, которые на этой территории проживают. Которые требовали бы сохранения определенного архитектурно-градостроительного контекста и памяти места. Это влечет к последствиям, которые, как мне кажется, являются для города травматичными.

Читайте так же:  Для многодетных семьях какие изменения

Доходность и этажность

Таких примеров много. Допустим, проект «Екатерининского парка» в квартале улиц Свердлова, Азина, Мамина-Сибиряка, Шевченко. Сейчас вдоль улицы Свердлова выстроены пяти- и шестиэтажные сталинские дома. Когда-то эта улица была эталоном гостевого, лицевого маршрута города, а эти здания — очень качественные архитектурные объекты, которые являются памятниками, может быть, не архитектуры, но своего времени точно. И вот в этом квартале планируется 35-этажная застройка. Понятно, что она абсолютно девальвирует масштаб и задавливает эти объекты с точки зрения их дальнейшего восприятия в городском контексте.

Другой пример — снос заброшенного кинотеатра «Темп», здание которого было построено в стиле конструктивизма. Теперь на его месте планируется возвести жилье. Хотя этот кинотеатр не являлся памятником архитектуры, он связан с памятью места, с культурным контекстом территории и представляет средовую ценность.

Высотность и этажность нового жилищного строительства – одни из наиболее больных вопросов. Выстраивая механизмы реновации, администрации следовало бы создать различные высотные регламенты в разных частях города, чтобы не было такого хаотичного изменения городского ландшафта внутри города. Должны существовать определенные локации для высотного строительства. Например, есть у нас район Сити. Мы понимаем, что он будет развиваться как территория с высотной застройкой. Есть отдельные архитектурно-градостроительные узлы, в которых также целесообразно появление высотных архитектурных доминант. Но 30-ти этажные здания не могут просто так возникать в центре существующих жилых кварталов, что повсеместно у нас сейчас происходит.

Естественно, бизнесом движет экономика – он стремится к экономической эффективности и прибыльности проектов, смешно требовать от девелоперов какой-то абстрактной социальной ответственности при развитии города. Это уже как раз задача городской администрации — создать правила и условия игры, при которых возможен поиск баланса. Конечно, многое определяет высокая стоимость земли, но это тоже не безусловный аргумент.

Стоимость земли в крупных европейских городах намного больше, но жилая застройка в основном не превышает 10-12 этажей. Думаю, важнейшую роль играют градостроительные регламенты и параметры, заложенные в правилах землепользования и застройки – и этот инструмент находится в руках у администрации города. Если территория под застройку в соответствии с этими документами позволяет строительство на определенной территории зданий до 25 этажей, то и стоимость этой земли будет высокой. Если бы был установлен жесткий регламент, ограничивающий высотность, например, до 5 этажей, стоимость такого участка была бы другой. Считаю, что градостроительная политика не в последнюю очередь определяет параметры застройки и городской силуэт через влияние на капитализацию городской земли.

Как это устроено в Европе

Как устроен механизм развития застроенных территорий в европейских странах? Там зачастую мастер-девелопером выступает городская администрация. То есть сначала формируется единый проект застройки, в котором сбалансированны как общественные, так и жилые, и, если надо, производственные функции. Такой проект обычно предусматривает наличие жилья разного класса. Чтобы люди различных социальных категорий, в том числе не очень обеспеченные, могли продолжать жить на этой территории и после реновации. На этапе создания проект проходит общественные обсуждения. Когда проект сформирован, приглашаются девелоперские компании, которые уже выбирают, в какие из обозначенных объектов они готовы инвесторовать: в гостиницу, в строительство жилья или, может быть, торгового центра. При этом ответственность за девелопмент территории в любом случае ложится на администрацию.

Но пока администрация города не берет нас себя роль мастер-девелопера. Гораздо проще как будто бы делегировать этот вопрос бизнесу, строительным и девелоперским компаниям. Но быть социально ответственным — не задача бизнеса, это задача города.

К слову о московской реновации, в рамках которой объявили о сносе пятиэтажек. Тут есть несколько факторов. Москва достаточно давно начала захлебываться в развитии периферийных районов. Это уже начало приводить к транспортному коллапсу и к социальной напряженности. Давно стоит вопрос: надо ли Москве дальше прирастать спальными районами по периметру? Если нет, значит, надо искать ресурсы для развития внутри города. Сама по себе это хорошая мысль, потому что в конечном итоге реновация должна приводить к повышению качества городской среды. То есть к инвестированию денег в город, а не к размазываю ресурсов вокруг. Но как это будет происходить в реальности? Если вместо трехэтажного здания застройщик обычно хочет построить 20-этажку, то вместо пятиэтажного — минимум 40-этажку. В конечном итоге это приводит к тому, что Москва превратится в город небоскребов.

Само по себе это не плохо. Это плохо только в контексте того, что сейчас инфраструктура не рассчитана на город небоскребов

Но Москва много делает для исправления этой ситуации, например, развивает устойчивые систему городского транспорта – метро, городские электрички. Нужно понимать, что это все развивается не за счет ресурсов одной Москвы, а за счет всей России. Это инвестиции российского государства в Москву. К сожалению, другие города на такое рассчитывать не могут. Поэтому, когда мы рассуждаем о применении московских сценариев реновации к Екатеринбургу, сразу возникает вопрос: по карману ли нам город небоскребов?

Видео (кликните для воспроизведения).

Фото: сайт мэра Москвы, Вячеслав Солдатов

Источники


  1. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
Происходит реновация библиотек
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here